Rambler's Top100
Статьи
Владимир Иванович ДРОЖЖИНОВ  Александр ШТРИК  26 декабря 2008

Информационная грамотность и социально-экономическое развитие (статья)

Сегодня ученые и практики рассматривают в основном два вида экономики: традиционную индустриальную и развивающуюся экономику знаний. В основе последней лежит информация. Поэтому информационная грамотность граждан является важнейшим фактором ее становления и развития. Соответственно, ключевая роль отводится методам и средствам измерения информационной грамотности и соответствующим индикаторам информационной грамотности.

Информационная цепочка образования (производства) знаний включает четыре стадии: создание, пакетирование, распределение и использование информации. Информационная  грамотность охватывает навыки и квалификацию, необходимые при использовании этой информации и для их оценки требуются соответствующие индикаторы.  Информационная грамотность является составным компонентом создания знания в цикле его производства. Этот цикл включает авторов, изобретателей, исследователей и другие категорий работников, которые производят новое знание в форме статей, книг, текстов, патентов. Знания в этих формах издатели пакетируют либо в виде книг, журналов, газет и др. твердотельных носителей,  либо в виде баз данных на оптических дисках, контента веб-сайтов  и других электронных носителей. Носители произведенной и обработанной  информации, в свою очередь, накапливаются и  распространяются книжными магазинами, библиотеками и другими информационными поставщиками, чтобы удовлетворить потребности научных работников, преподавателей, студентов, бизнесменов и иных слоев общества.  
 В. Дрожжинов А. Штрик 

Характеристики Индустриальная      экономика   Экономика знаний
Ресурсы Материалы труднодоступны и стоят дорого Информация в большинстве случаев широко доступна по приемлемой стоимости
 

Использование

ресурсов
Материалы исчерпываются в процессе использования для выпуска продукции и требуют затрат при их пополнении Информация доступна для распространения и может аккумулироваться при ее использовании
Долговечность  Материалы обычно не меняются и не портятся со временем  Информационные потребности постоянно изменяются, а качество информации быстро ухудшаться – она устаревает
Распределение Материалы и продукция требуют транспортировки и стоимость этого определяется местом нахождения того и другого и доступом к ним  ИКТ-инфраструктура распространения  существуют, а информация (материал) и знания (продукция) могут распределяться в широких пределах
Собственники и законы  Продукты могут быть запатентованы, доступ к ним проконтролирован, а налоги получены Знания могут создавать трудности для регулирования и налогообложения 
Ценообразование  Цена обычно фиксируется исходными затратами (накладные расходы), трудоемкостью и транспортными расходами Цена в основном определяется затратами на Интернет и может сильно зависеть от контекста

Все существующие стандарты основаны на том, что достижение информационной грамотности являются непрерывным процессом (континуумом) как с позиции средств или методов, требуемых на различных этапах и уровнях обучения человека, так и в смысле того, что применяемые средства используются интегральными способами, а не как строго линейные последовательные процессы. Так в ходе получения образования развитие информационной грамотности начинается на самой ранней стадии в школе и продолжается при получении высшего образования и в ходе последующего пожизненного обучения.  В более развитых странах развитие информационной грамотности объединяется с получением навыков по использованию ИКТ, поскольку в настоящее время цифровые технологии и электронные базы данных являются первичным источником получения информации. Таким образом требуется объединение познавательных и технических навыков, необходимых в процессе доступа к информации и ее использования. Непрерывность процесса достижения людьми информационной грамотности, определяемая существующими стандартами, может быть представлена в виде структуры на рис. 1.  
Информационная грамотность рассматривается как центральный элемент во многих моделях, описывающих компетентность взрослых  людей.  Например, как показано на рис. 2,  умения писать, читать и считать являются базовыми навыками; затем следуют навыки по использованию современных ИКТ-технологий,  электронных  СМИ, средств коммуникаций и сетевых технологий. Наконец, на самом высоком уровне располагается информационная грамотность, которая охватывает умение идентифицировать информационные потребности, определять местонахождение информации, восстанавливать, оценивать и использовать информацию, а также соблюдать права интеллектуальной собственности передаче  информации и знаний.  Специалисты утверждают, что все эти навыки действительны в каждом обществе независимо от социально-экономического развития страны. Модель последовательного развития навыков и квалификации людей
представлена на рис. 2.  
 

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ

 

 
Определение и озвучива-ние инфор-мационных потребностей Поиск и доступ к информации Оценка качества информации Организация  информации Использо-вание информации Распрост-ранение и этичное использо-вание информации Другие информа-ционные навыки
 

ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ

 

Использование  цифровых технологий Использование средств передачи Использование сетевых технологий Просеивание сообщений СМИ Анализ сообщений СМИ Другие навыки в области  ИКТ/СМИ
 

НАВЫКИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИКТ И ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ

 

  Умение читать Умение писать Умение считать Другие базовые навыки  
 

БАЗОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

 
      Умениеговорить Умение выслушивать    
 

ЛИЧНЫЕ КОНТАКТЫ

 

      Умение мыслить    
 

ПРЕДПОСЫЛКИ

 

На рис. 3 приведена иерархическая модель развития базовых навыков.  С одной стороны, высшее образование опирается на общие базовые знания, полученные в процессе доинститутского образования. С другой стороны, полученные навыки являются фундаментом для последующего профессионального образования в ходе пожизненного обучения.


См. также статью В. Дрожжинова и А.Штрика «ИКТ как поддержка деятельности законодательной власти»
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!