Rambler's Top100
Статьи ИКС № 4 2006
Владимир ЛИТВИНОВ  01 апреля 2006

Московский рынок фиксированной связи

История либерализации длиной в 10 лет В 1994 г. в Москве было проведено акционирование государственных предприятий-монополистов телефонной связи, предоставляющих полный набор услуг телефонии: МГТС – «Московской городской телефонной сети» (местная связь) и ММТ – «Московского междугородного и международного телефона» (дальняя связь). Около 4 млн телефонных номеров, более 200 тыс.

История либерализации длиной в 10 лет

В 1994 г. в Москве было проведено акционирование государственных предприятий-монополистов телефонной связи, предоставляющих полный набор услуг телефонии: МГТС – «Московской городской телефонной сети» (местная связь) и ММТ – «Московского междугородного и международного телефона» (дальняя связь). Около 4 млн телефонных номеров, более 200 тыс. междугородных/международных вызовов в сутки, более 1 млн счетов, ежемесячно выставляемых абонентам за предоставленные разговоры, – вот некоторые показатели работы предприятий десять лет назад. Акционирование обеспечило контроль со стороны государства (38% акций) при частичной передаче акций трудовым коллективам и администрации (15%).

Либерализация рынка связи в Москве началась в основном с создания в начале 90-х годов совместных предприятий: «Комстар» (российско-английское), «Комбеллга» (российско-бельгийское), «Спринт» (российско-американское), «Артел» (российско-ирландское) и др. Железный занавес рухнул, и наряду с освоением новых технологий это способствовало формированию нового подхода к управлению компанией в рыночных условиях, нового класса управленцев-менеджеров.

Одновременно зарубежные менеджеры знакомились с особенностями работы в российских условиях. Либерализация в отрасли связи, выразившаяся в открытом лицензировании, свободе тарификации, сертификации и пр., привела к появлению в Москве десятков юридических лиц, получивших разрешение на предоставление услуг связи и телематики. Связь оказалась чрезвычайно привлекательной сферой рыночной экономики – в отрасль устремились инвестиции, способствовавшие достаточно быстрой окупаемости проектов. При этом если до реформ инженерно-технический состав предприятий связи формировался из выпускников институтов связи, то в 90-е годы в телекоммуникации пошли новые интеллектуальные силы из военно-промышленного комплекса, академических институтов и т.д. Постепенно из бывших специалистов различных структур (Минсвязи, госпредприятий, совместных предприятий) стал формироваться класс собственников новых телекоммуникационных компаний связи. Зачастую от СП (например, «Инком») сохранялся лишь бренд, а собственниками бизнеса становились менеджеры, фактически управляющие компанией.

Успех пула новых частных компаний связи определялся совокупностью следующих факторов:
  • Степень доступности технологических и административных ресурсов связи операторов СОП.
  • Наличие абонентской базы, в первую очередь VIP-клиентов.
  • Инвестиционные возможности компании.
  • Реальный класс собственников и рыночно ориентированного менеджмента компании, заинтересованных в конечном результате.
  • Свобода в тарифном маневрировании при предоставлении услуг связи.

    Необходимо отметить, что сформированные открытые акционерные общества МГТС и ММТ также были приспособлены в основном для работы в рыночных условиях, чему способствовали:
  • Стабильная клиентская база (около 4 млн абонентов).
  • Колоссальные производственные мощности.
  • Профессиональный состав специалистов, сформированный за много лет.
Конечно, имелись и сдерживающие факторы: в первую очередь необходимость согласования тарифов с регулирующими органами, в частности с антимонопольным ведомством. Таким образом, с каждым годом у этих «столпов» телефонной связи в Москве появлялось все больше конкурентов, зачастую работающих с использованием технологических ресурсов данных предприятий.

Особенно ощутимо ударили десять лет рынка по судьбе старейшего предприятия дальней связи – ММТ (бывшей Центральной междугородной телефонной станции, которая в 80-е годы признавалась Минсвязи СССР лучшим предприятием связи Союза). ММТ, обеспечивая услуги междугородной и международной связи в Москве и являясь весьма лакомым куском для бизнеса, постоянно испытывал прессинг отделения наиболее перспективных и привлекательных объектов. Это произошло с МТС-9, международной станцией, а в 2000 г. ММТ и сам стал филиалом ОАО «Ростелеком», потеряв юридическую самостоятельность.

Несколько отличный, но с той же тенденцией, путь реформирования рынка проходит МГТС. Акционирование, проведенное под эгидой Москомимущества, при определенных обстоятельствах снизило до 28% государственный контроль компании со стороны ОАО «Связьинвест». Это предопределило недавнее решение по приобретению МГТС (53,04% уставного капитала) компанией «Комстар-ОТС», консолидировавшей активы предприятий фиксированной связи АФК «Система» – «Комстар», «Телмос» и «МТУ-Информ». Таким образом, на московском рынке услуг фиксированной связи появляется крупнейший игрок, имеющий серьезную инвестиционную привлекательность и возможность выхода на западные фондовыерынки. Подтверждение тому – состоявшаяся в феврале текущего года продажа на Лондонской фондовой бирже 35%-ного пакета акций компании стоимостью порядка $1млрд.

Причины и последствия

В целом реформирование московского рынка услуг фиксированной связи при данном сценарии развития, похоже, приводит к постепенному исчезновению старейших, с многолетней историей, брендов (ММТ и МГТС) и укреплению брендов периода постлиберализации.

Почему же одно из лучших в стране предприятий связи, ММТ, по существу превращается в набор производственных мощностей для пропуска трафика в составе ОАО «Ростелеком», а другие компании, например «Центральный Телеграф», «Комстар-ОТС», «Голден Телеком» («Совинтел»), занимают весьма устойчивое положение на рынке?

Безусловно, здесь имеет место влияние совокупности факторов:
  • Политика ОАО «Связьинвест» – владельца контрольного пакета акций, направленная на присоединение к «Ростелекому» (после вхождения ММТ в состав национального оператора дальней связи последний получил дополнительно порядка 30% стабильных доходов при оптимизации использования ресурсов на эксплуатацию и развитие средств дальней связи в Москве).
  • Юридическая разрозненность МГТС и ММТ, работавших в одном сегменте клиентской базы московских абонентов и дополнявших друг друга.
  • Отсутствие реального собственника непосредственно на предприятии ММТ.
В результате перипетий рынка прирост междугородного/международного обмена в Москве обеспечивался в основном альтернативными операторами связи. Развитие деловой активности (бизнес-центры, офисы фирм), а также новый жилищный сектор стали прерогативой новых компаний связи. Привлекательные тарифы, качество предоставляемых услуг, оперативность в решении вопросов организации новых сервисов – основные преимущества альтернативных операторов связи. Следует отметить, что и бизнесклиенты ММТ (мелкий и средний бизнес) перешли к другим операторам, при этом консервативный сегмент физических лиц (квартирный сектор) в основном сохранился в «Ростелекоме».

В частности, в столице функционируют сегодня телефонные карты нескольких десятков операторов. При этом «Карта Связи» «Ростелекома» при наличии у компании собственной транспортной сети по комплексу тарифов междугородной и международной связи находится на одном из последних мест (по данным интернет-магазинов телефонных карт). Поэтому объем продаж телефонных карт, по подсчетам автора, составляет менее 1% в доходах недавнего монополиста дальней связи.

Безусловно, появлению большого числа операторов телефонной связи способствовало разрешение в конце 90-х годов использования IP-компрессии для голосовой связи. В Москве образовалось множество условных торговых точек, продающих карты услуг дальней связи по свободным ценам с использованием сети связи общего пользования и вкладывающих минимальные средства в ее развитие.

Кроме того, появился ряд дополнительных сложностей с реализацией услуг связи. Обилие альтернативных операторов на рынке усложнило взаимодействие с дилерской сетью, породив с их стороны диктат требований агентского вознаграждения (25–30%), взносов в рекламный бюджет и т.д. Десятки альтернативных операторов телефонной связи, объединенных в основном на базовых объектах ММТ и МГТС, образовали между собой сложную паутину физических связей, слабо поддающихся логическому пониманию и соответственно проверке выполнения условий лицензирования. Неслучайно возникли проблемы в виде несанкционированного подключения к абонентским линиям при проведении телефонных переговоров, несанкционированного пропуска трафика, продажи телефонных карт на услуги связи с неудовлетворительным качеством и др. Скажем, ММТ ежемесячно получал несколько тысяч письменных претензий по поводу несогласия со счетами за междугород ные/международные переговоры, порядка 10% из них передавались в судебные инстанции.

Новая политика и диспозиции игроков

Поэтому весьма логичной является новая политика Мининформсвязи, направленная на упорядочение процессов регулирования и контроля услуг связи. Демонополизация рынка дальней связи, по моему мнению, должна отразиться на деятельности альтернативных операторов фиксированной связи, формируя новый пул игроков на этом поле. Наряду с «Ростелекомом» предоставлять услуги дальней связи в соответствии с выданными лицензиями получают возможность другие компании: «Межрегиональный ТранзитТелеком», «Голден Телеком», «ТрансТелеКом», «Центринфоком» и десяток других лицензиатов. Иногда высшие руководители компаний после получения необходимых разрешительных документов делают смелые заявления о начале предоставления услуг дальней связи через год, о необходимом объеме инвестиций $40 млн и т.д. и т.п. Такая поспешность в основном происходит от недостаточного понимания сложнейшей совокупности вопросов, которые необходимо решить новому оператору, – от проектирования и строительства до организации реального процесса управления и эксплуатации сети дальней связи, взаимодействия с операторами местных сетей, клиентской средой и т.д.

Рискну предположить, что в текущем году в дополнение к «Ростелекому» предоставлять услуги междугородной/международной связи в полном объеме сможет только МТТ как компания, ориентированная в кадровой политике на специалистов, имеющих опыт организации эксплуатации сети дальней связи.

Вместе с тем необходимо отметить, что позиция «Ростелекома» при демонополизации рынка дальней связи объективно становится весьма уязвимой. Это объясняется совокупностью следующих обстоятельств:
  • значительные издержки компании на эксплуатацию канальной инфраструктуры советских времен, обслуживание спецпотребителей и спецмероприятий, в том числе в случае чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, военных действий и т.д.).
  • изменение позиции «Ростелекома» в формировании договорных отношений с межрегиональными компаниями связи, а также с МГТС (операторы теперь имеют возможность альтернативного выбора маршрута для своих абонентов, формирования биллинговых данных и расчетов с ними, а значит, получают дополнительные преимущества при заключении договора с «Ростелекомом»).
Последний фактор, а также вероятное расширение повременного учета местных телефонных разговоров, цифровизация сетей зоновой и местной связи определенным образом должны повысить капитализацию региональных телекомов и МГТС на фондовом рынке. В целом «Ростелекому», не имеющему непосредственного контакта (за исключением Москвы) с клиентом по оказанным услугам междугородной/международной связи, становится сложнее обеспечивать своевременность и полноту сбора сведений по формированию консолидированной отчетности об услугах. Пожалуй, наиболее сложна для «Ростелекома» ситуация в московском регионе, где чрезвычайно высока степень конкуренции и весьма значительно влияние других игроков – «Комстар-ОТС» и МТТ, акционерами которых являются АФК «Система» (79,3% капитала «Комстар-ОТС») и «Телекоминвест» (на паритетных началах с АФК «Система» владеет акциями МТТ). Тем более что «Ростелекому» в последние годы не удается предложить абонентам новые сервисы, за исключением интеллектуальных услуг связи. А ведь коммутаторные цехи и переговорные пункты могли при минимальных инвестициях быть преобразованы в современные call-центры и сервис-центры связи с широким набором дополнительных услуг.

«Ростелеком» в Москве, в отличие от главных конкурентов – «Комстар-ОТС» и «Голден Телеком», не предоставляет услуги местной связи, не продает номерную емкость, следовательно, не имеет собственной абонентской базы.

Вместе с тем «Ростелеком» обладает и существенными преимуществами, которые позволят как минимум в течение ближайших трех лет сохранять лидирующие позиции на рынке дальней связи:

Профессионализм ключевых специалистов, опыт эксплуатации, сформировавший оптимальные алгоритмы управления сетью связи.

Новоиспеченные операторы в абсолютном большинстве используют канальную инфраструктуру «Ростелекома», что имеет существенное значениев формировании договорной политики.

Консерватизм клиентской среды, знающей «Ростелеком» как надежного партнера.

Появление возможности гибкого тарифного маневрирования.

Объективный рост междугородного/международного трафика от альтернативных операторов, в том числе IP-операторов, которые будут вынуждены заключать договора о пропуске трафика с операторами дальней связи и представлять услуги клиентам по тарифам, как минимум аналогичным тарифам компании-эмитента. Эксперты утверждают, что до 30% трафика дальней связи проходит, минуя технические средства «Ростелекома». Таким образом, при эффективной работе органов надзора, формулировании ясных и понятных пунктов директивных документов, лицензионных условий имеется существенный ресурс прироста трафика для операторов дальней связи.

И все-таки ключевой момент сохранения «Ростелекомом» доминирующего положения на рынке дальней связи – удержание клиентской базы (в первую очередь частного сектора) в московском регионе при минимальном снижении тарифов междугородной/международной связи.

Все перечисленное свидетельствует о многовариантном позиционировании «Ростелекома» в ближайшей перспективе, которое в итоге будет зависеть от правильной стратегии развития компании.

Неоднозначны и позиции альтернативных операторов фиксированной связи (в том числе и IP). А это означает, что вторая пятилетка нового века станет периодом слияний и поглощений этих операторов. В ходе нового передела московского телекоммуникационного рынка сформируются цивилизованные формы работы достаточно ограниченного числа операторов при предоставлении услуг междугородной и международной связи. Оптимизация рынка услуг фиксированной связи в Москве еще более повышает его привлекательность. В развитии бизнеса телекоммуникаций, как отмечают аналитики, приоритет смещается от насыщенного сотового бизнеса к новым мультимедийным услугам фиксированных сетей, основанным на широкополосном доступе.

Реформирование московского рынка услуг фиксированной связи приводит к постепенному исчезновению старейших, с многолетней историей, брендов и укреплению брендов периода постлиберализации
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: