Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2006
01 ноября 2006

Услуги с разной «субординацией»

В GPS есть две службы позиционирования с разной точностью определения местоположения (ТОМ) – стандартная (Standard Positioning System, SPS) и повышенной точности (Precise Positioning System, PPS). Сервис SPS доступен во всем мире без ограничений, доступ к PPS разрешен лишь авторизованным пользователям (военные и правительственные структуры, ограниченный круг гражданских клиентов).

В системе изначально заложен режим селективного доступа SA (Selective Availability), при котором точность определения координат SPS преднамеренно снижается примерно в 4 раза за счет введения в навигационное сообщение ложной информации о поправках системного времени и орбитах КА. И хотя с мая 2000 г. это принудительное загрубление отменено, режим остался.

ГЛОНАСС тоже предусматривает два вида навигационных услуг по ТОМ: стандартную (СТ, аналогичная SPS) и высокой точности (ВТ). Первая общедоступна на глобальной основе при наличии у пользователей соответствующей аппаратуры. Услуги ВТ – только для военных и ограниченного круга авторизованных российских пользователей. Главное отличие ГЛОНАСС от двух других систем – отсутствие режима селективного доступа.

Для Galileo планируется создать навигационные (OS, CS, PRS и SOL) и поисково-спасательную (SAR) службы. Услуги открытой базовой службы (OS) будут доступны любому обладателю приемника Galileo: бесплатная передача шести навигационных сигналов на трех несущих частотах. Проектируемая точность определения координат не хуже, чем в разрабатываемой Boeing системе GPS III, которая будет совместима с Galileo.

Коммерческая служба (CS) будет предоставлять зарегистрированным пользователям (геодезические службы, геологоразведка и др.) платные услуги с более высокой точностью за счет дифференциальных поправок и точного вычисления времени задержки сигнала в ионосфере.

Сервисы общественной службы (PRS) предназначены для профессионалов – полиции, госструктур, служб гражданской обороны, обеспечения правопорядка, экстренной помощи и т.д. Одно из главных требований – защищенность от внешних воздействий и невозможность использования навигационных сигналов незарегистрированными пользователями.

Вопросы обеспечения безопасности, связанные с угрозой жизни людей, входят в компетенцию службы SOL. Она будет обеспечивать навигационной информацией воздушный и морской транспорт, причем вероятность определения координат с первой попытки – не менее 0,999. Такие характеристики требуются, например, при швартовке и движении судов в порту, движении поездов и т.д.

Служба SAR создается для обеспечения безопасности мореплавания. На борту каждого КА будет установлен ретранслятор, принимающий сигналы SOS от судов, терпящих бедствие, на частотах 406,0–406,1 МГц и ретранслировать их в полосе 1544–1545 МГц наземным пунктам службы. Точность определения местоположения аварийных радиомаяков будет не хуже 10 м, что на несколько порядков выше, чем в существующей системе Cospas–Sarsat (ее точность– до 5 км).
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: