Rambler's Top100
Статьи ИКС № 04 2010
Игорь КИРИЛЛОВ  01 апреля 2010

Новые грани IP-телефонии

IP-телефония вышла далеко за рамки передачи голоса – на ее основе сегодня развиваются универсальные телекоммуникационные решения. И ведущую роль в этом играют программные продукты.

Роль систем связи для современных компаний, работающих на высококонкурентных рынках, сложно переоценить. Основная борьба технологий разворачивается в сфере цифровых решений, в частности IP-телефонии. Сегодня количество услуг и возможностей, основанных на IP-технологиях, чрезвычайно велико.

Помимо преимуществ это обстоятельство порождает и свои проблемы: для многих сотрудников компаний новые функции связи создают массу неудобств, поскольку им приходится пользоваться разнородными аппаратными и программными средствами связи. Но ведь новые технологии должны повысить производительность каждого сотрудника, а не запутать его. В этом контексте именно IP может стать общей платформой, способной объединить различные корпоративные системы связи.

Сегодня IP-телефония уже вышла далеко за рамки банальной передачи голоса: в сети можно обмениваться данными, видео, обеспечивать множество производных услуг. О том, как идет развитие данного направления и что ждет корпоративного заказчика в скором будущем, мы спросили у ведущих экспертов отрасли – представителей крупнейших мировых производителей и их российских партнеров.

Вектор развития IP-коммуникаций

На сегодняшний день основной тенденцией развития корпоративных коммуникаций на базе протокола IP является конвергенция всех видов телекоммуникационных услуг – голоса, видео, электронных и мгновенных сообщений, факсов – и их интеграция с информационными системами компаний. Эта тенденция получила название Unified Communications, и именно она вызывает наибольший интерес у корпоративных потребителей, да и не только у них. На сегодняшний день крупные организации тяготеют к внедрению UC, тогда как компании сектора SMB предпочитают системы типа «все в одном» либо прибегают к аутсорсингу. Малые и средние компании (с количеством сотрудников менее 200 человек) получают неоспоримую выгоду от «коробочных» решений, экономя на пространстве, потреблении электроэнергии, интеграции, мониторинге и управлении. Крупные организации, как правило, уже перешли на следующую стадию развития IP-телефонии, т. е. активно используют программные приложения, реализующие расширенные функции. Тем не менее повсеместно встречаются ситуации, когда новая IP-АТС используется в сугубо «телефонном» виде, а новые функции и возможности не задействованы.

По мнению Андрея Тюкачева из компании «Verysell Проекты», пока еще у заказчиков наибольшей популярностью пользуются базовые решения IP-телефонии, но все чаще клиенты интересуются дополнительными услугами, такими как видеозвонки, Presence (возможность отслеживать доступность абонентов), голосовая почта, виртуальные контакт-центры. Однако в связи с экономическим спадом потребители стали осторожнее относиться к новинкам на рынке VoIP-решений, предпочитая проверенные и апробированные продукты.

В то же время крупные компании пытаются реализовать централизованную систему управления телефонией. Константин Ваксин («Инфосистемы Джет») считает, что для корпоративных заказчиков наиболее интересны возможности проведения удаленных конференций с использованием инструментов совместной работы, дистанционного обучения сотрудников, обмена короткими сообщениями (Instant Messaging) и т.д. Основная выгода от этого – экономия денежных средств, времени и человеческих ресурсов. Немаловажную роль играет и увеличение эффективности работы компаний при внедрении современных технологий, например, при создании удаленных рабочих мест. Сдерживающим фактором развития IP-телефонии остаются пока еще довольно высокие тарифы на доступ в Интернет в некоторых регионах РФ на фоне сокращения доходов населения. Однако постепенно ситуация меняется в лучшую сторону.

Тем не менее Сергей Малиновский из компании КРОК полагает, что вектор развития IP-коммуникаций у крупных корпораций и в секторе SMB в основном один и тот же. И состоит он в процессе объединения в корпоративной сети средств передачи голоса, видео, конференц-связи и приложений, ориентированных на работу в глобальных сетях. Сама же концепция Unified Communications сформировалась в результате естественной эволюции и расширения рамок технологии VoIP.

Разнообразные системы для современной корпоративной IP-телефонии и UC так или иначе предлагает большинство крупных производителей телекоммуникационного оборудования. Основная масса новинок – это программные решения, но и аппаратные (точнее, программно-аппаратные) комплексы продолжают активно развиваться.

Аппаратные платформы

Начнем с аппаратных решений, наиболее актуальных на российском рынке в нынешних непростых экономических условиях. Финансовый кризис в первую очередь затронул компании малого и среднего бизнеса. Возможность автоматизировать некоторые процессы и оптимизировать расходы за счет нового оборудования, дополнительных услуг и технологий стала, по мнению многих потребителей, не столь привлекательной, как в докризисное время.

По мнению Николая Школьникова («Панасоник Рус»), восстановление спроса на офисные АТС, в частности, на дополнительные сервисы и новые технологии докризисного периода займет несколько лет. На сегодняшний день в России представлены IP-АТС Panasonic серии TDE; в прошлом году на нашем рынке появилась модель старшего уровня KX-TDE600 со всеми особенностями серии TDE: интегрированный в плату центрального процессора IP-шлюз, поддерживающий основные протоколы IP-телефонии (H.323 и SIP), возможность работы с CTI-приложениями и т. д.

По сравнению с уже известными на российском рынке младшими моделями серии TDE новая разработка Panasonic обладает большей емкостью. Возможности станции позволяют строить на основе IP-АТС телефонные сети емкостью до 1152 внутренних абонентов. В новой модели также реализована передача видео между внутренними SIP-абонентами телефонной сети, независимо от их местонахождения. Еще одна особенность IP-АТС серии TDE – наличие встроенного СTI-сервера. Кроме того, уже в этом году начнутся продажи новой IP-платформы небольшой емкости – KX-NCP1000, предназначенной для объединения нескольких офисов компании в общую корпоративную сеть с использованием VoIP. Она поддерживает основные протоколы IP-телефонии – SIP и H.323.

По мнению Ильи Федорушкина из Cisco, основное преимущество продукции компании состоит в том, что Cisco может предложить законченное решение, а не только его отдельные части. На уровне систем коммутации голосовых сообщений у Cisco есть широчайший спектр решений – корпоративного (линейка Cisco Unified Communication Manager) и операторского класса (PGW2200 и BTS10200), способных обслуживать от восьми абонентов до 70 тыс. и более. Стоит отметить серию устройств типа ISR (Integrated Service Router), которые фактически представляют собой универсальный «конструктор» коробочных решений. На базе платформы ISR, в зависимости от поставленных задач, можно организовать сеть передачи данных, УПАТС, средства информационной безопасности и удаленного доступа и т. д. Для небольших компаний Cisco предлагает платформу унифицированных коммуникаций UC500, рассчитанную на обслуживание от восьми до 64 рабочих мест.

Из универсальных VoIP-решений Alcatel-Lucent на российском рынке наиболее популярна аппаратно-программная платформа для сегмента SMB под названием OmniPCX Office. Кроме традиционных телефонных функций (DECT, аналоговая и IP-телефония, поддержка SIP, голосовая почта, встроенный контакт-центр и т. д.), станция позволяет создать корпоративную ЛВС. Однако, по словам Аллы Тиньковой (CompTek), сегодня большая часть систем OmniPCX Office, продаваемых на российском рынке, используется только в качестве телефонных станций.

Традиционно прочны на рынке систем IP-телефонии позиции компании ZyXEL. По мнению Олега Волкова из «ZyXEL Россия», наиболее актуальные и востребованные продукты ZyXEL на российском рынке IP-телефонии – АТС X6004 и X2002. Эти продукты имеют модульную структуру и позволяют, начав с минимальной конфигурации (32 пользователя), постепенно наращивать мощность IP-АТС, добавляя дополнительные модули и функциональные возможности. В случае X6004 функция ZyStack позволяет объединить в стек до пяти шасси, увеличив общее количество абонентов до 1280.

IP-АТС X6004 и X2002 дают сотрудникам возможность подключиться к корпоративной телефонной сети из любого места, где есть Интернет, и пользоваться всеми функциями офисной АТС точно так же, как со своего рабочего места в офисе. Благодаря встроенной поддержке протокола SIP можно подключить IP-АТС к Интернету и заказать у оператора IP-телефонии необходимое количество телефонных номеров. Для связи с городской телефонной сетью в IP-АТС от ZyXEL установлены транковые модули FXO или E1. К тому же VoIP-решения ZyXEL поддерживают стандарт SIPv2 для совместной работы с абонентским оборудованием других производителей и с международными операторскими сетями IP-телефонии.

Компания Tadiran предлагает на российском рынке множество аппаратных и программных решений для IP-телефонии. Один из основных ее продуктов – станции FlexiCom R, способные функционировать как VoIP-серверы и поддерживающие до 4 тыс. абонентов. В системе FlexiCom R можно использовать мобильные телефоны в качестве внутренних номеров корпоративной АТС. С помощью функций FlexiCall и Freedom пользователи смогут отвечать на звонки, приходящие на их офисные телефоны, со своих сотовых аппаратов, а также пользоваться функциями аудиоконференций, голосовой почты и т. д.

Кроме того, по словам Руди Вальдмана из Tadiran, в решениях компании широко используются программные приложения, расширяющие функции IP-телефонии. Например, сотрудники могут указывать на визитных карточках всего один телефонный номер и отвечать на входящий вызов с любого аппарата в любом филиале корпорации либо с сотового телефона, если звонок застает их в пути. У них есть возможность подключаться к телекоммуникационной системе своего центрального офиса из любой точки мира через Интернет, получать консультации, участвовать в конференциях, обмениваться мгновенными сообщениями. Решения Tadiran поддерживают аналоговые, мобильные и IP-телефоны (по протоколам SIP и MGCP), а также софтфоны.

Программные продукты как основа современной телефонии

Сегодняшняя IP-телефония – это по сути программный продукт. Именно программная составляющая позволяет создавать качественно новые услуги в сфере корпоративной связи; к тому же современное ПО может работать фактически на любой аппаратной платформе. В связи с этим ведущие мировые разработчики систем IP-телефонии сосредоточили усилия на создании и продвижении программных решений.

Как говорит Георгий Санадзе (Avaya), компания постепенно уходит от привязки к аппаратным платформам и переносит все свои решения в область чисто программных продуктов. У Avaya есть несколько интересных разработок, из которых в первую очередь стоит отметить Modular Messaging – систему унифицированных сообщений на основе IP-протокола и открытых стандартов. Она предназначена как для отдельных предприятий, так и для компаний с разветвленной сетью филиалов и поддерживает функции ответа на звонки, голосовой почты и речевого взаимодействия. Система Unified Conferencing – это аппаратно-программная платформа, которая предоставляет компаниям широкий выбор инструментов для совместной работы. Avaya предлагает конфигурации для организаций любого размера с возможностями конференц-связи (до 300 участников), веб-конференций, совместной работы над документами и общего доступа к приложениям. Решение Avaya Home Agent позволяет оператору контакт-центра работать на дому, в удаленном филиале или в любом другом месте, где есть подключение к Интернету.

Кроме того, Avaya предлагает сегодня решение CEBP (Communication Enabled Business Proccess), которое позволяет объединить корпоративную телефонию со всеми системами управления предприятием. Михаил Шром из компании Landata считает, что у этой технологии большое будущее, но ее время пока не пришло. Однако на сегодняшний день очень востребована возможность интеграции в единую систему решений различных производителей. Учитывая это, Avaya вывела на рынок новый продукт Session Manager, с помощью которого можно объединять IP-АТС любых разработчиков в общую сеть (с помощью SIP), централизованно управлять планом нумерации и внутрикорпоративным трафиком.

Программные платформы Alcatel-Lucent серии OmniTouch позволяют развернуть на предприятии полноценную систему унифицированных коммуникаций. Недавно компания представила новую разработку для пользователей коммуникаторов под названием OmniTouch 8600 My Instant Communicator Mobile Edition. Этот программный продукт предоставляет доступ к системе корпоративной IP-телефонии мобильным абонентам, сокращая таким образом расходы на сотовую связь.

Еще одно новое интересное решение Alcatel-Lucent – программный сервер OmniTouch 8460 Advanced Communications Server (ACS). На базе этого сервера, в частности, может работать клиентское ПО My Teamwork, которое Игорь Закурдаев и Андрей Двуреченский из «Alcatel-Lucent Россия» относят к числу новых программных разработок, наиболее востребованных на российском рынке (во многом благодаря достаточно быстрой окупаемости).

Продукт позволяет организовать совместную работу как сотрудников локального офиса, так и распределенной корпоративной сети. Возможности Alcatel-Lucent My Teamwork – это не только телефонные звонки, но и проведение многосторонних аудио- и видеоконференций, совместная работа сотрудников с документами и т. д. My Teamwork легко интегрируется с таким ПО, как Windows Mobile 5, IBM Lotus Sametime, My Instant Communicator, Microsoft Office Communicator 2005 и т. д. Кроме того, поддерживается функция One Number Services, благодаря которой телефонный вызов, пришедший на единый номер абонента, будет автоматически перенаправлен на все доступные ему устройства: телефон, коммуникатор, софтфон.

Отметим, что три-четыре года назад корпоративные пользователи начали активно переносить свои приложения в мобильные среды для того, чтобы иметь доступ к корпоративным ресурсам в любое время и в любом месте. Кроме того, в последние год-два на рынке активно продвигается подход SaaS (Software as a Service). В качестве примера можно привести сервис Cisco WebEX, партнером которого в России сейчас является компания CTI. Любопытно, что сегмент SMB начинает проявлять интерес к SaaS-решениям, которые обещают новые возможности без покупки дополнительного оборудования и ПО. Такие решения, по мнению экспертов, окупаются за полгода-год, в зависимости от профиля компании.

Компания Aastra предлагает для корпоративной IP-телефонии множество решений, в частности, комплексную программно-аппаратную систему MX-ONE Telephony Switch. Благодаря распределенной системной архитектуре эта система связи масштабируется от 50 до 50 тыс. пользователей. Однако Денис Дубровин («Аастра РУС») подчеркивает, что это решение не единственное – в продуктовую линейку компании входит широкий спектр как традиционных систем, так и новых IP-решений, сетевых продуктов, различных терминалов и приложений. В то же время существенно, что MX-ONE работает со всеми типами абонентских устройств – аналоговыми, IP-, SIP-, DECT/WiFi-телефонами, программными клиентами для мобильных терминалов и коммуникаторов GSM/3G. Есть также фирменные средства групповой работы и приложение Aastra Mobile Client для мобильных и удаленно работающих сотрудников; модули, поддерживающие видеоконференцсвязь (например, ViPr), и мультимедийный контакт-центр Solidus eCare.

Разработки в области современных средств IP-телефонии ведут не только зарубежные, но и российские компании. Максим Мамаев из АМТ-ГРУП считает, что если до кризиса заказчики позволяли себе внедрять технологии «с избытком», то сейчас возобладал более жесткий подход с точки зрения соотношения цена/функциональность. В этой ситуации АМТ-ГРУП вывела на рынок специализированный бюджетный программный продукт – IP FORUM, предназначенный для организации селекторных совещаний и других видов аудиоконференций в среде IP-телефонии.

Кроме того, компания предлагает систему ACTS, которая ведет ежедневный учет всех телефонных вызовов и рассчитывает их стоимость. В систему заносятся лимиты расходов на услуги связи как для отдельных сотрудников, так и для подразделений. Если эти лимиты исчерпаны, сотрудники и контролирующие лица получают уведомления. Дальше существует возможность автоматически ограничить доступ к платным направлениям. Система способна учитывать не только телефонные вызовы, прошедшие через корпоративную IP-УАТС, но и любые платные услуги, в том числе мобильную связь, и суммировать их на общем счете абонента и подразделения.

ACTS интегрируется с системой управления кадрами и учитывает поступающие из этой системы со-бытия: прием на работу, увольнение, перевод, длительное отсутствие, изменение фамилии сотрудника; создание, переименование и ликвидацию подразделений. Благодаря такой синхронизации удается избежать появления «мертвых душ», неверных телефонных номеров и т.д.

Технологии, реализованные в современных системах VoIP, превращают корпоративную телефонию в универсальный инструмент коммуникаций. Новые разработки освобождают абонента от привязки к рабочему месту или терминалу. Взаимодействие сотрудников компании теперь может охватывать весь мир – там, где есть в наличии Интернет-канал. К тому же снимаются ограничения на виды информационного обмена: голос, передача данных, видеозвонки, средства коллективной дистанционной работы, удаленное обучение, оперативные веб-конференции – все это приносит ощутимые преимущества обладателям подобных возможностей.

Тем не менее, несмотря на обилие разработок ведущих мировых и отечественных производителей, российский заказчик все еще весьма настороженно относится к нововведениям в сфере VoIP, предпочитая перестраховаться. Осторожность в таких вопросах, может быть, и не повредит, но ведь, как показывает международная практика, успеха добиваются в первую очередь те компании, которые первыми сумели разглядеть и правильно использовать в своей работе преимущества новых – в том числе телекоммуникационных – технологий.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!