Rambler's Top100
Статьи ИКС № 10 2010
Рафаэль СУХОВ   12 октября 2010

Нужен ли большому российскому бизнесу ИТ-аутсорсинг?

Несмотря на многолетние рассуждения о выгодах и преимуществах ИТ-аутсорсинга как бизнес-модели взаимоотношений между клиентом и заказчиком, в России она приживается крайне медленно…

Рафаэль Сухов, генеральный директор Stack Labs И причина здесь не столько в бизнес-ограничениях и предвзятости потенциальных потребителей аутсорсинговых услуг, сколько в несогласованности спроса и предложения.

 

Три гарантии в SLA

 

Парадоксально, но факт: многие ИТ-аутсорсеры выдвигают в качестве аргументов в пользу сотрудничества с ними совсем не те доводы, которые действительно хотят услышать их клиенты. Акцент, как правило, делается на финансовой экономии, выигрыше в кадровом вопросе и обязательствах по защите конфиденциальной информации. Это, конечно, важно, но только если клиент уверен, что он получит: 

  •  необходимое ему качество выполнения его бизнес-процессов, выраженное в понятных и доступных обеим сторонам единицах измерения;
  •   четко обозначенную степень ответственности каждой из сторон за результат своих действий/бездействий – вплоть до их влияния на конечный результат;
  •   понятную и удобную схему взаимодействия между его собственным персоналом и персоналом аутсорсера, позволяющую адекватно оценивать ресурсоемкость и стоимость услуг. 

Если эти три условия подкреплены письменными гарантиями аутсорсера в SLA, клиент будет готов обсуждать детали. Если нет – он предпочтет решать стоящие перед ним ИТ-задачи силами штатного персонала. Проиллюстрируем это утверждение на примере кейсов из наиболее сложной сферы ИТ-аутсорсинга – использования ресурсов коммерческого ЦОДа для ИТ-поддержки бизнес-процессов компаний, работающих на высококонкурентных рынках и предъявляющих повышенные требования к обеспечению непрерывности бизнеса и информационной безопасности.

 

Аутсорсинговый ЦОД для динамично развивающегося телеком-проекта

 

Клиент, о котором пойдет речь, впервые заявил о себе на рынке услуг беспроводной связи в сентябре 2008 г. На первый взгляд, не самое удачное время для старта довольно амбициозного проекта: мало того что для успешной конкуренции на рынке надо было максимально точно оценить инвестиционные и маркетинговые риски, так еще финансовый кризис дал о себе знать в полной мере. К тому же стратегические планы развития проекта предусматривали обеспечение высокого качества связи в режиме 24×7×365 и постоянное расширение зоны охвата.

 

Для решения этого комплекса задач проектной команде необходим был ЦОД с хорошей инженерной инфраструктурой и качественным обслуживанием. При этом число стоек для размещения ИКТ-оборудования, равно как и график их ввода в эксплуатацию, просчитать было сложно – инвестиционный успех таких проектов во многом определяется способностью оперативно и максимально точно реагировать на ситуацию, увеличивая/сокращая по мере необходимости число используемых стойкомест и уровень их надежности.

 

Если бы инициаторы проекта пошли традиционным путем, затеяв строительство собственного дата-центра с избыточностью площадей либо нескольких мелких площадок, то стартовые капвложения вылились бы в солидную сумму, существенно ударив по бюджету, необходимому для продвижения новой и соответственно малознакомой рынку услуги. Да и время на запуск бренда было бы упущено.  Понимая это, проектная команда начала поиск опытного ИТ-аутсорсера, готового предоставить услуги нужного качества в нужном объеме. Обязательным условием сотрудничества было хорошо проработанное соглашение о качестве услуг и ответственность аутсорсера за результаты своей работы. Именно эти требования стали очень жестким критерием при отборе потенциального партнера.

 

В результате проект состоялся. Получив необходимый эффект от использования аутсорсинговой модели развития бизнеса в Москве и Санкт-Петербурге, компания смогла начать подготовку к тиражированию полученного опыта в регионах — благо в 2007 г. было анонсировано несколько проектов по созданию дата-центров в разных городах России.

 

Аутсорсинговый ЦОД в бизнесе крупного игрока финансового рынка

 

Первый опыт сотрудничества с отечественным ЦОД-аутсорсером этот клиент, в течение нескольких лет представляющий интересы России на международном рынке ценных бумаг, получил в конце 2007 г. Для соответствия отраслевым требованиям ему необходимо было оперативно организовать резервную технологическую площадку. Это же диктовали и планы развития компании.

 

Компания имеет опыт оснащения серверных помещений, не раз делала это своими силами, поэтому хорошо представляла, что именно и когда ей нужно, насколько ресурсоемким может стать такой проект. Однако с запуском в Москве в 2006 г. первой отказо-устойчивой сети аутсорсинговых дата-центров появилось альтернативное решение поставленной задачи.

 

Непосредственный осмотр серверного зала и результаты независимой экспертизы дали основание для более детального диалога с потенциальным аутсорсером. Итогом этого диалога стал многостраничный SLA, в котором были четко расписаны необходимые клиенту услуги, критерии оценки их качества (в терминах ИТ и бизнеса), периодичность мониторинга ключевых параметров каждой услуги, степень ответственности каждой стороны, порядок взаимодействия в случае возникновения нештатной ситуации и т.д. Учитывая отраслевую специфику клиента и его значимость для национального финансового рынка, особое внимание при проработке SLA было уделено требованиям к информационной и физической безопасности, а также оценке возможных бизнес-рисков и страховых случаев.

 

Стороны подписали SLA, и клиент смог реализовать на базе ресурсов аутсорсера комплекс мер по обеспечению непрерывности функционирования. В числе этих мер — резервная площадка под размещение ИКТ-оборудования и отказоустойчивый резервный офис, готовый в любой момент принять на себя рабочую нагрузку по ИТ-процессам.

 

Впоследствии проект получил развитие: по мере роста доверия к качеству работы аутсорсера клиент стал переносить на эту площадку все больше резервных вычислительных систем, в том числе отвечающих за критически важные для него процессы. Сейчас рассматривается возможность размещения в аутсорсинговой сети основных ИКТ-систем компании.

 

Аутсорсинг ЦОДа для проектной команды

 

В заключение — пример, дающий представление о бизнесе небольшой ИТ-компании с солидным оборотом. Ее профессиональная деятельность связана с реализацией потока ИТ-проектов, имеющих ограниченный срок жизни. Под каждый из этих проектов формируется новая команда и создается необходимый пул ИТ-инструментария, куда входят оборудование, ПО, каналы связи, лицензионное ПО для оснащения рабочих мест и т.д. Сотрудничество с ЦОД-аутсорсером позволяет этой компании гибко управлять своими ресурсами, временем, проектным бюджетом. Она в полном смысле слова живет в режиме just-in-time – без проблем с простаивающим оборудованием, нерационально использованным бюджетом, невостребованным сервисом. И это позволяет ей оптимально выстраивать отношения с собственными клиентами, формировать конкурентоспособные цены на свои услуги и обеспечивать участникам проектных групп наилучшие на данный момент условия работы.

 

 

  

 

Все эти кейсы, взятые из практики реального ЦОД-аутсорсера (Stack Group), свидетельствуют о том, что представители крупного бизнеса готовы использовать аутсорсинговую модель ИТ-сопровождения. Они осознают ее реальные выгоды, понимают ее практическую ценность для себя. Им это удобно, наконец. И главное, они готовы учиться выстраивать взаимоотношения с аутсорсерами. Не случайно же такой популярностью пользуются семинары и лекции в ведущих бизнес-школах страны (в их числе и открывшаяся в начале 2010 г. кафедра группы компаний «Стек» при ГУ ВШЭ, где слушателям дают базовые знания по таким дисциплинам, как «Структура жизненного цикла ЦОД», «ЦОД в современной информационной инфраструктуре», «Экономика проектирования и строительства ЦОД» и «Экономика эксплуатации ЦОД»).  икс 

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!