Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 05 2011
Александра КРЫЛОВА  05 мая 2011

На что опереться в эпоху перемен?

Об эффективности новых моделей на отечественном телеком-рынке говорят много и не первый год, а примеры их внедрения пока, что называется, можно пересчитать по пальцам. На вопрос «почему?» мы постараемся дать ответы в теме этого номера «ИКС».

Глобальный рынок инфокоммуникаций в поиске. Очередная смена поколения технологий совпала с изменением характера потребления услуг. Считается, что миллионам пользователей социальных сетей уже сегодня непременно нужна возможность обращаться к своему профилю и получать сообщения от друзей в любой точке, где они могут оказаться. В будущем их потребность находиться постоянно на связи с друзьями и единомышленниками, а также использовать для доступа к разнообразному интересующему их контенту (в том числе и видео) смартфон, планшет или другое мобильное устройство будет только крепнуть, и операторы смогут на этом зарабатывать.

Впрочем, круг игроков, желающих приобщиться к разделу еще не испеченного до готовности пирога, не ограничивается только операторами. Он включает и производителей – как сетевого, так и абонентского оборудования, и контент- и сервис-провайдеров, и многочисленных держателей прав на контент, начиная с голливудских студий и заканчивая тематическими телеканалами.

Словом, сегодня как никогда велик спрос на новые модели ведения бизнеса, позволяющие всем вышеперечисленным игрокам перераспределять доли рынка и получать доходы, контролируя при этом расходы. А это в условиях, когда разрыв между ростом потребления услуг и выручки от этих услуг увеличивается, далеко не тривиальная задача. И над ее решением ломают головы стратеги и аналитики телекоммуникационных компаний международного масштаба.

В России есть и особые резервы для роста – те бизнес-модели, которые уже проверили практикой своего бизнеса операторы из других стран и доказали: Работает!. Это аутсорсинг эксплуатации и обслуживания сетей, совместное использование сетей, создание на этих сетях виртуальных операторов.

Впрочем, об эффективности новых моделей на отечественном телеком-рынке говорят много и не первый год, а примеры их внедрения пока, что называется, можно пересчитать по пальцам. На вопрос «почему?» мы постараемся дать ответы в теме этого номера «ИКС». Итак…  

Модель 1. Отдам сеть в добрые руки!

Для производителей оборудования оказание услуг аутсорсинга эксплуатации, обслуживания и даже управления сетями операторов связи любого масштаба – уже стандартизованная процедура, с готовым набором правил и методик. Напомним, что самый крупный проект аутсорсинга управления сетью был запущен в июле 2009 г., когда оператор Sprint заключил семилетний контракт на обслуживание своей проводной и беспроводной сети с компанией Ericsson. Выполняя его условия, вендор принял на себя руководство 6000 сотрудников Sprint.

Другой производитель оборудования, Nokia Siemens Networks, также оказывает услуги аутсорсинга управления сетями операторам, совокупная абонентская база которых превышает 490 тыс. Эта же компания – первопроходец рынка аутсорсинга эксплуатации и обслуживания сетей связи в России – реализует в нашей стране проект для компании МТС (но функции управления сетями, согласно отечественному законодательству, на аутсорсинг быть переданы не могут).

Комментируя первые результаты проекта на круглом столе «ИКС», О. Свирский, технический директор «МТС Россия», отметил, что аутсорсер задает гарантированный уровень качества работы сети, что позволит абонентам в скором времени получить дополнительные услуги и обеспечит им еще и дополнительное снижение тарифов, поскольку себестоимость эксплуатации снижается.

За первым опытом конкурента наблюдают остальные участники «большой тройки». Компания «МегаФон» планирует развернуть опытную зону по аутсорсингу эксплуатации сети уже в этом году, «ВымпелКом» пока детально изучает возможность использования этой бизнес-модели. Их пристальный интерес «читают» другие участники рынка – производители, системные интеграторы.

«Мы ожидаем, что в ближайшие несколько лет на российском рынке последует сразу несколько серьезных контрактов на услуги управления и аутсорсинга сети», – выражает мнение другой стороны Павел Мосин (Ericsson).


Впрочем, для этого, по мнению самих операторов и аналитиков, необходимо формирование в России соответствующего сегмента рынка в целом и предложений по аутсорсингу в частности. По оценке В. Ермакова, первого заместителя гендиректора «МегаФона», на формирование рынка аутсорсинга технологических платформ, который является следующим этапом в развитии таких услуг для операторов связи, может уйти около пяти лет.  

Модель 2. Вместе весело шагать по просторам!

Поскольку – и это признают сами компании «большой тройки» – на современном этапе развития сетей те или иные технологические усовершенствования больше не являются конкурентным преимуществом, а давление маржинальности заставляет искать способы оптимизации затрат, операторы все чаще начинают прибегать к практике совместного использования и совместного строительства сетей.

Бизнес-модель network sharing хорошо зарекомендовала себя в мире как раз на этапе строительства сетей 3G и 4G, когда вопрос сокращения затрат встает особенно остро. Ее приняли на вооружение операторы связи не только в скандинавских странах, где Tele2 и TeliaSonera в 2006 г. совместно построили сеть 3-го поколения, чтобы использовать ее для оказания услуг своим абонентам, но и в Азии – в Китае, Индии, Индонезии.

«Считается, что network sharing позволяет каждому из участвующих в проекте операторов сократить CAPEX как минимум на 50%, – комментирует А. Голышко (Huawei в России, Украине и Белоруссии). – Очевидно, так оно и есть, но пока в нашей стране участников рынка сдерживают ограниченные возможности обмена ресурсами». Для того чтобы эта модель заработала, регулятору еще предстоит узаконить процедуры с передачей частотных ресурсов, с лицензированием и т.д., считает он.

Операторы «большой тройки» настолько заинтересованы в корректировке действующей нормативно-правовой базы, что неоднократно пытались привлечь к этой проблеме регулятора, которому предлагали организовать опытную зону для отработки модели active network sharing. А компания «ВымпелКом» предложила Инфокоммуникационному союзу включить в план работы на год проработку вопросов, связанных с законодательным обеспечением совместного использования активного оборудования.   

Модель 3. VNO: X дней до приказа…

Еще одна возможность получения дополнительных доходов – оптовая продажа ресурсов своей сети виртуальным операторам, или VNO – вызывает у «большой тройки» неоднозначную реакцию.

«Мы были одними из первых в этой области, – вспоминает Дмитрий Бызов, генеральный директор «Манго Телеком», – и финансовая составляющая наших MVNO-проектов нас полностью устраивала, однако, к сожалению, их пришлось закрыть из-за отсутствия интереса со стороны мобильных операторов».

В защиту своей позиции операторы «большой тройки» приводят следующие аргументы: во-первых, сегодня они охватывают своим предложением весь рынок, не оставляя свободных ниш. Во-вторых, поскольку розничная цена минуты в России – самая низкая в мире, оптовая продажа трафика просто невыгодна.

Впрочем, кое с кем они все-таки готовы работать – c сетями розничной торговли. Активно развивает проекты по модели «ритейл MVNO» компания МТС. Среди таких ее партнеров, по словам О. Свирского, «Ашан», X5 Retail, ряд крупных региональных торговых сетей.

Кроме того, операторы «большой тройки» ведут переговоры с компаниями, оказывающими услуги связи корпоративным клиентам. «В настоящее время мы ведем активную работу по созданию альянса с сотовым оператором для предложения бизнес-клиентам полного набора услуг как мобильной, так и фиксированной связи, – рассказывает А. Александров («ТМК-Телехаус»). – Такой пакет услуг, несомненно, повышает привлекательность провайдера, а в финансовом плане увеличивает выручку. Сотовому оператору это выгодно, поскольку основная часть дохода поступает к нему в отсутствие инвестиций». И это понятно: ведь в таком партнерстве разница между розничной и оптовой ценой не является принципиальной.

Но самая большая преграда для расширения круга виртуальных операторов – даже не отсутствие доброй воли операторов «большой тройки», а решение регулятора о выдаче MVNO DEF-нумерации. Уже подписанный министром приказ Минкомсвязи РФ осенью прошлого года был отозван из Министерства юстиции, а новый документ так и не принят, хотя, по нашей информации, находится в стадии обсуждения.

Пока же все оказывающие услуги голосовой связи виртуальные операторы с полной инфраструктурой используют для этого имеющуюся у них нумерацию. А остальные сейчас продвигают под своим MVNO-брендом услуги мобильной передачи данных, базовым оператором для которых выступает компания «Скай Линк». Те из них, кто относит себя к оптимистам, ожидают выхода приказа в апреле-мае, более пессимистично настроенные надеются, что это произойдет «когда-нибудь»…  

Модель не модель, но драйвер роста рынка

Немногочисленным виртуальным операторам в упорном движении к результату не уступает и компания МТТ, которая на протяжении пяти лет пытается убедить регулятора и операторов связи в праве абонента на сохранение своего номера при смене поставщика услуг связи. Позиция регулятора пока неизменна: «Вопрос нуждается в дальнейшем изучении».

А между тем в отчете по теме «Разработка предложений по реализации в РФ переносимости телефонного номера в сетях фиксированной и подвижной радиотелефонной связи», подготовленном по заказу МТТ ЦНИИСом и еще осенью 2010 г. представленном журналистам, дан анализ существующих подходов к реализации переносимости телефонного номера в сетях фиксированной и мобильной связи, требования к нумерации и формату маршрутного номера, а также к протоколам сигнализации.

Кроме того, в документе содержатся предложения по расчетам между операторами, по своду правил организационно-технического взаимодействия между ними. Сформулировали ученые и предложения по изменению и внесению дополнений в российскую нормативно-правовую базу.

При этом и они, и специалисты компании МТТ, кстати, заявляют, что нашли и даже проверили в опытной зоне схему, которая не потребует от операторов серьезных затрат на подготовку инфраструктуры к введению переносимости номера. Однако пока «большая тройка» продолжает говорить о том, что абонентов, желающих уйти к другому оператору со своим номером мобильного телефона, единицы процентов.  

Новые песни придумала жизнь!

Как показали недавние события, воля регулятора и очень заинтересованных в ее проявлении игроков, таких как «большая тройка, «Ростелеком» и Скартел», способна порождать весьма оригинальные схемы совместного ведения бизнеса, иногда не совсем рыночные. Как известно, новый порядок взаимодействия операторов «большой тройки» и «Ростелекома» с компанией «Скартел» подразумевает и совместное использование сети для оказания услуг сотовой связи стандарта LTE, и модель виртуального оператора.

Впрочем, и для некоторых участвовавших в переговорах компаний в нем еще немало неопределенности. «Сегодня у нас есть только подписанное соглашение о намерениях, – сказал В. Ермаков, – основные документы по этому проекту будут подписаны в июне, поэтому не могу ничего добавить к тому, что направление интересное и что мы будем его развивать. Этот проект можно рассматривать как элемент возможного сотрудничества операторов в направлении совместного использования инфраструктуры. Однако, на мой взгляд, сегодня это достаточно сложный процесс». Будем надеяться, что после 1 июня очертания новой бизнес-модели станут более четкими.

Не готовы еще и в глобальном масштабе сами модели, по которым операторы будут вести бизнес уже в ближайшем будущем: оказывать услуги преимущественно высокоскоростного беспроводного доступа, получать прибыль от монетизации интернет-контента и возвращать инвестиции на сетях сотовой связи 4-го поколения.

 Подводя черту

Следуя тенденциям, отчетливо проявляющимся сегодня на мировой арене, ведущие игроки российского телекоммуникационного рынка приступили к внедрению в практику (или к подготовке такого внедрения) новых бизнес-моделей.

И хотя этот процесс в силу высокой конкуренции на рынке окружен некой завесой тайны, в теме номера «ИКС» вы узнаете, что:

     • «МегаФон» планирует в августе-сентябре объявить тендер по выбору поставщика услуг аутсорсинга процессов эксплуатации сети своего центрального филиала;

     • МТС рассмотрит результаты своего совместного с Nokia Siemens Networks проекта;

     • «ВымпелКом» этим летом откроет собственный магазин мобильных приложений.

И тем самым они подадут пример многим, менее крупным операторам, также заинтересованным в повышении эффективности своего бизнеса.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!