Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2011
Максим САВВАТИН  09 ноября 2011

Электронный офисный планктон

Редкий случай: читатели «ИКС» могут ощутить себя не только участниками рынка, но и обычными потребителями. Вашему вниманию – обзор рынка офисной электроники.

Максим САВВАТИН, аналитик iKS Consulting Российский рынок офисной техники1 существует уже почти два десятка лет. Первые официальные поставки на нем относятся к началу 90-х, когда в стране массово стал развиваться бизнес разных масштабов – от совсем небольших компаний до крупнейших предприятий общероссийского значения. Кроме того, шли поставки новых импортных устройств – вместо старой, еще советской, оргтехники – в государственные учреждения.

На новый рынок активно выходили все основные вендоры, производящие офисную технику, прежде всего Canon, Xerox, HP, Epson. Позже на нем появились и другие представители сегмента офисной техники, прежде всего нацеленные на высокопроизводительные решения.

В первом десятилетии нового века на российский рынок, как и на мировой, быстро стали проникать корейские производители электроники, в частности Samsung и LG. За достаточно короткий срок они сумели завоевать рынок в ряде категорий офисной техники. Особенно агрессивно выступала на рынке компания Samsung, которой удалось стать одним из лидеров в сегменте недорогих лазерных принтеров, потеснив в нем ведущих мировых вендоров.

В последние годы развитие российского рынка офисной техники замедлилось, в первую очередь конечно же из-за финансового кризиса, который сказался на нем крайне негативно. В 2009–2010 гг. темпы роста рынка несколько снижались, но по итогам 2010 г. – как по объему продаж в денежном выражении, так и по количеству проданных устройств – он вплотную приблизился к показателям 2008 г., на который пришелся пик продаж офисной техники.

По оценкам iKS-Consulting, объем рынка офисной техники в 2010 г. составил примерно $650 млн. Возможно, уже по итогам 2011 г. он превысит значение в $750 млн.

Одним из основных сегментов рынка офисной техники, составляющим примерно 70% от всего его объема, является рынок устройств печати – принтеров и многофункциональных устройств (МФУ), объединяющих в одном корпусе принтер, сканер и копир, а иногда еще и факс. На сканеры, факсы и проекторы приходится всего лишь 30% рынка.

Печать не кончается

По итогам 2010 г. объем российского рынка устройств печати для корпоративных пользователей превысил отметку в $455 млн. По итогам 2011 г. iKS-Consulting предполагает его увеличение на 15–20% – до $520–550 млн. Рост рынка в текущем году наблюдается во всех основных сегментах: лазерных, струйных принтеров, МФУ.

Большую часть продаж принтеров в корпоративном сегменте контролируют несколько компаний. Четверка производителей (HP, Xerox, Samsung, Ca-non) занимает более 80% рынка в денежном выражении. Другие игроки, в основном японские производители, сосредоточены в более узких нишах, например в сегменте высокопроизводительных напольных принтеров и МФУ, нацеленных прежде всего на крупный бизнес, где требуются большие объемы печати. В число основных игроков в данном сегменте, помимо производителей из Тop-4, входят и такие сильные компании, как Konica Minolta, Toshiba, Ricoh.

Конкуренция на рынке принтеров весьма сильна, тут в ход идут и маркетинговые приемы (разнообразные акции по стимулированию продаж), и ставка на сервисное обслуживание, и один из самых важных факторов для корпоративных клиентов – экономия на расходных материалах для печати (картриджах, тонерах и т.п.).

Несмотря на активный рост сегмента принтеров и МФУ, производители уже задумываются о возможных последствиях внедрения электронного документооборота. Тем не менее лидеры в целом оптимистично смотрят на данное новшество и даже считают возможным увеличение рынка печати. Например, внедрение системы электронного документооборота приводит фактически к дублированию документов, которые теперь хранятся не в бумажном виде, а в некой электронной базе, так что пользователь может оперативно найти электронную копию документа и ее просмотреть либо распечатать. Соответственно, с одной стороны, количество бумажных документов уменьшается, с другой – лишь возрастает, поэтому влияние электронного документооборота на рынок устройств печати его игроки рассматривают даже с некоторым оптимизмом.

Офисы выбирают лазер

Российские офисы уже более десяти лет активно внедряют лазерные технологии печати, значительно снижающие расходы на печать, даже в рамках небольшого офиса. В пользу лазера говорят также скорость и качество отпечатка, особенно при черно-белой печати, которая и необходима большинству сотрудников. Доля традиционных чернильных (струйных) принтеров и МФУ, которые по-прежнему еще популярны у частных пользователей, в корпоративном сегменте крайне незначительна; их применение ограничено в основном узкими нишами, где требуется, например, распечатка цветных изображений формата А3 или фотографий. Отметим, что в Европе, в отличие от нашей страны, струйная печать в офисах распространена более широко, производители предлагают целый ряд офисных моделей. Одним из основных игроков в данном сегменте является компания HP.

Лазерные принтеры с возможностью цветной печати, напротив, постепенно завоевывают популярность у корпоративных клиентов, несмотря на более высокие стоимость владения и изначальную стоимость самого принтера. Уже сейчас цветные устройства составляют примерно 5% от всех проданных лазерных принтеров, а их доля в продажах за последние кварталы у ряда основных игроков достигает 20–30%. Рост объемов цветной лазерной печати обусловлен тем, что многим корпоративным потребителям все чаще требуется распечатывать в цвете разного рода материалы, прежде всего презентационные.

Тем не менее основные вендоры отмечают, что в ближайшее время на рынке по-прежнему будет доминировать черно-белая лазерная печать – благодаря оптимальному сочетанию стоимости таких принтеров и расходов на их эксплуатацию.

Помимо лазерных решений, на рынке предлагаются печатающие устройства на основе LED-технологии. В этих принтерах изображение вместо лазера формируется множеством светодиодов. LED-принтеры обеспечивают более низкую стоимость отпечатка, однако качество печати в этом случае не всегда соответствует качеству лазерных технологий. По прогнозам iKS-Consulting, LED-принтеры продолжат увеличивать свою долю на рынке, но серьезно не пошатнут позиции лазерных устройств.

МФУ наступают

В последние 5–7 лет на рынке офисной техники сложился отчетливый тренд к увеличению доли многофункциональных устройств. Лишь в кризисный 2008-й темпы роста продаж МФУ несколько замедлились, потребители предпочли сэкономить на многофункциональности, выбирая более дешевые принтеры. Но с точки зрения универсальности и возможностей работы МФУ значительно выгоднее для пользователей, и потому по мере нормализации финансовой ситуации во всех сегментах (малый и средний бизнес, крупные компании) клиенты, как и до активной стадии кризиса, вновь стали покупать именно многофункциональные устройства (рис. 1).

По оценке iKS-Consulting, рынок МФУ сейчас наиболее динамичен среди всех сегментов офисной электроники. Как и в случае с базовыми принтерами, основной спрос у корпоративных потребителей приходится на лазерные устройства. Уже в ближайшие годы в сегменте лазерных устройств продажи МФУ сравняются с продажами принтеров, а через 3–4 года доля МФУ вырастет до 80%.

Факсы и сканеры не сдаются

Несмотря на активное восхождение, можно даже сказать триумф МФУ, традиционные устройства пока еще стараются удержать свою долю на рынке. Но рынок традиционных факсов, например, уже показывает замедление роста, а к 2015 г. iKS-Consulting прогнозирует его снижение в денежном выражении более чем на 70%.

Продажи данного типа устройств смешаются в регионы страны, где спрос на них пока сохраняется, поскольку  покупка МФУ там не всегда рациональна, в том числе из-за отсутствия качественного сервисного обслуживания и ограниченных возможностей транспортировки больших аппаратов.

В России традиционно наиболее популярны факсы, использующие термобумагу, как наиболее дешевые в обслуживании – на их долю приходится почти две трети рынка (рис. 2). Постепенно набирает популярность сегмент лазерных факсов, доля которого в течение ближайших 3–4 лет, по оценкам iKS-Consulting, может достичь 30%, в том числе за счет вытеснения традиционных устройств на основе термобумаги.

Пул игроков на рынке факсов несколько иной по сравнению с рынком принтеров, в частности в данном сегменте сильны позиции компании Panasonic. Активно действует на рынке французская Sagem, продающая в России факсы под брендом Philips.

Сегменту сканеров также в значительной мере угрожает бурное развитие МФУ. Рынок хотя и продолжает рост, но уже начинает стагнировать; в особенности это заметно в сегменте недорогих бюджетных устройств, которые полностью замещаются современными МФУ. Однако более дорогие профессиональные решения для качественной работы с графикой по-прежнему пользуются спросом. Это объясняется тем, что большинство МФУ, предлагаемых в близком ценовом сегменте, не имеют функций сканирования с высоким разрешением, что необходимо для работы с графическим материалом.

Рынок факсов даже в большей степени, чем сегмент принтеров, подвержен влиянию внедрения и развития электронного документооборота, поскольку факсы во многих компаниях и госучреждениях в первую очередь используются для рассылки официальных документов.

Проекторы стремятся в 3D

Еще одной заметной составляющей рынка офисной техники становятся мультимедийные офисные проекторы. Доля этого сегмента в общем объеме рынка превышает 15%, в 2010 г. его объем перешагнул отметку в $100 млн.

Рынок проекторов весьма сильно пострадал от кризиса, но тем не менее он очень быстро восстанавливается, причем растут продажи как бюджетных устройств, так и многофункционального профессионального оборудования, стоимость которого исчисляется десятками и сотнями тысяч рублей. Основные потребители проекторов – отели и конференц-залы, медицинские и образовательные учреждения, но традиционные офисы также часто приобретают проекторы для презентационных нужд.

Среди основных трендов в данном сегменте – конечно, выпуск и расширение ассортимента продукции с поддержкой 3D, но пока такие решения весьма дороги. Кроме того, производители стараются в каждой новой модели улучшить одну из основных характеристик проектора – его яркость.

Тренды будущего

Рынок офисной техники в России активно выходит из кризисного периода: уже по итогам 2011 г. большая часть сегментов рынка приблизится, а возможно, даже сравняется с уровнем предкризисного 2008-го.

В ближайшие 3–4 года iKS-Consulting ожидает умеренного развития рынка офисной техники. Часть сегментов, например факсы и сканеры, будут показывать снижение темпов роста, а рынок принтеров и МФУ, наоборот, продолжит расти.

Что касается объема рынка в целом, iKS-Consulting прогнозирует его увеличение до $1150 млн к концу 2015 г. (по сравнению с $750 млн в 2011 г.).

В последние годы один из основных трендов на рынке офисной электроники формируется за счет снижения себестоимости производства при одновременном улучшении качественных показателей и расширении функционала устройств. Учитывая достаточно высокую конкуренцию в каждом из сегментов рынка, основные производители офисной техники продолжат предлагать новые решения, позволяющие оптимизировать обслуживание и сделать продукт более удобным для потребителя. Принтеры и МФУ становятся все более независимы от компьютера, некоторые модели уже оснащаются разнообразными беспроводными интерфейсами, начиная от Wi-Fi и заканчивая встроенными 3G-модулями. По оценкам iKS-Consulting, будет появляться все больше продвинутых офисов, желающих избавиться от лишних проводов.

Уже сейчас виден тренд конкуренции не только на технологическом, но и на софтовом уровне. Программные решения играют особую роль в сегменте крупного бизнеса, а также в нишевых сегментах, например в полиграфии, где использование специализированного фирменного софта значительно увеличивает эффективность работы.

В ближайшем будущем все основные вендоры в сегменте офисной техники будут активно расширять программные решения, направленные на интеграцию с облачными технологиями, набирающими популярность в корпоративном сегменте. Уже сейчас многие модели принтеров ведущих поставщиков готовы к работе с облаками.

Еще одно направление, которое будет активно развиваться в ближайшие годы, – аутсорсинг печати. Данный тренд получил распространение еще до кризиса, сегодня многие вендоры предлагают подобные программы и в России. Схема аутсорсинга состоит в том, что клиент платит фактически только за конкретное количество копий, при этом оборудование остается у него на балансе, а с сервисной организацией подписывается контракт, в котором регламентируются минимальное и максимальное количество копий. Возможны и другие варианты. Такие услуги предлагают и сами производители – но они предпочитают работать с ключевыми заказчиками и крупными компаниями, а с малым и средним бизнесом взаимодействуют специальные сервисные компании, являющиеся партнерами того или иного вендора. Сейчас подобную программу на российском рынке продвигает HP, в ближайшее время ожидается и активизация ее основных конкурентов.

По нашим оценкам, в последующие годы аутсорсинг печати должен получить широкое распространение в России, а число компаний, постоянно использующих данную модель, будет исчисляться тысячами.  

_________________________________________
1В данной статье к категории «офисная техника» отнесены следующие устройства: лазерные и струйные принтеры (включая МФУ и высокопроизводительные напольные аппараты), офисные мультимедийные проекторы, офисные сканеры и факсы всех видов.

 
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!