Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 12 2011 |
Артем СОКОЛОВ | 06 декабря 2011 |
Игра на опережение
Вендоры – доминирующая сила на рынке UC, системные интеграторы – его драйверы, а основа – операторы, полагает Артем СОКОЛОВ, заместитель технического директора, директор департамента «Инжиниринговый Центр» компании «Техносерв».
– Как считаете: в России рынок унифицированных коммуникаций – реальность или очередная маркетинговая кампания с оглядкой на зарубежные достижения?
– Это рынок, растущий, я думаю, на 15–20% в год. Наверное, даже можно посчитать его объем. Но здесь, на мой взгляд, путаница в понятиях и определениях напоминает ту, что была лет пять-шесть назад, когда началось массовое внедрение IP-телефонии и call/contact-центров. Пока нет «линейки», которой можно померить, что является унифицированными коммуникациями, а что нет, высчитывать объемы этого рынка бессмысленно. Но и линейку подобрать сложно. По моему мнению, унифицированные коммуникации – это не «все в одном», как часто говорят, это что-то из другого измерения, что устраняет временные и пространственные барьеры, это интеллект сети. Потому что никаких радикально новых технологий в UC нет, но включается интеллект – и все известные каналы делового общения объединяются в систему, интуитивно понятную и доступную из любой точки корпоративной сети. То есть пользователю не просто услуги предлагаются, а предугадывается, как ему было бы удобнее работать. Конечно, рост этого рынка подогревается маркетингом, но обусловливается все же удобством пользования.
Сегодня все крупнейшие вендоры смотрят в сторону UC, понимая, что иначе просто отстанут от жизни. Так же в свое время все начали производить оборудование Frame Relay, а кто не стал – исчез с рынка. Потом все ведущие вендоры переключились на технологии IP/MPLS. Сейчас ИТ-рынок идет к тому, что в 2014–2015 г. доминировать на нем будут именно поставщики UC. Лет через пять все будет строиться примерно одинаково практически на одной и той же платформе: в основе будет протокол IP и большая часть функционала будет реализовываться программно. Надо признать, комплексных внедрений UC-платформ крайне мало, но дополнительным стимулом развития рынка унифицированных коммуникаций может стать бесшовная интеграция UC-решений в существующие инфокоммуникационные системы заказчиков. Здесь большую роль играют системные интеграторы.
– Получается, что главные роли разобрали вендоры и отчасти системные интеграторы, а операторы связи остаются не у дел?
– На инфокоммуникационном саммите в Ташкенте в прошлом году произошел показательный случай, когда представитель вендора-лидера попробовал продемонстрировать работу UC-решений своей корпорации. Вышел конфуз: эти решения не запустились. Как выяснилось, в демонстрационную комнату был заведен очень узкий канал передачи данных. Людей в ней находилось много, и, видимо, в момент запуска этих решений одни просматривали почту, другие вошли в Интернет… Канал «прилег» – и все средства коммуникации, к коим относились и телефон, фиксированный и мобильный, и почта, и аналоги ICQ и Skype, просто не засинхронизировались. Напоминает ситуацию с болидами «Формулы-1» – машина хорошая, мощная, дорогая, ездит быстро. Но только по специально подготовленным дорогам. Так и в UC: чтобы хорошее решение работало, необходима хорошо подготовленная транспортная инфраструктура. А это – сфера операторов.
– Ваша компания сейчас реализует крупный проект видеоконференцсвязи для Верховного суда РФ, представитель которого (см. «ИКС» № 12’2010, с. 38) также подчеркивал, что каналы связи – основа всем сервисам. Как обстоят дела с основой в этом проекте, по которому вам нужно расширить и модернизировать федеральную сеть ВКС, охватывающую около 200 судов и исправительных учреждений во всех регионах России?
– В Верховном суде построен хороший VPN-транспорт по технологии IP/MPLS с максимальным использованием ресурсов магистральных операторов «Ростелеком» и ТТК. Но на последней миле задействуются каналы местных операторов, как традиционных, так и альтернативных. В принципе, заказчику было бы удобнее иметь дело с одним оператором. Возможно, так в ближайшем будущем и получится. Но пока, когда доходим до конечного пользователя – суда или следственного изолятора, сталкиваемся с той же проблемой, что и 10 лет назад. Где-то кабель очень старый, где-то вообще медь кончилась за пару километров до объекта (кстати, случаются и парадоксы нашего государства – проложена оптика в деревню из десяти домов). А отраслевые требования к каналам связи (круговая задержка – не более 150 мс, джиттер – не более 50 мс, доля потери пакетов – не выше 0,25%) никто не отменял. В задачи интегратора на этих участках входят поставка оборудования, работы по прокладке последней мили, организация, подключение и сопровождение региональных каналов связи с управлением качеством обслуживания. Возвращаясь к сравнению с «Формулой-1», скажу: построена правильная дорога, которую теперь нужно правильно расширять и запускать по ней правильные автомобили.
– Контракт был подписан в августе нынешнего года. Сколько объектов уже закрыто?
– Примерно половина, срок выполнения контракта – 12 месяцев. Но жизненный цикл проекта не ограничивается этим сроком. Мы уже сейчас заходим на новый виток спирали, поскольку заказчику требуется все больше услуг. Помимо унифицированных коммуникаций (хорошо, когда заказчик понимает, что это нужно и важно) возникают смежные проекты – по инженерным системам, по информационной безопасности… Соответственно, для интегратора, уже хорошо знающего структуру этой организации, открывается широкое поле деятельности по разным направлениям.