Rambler's Top100
Статьи ИКС № 01-02 2012
Татьяна ТОЛМАЧЕВА  02 февраля 2012

ИТ-помощь медицине

Здравоохранение, как и другие отрасли экономики, движется в направлении информатизации. Процесс этот небыстрый и весьма недешевый, но выгоды от него должны быть велики.

Врачи удивляются, как при таком лечении больные еще живы.
Больные удивляются, как при такой зарплате врачи еще живы.

Михаил Жванецкий

 

Татьяна ТОЛМАЧЕВА, директор по стратегическому развитию бизнеса Cisco в странах России/СНГМедицина в России, как и во многих других странах, переживает кризис. Государственные медучреждения не могут обеспечить предоставление спектра медицинских услуг, адекватного потребностям населения. Проблемы возникают и в сфере первичной медицинской помощи, и в сфере вторичной профилактики. Наблюдение за хроническими больными практически сведено на нет, так как бесплатно они могут проделать только простейшие диагностические исследования, а доступ к лечебным процедурам, к высокотехнологичным видам диагностики и эффективным лекарственным препаратам сильно ограничен. Даже при диагнозах, требующих срочного оперативного вмешательства, сроки ожидания очень велики.

Причин этому несколько. Ключевая из них – недофинансирование медицины. В 2011 г. в России государственные расходы на здравоохранение составят 3,9% ВВП (для сравнения: США потратят на эти цели 17% ВВП, европейские страны – 8% ВВП, т.е. показатели России ниже среднеевропейских более чем вдвое). Поэтому стабильно растут расходы на медицину самого населения.

Другая причина – кадровый голод. Медсестер и врачей многих специальностей катастрофически не хватает. По данным Минздравсоцразвития, в России первичное звено медицинской помощи нуждается в 80 тыс. медицинских сестер и 49 тыс. врачей. С ростом спроса на услуги здравоохранения эта проблема только обострится. А усиление спроса ожидается уже в недалеком будущем – как следствие общей тенденции старения населения. Всем известен прогноз ООН, согласно которому к 2050 г. 21% населения составят люди старше 60 лет (в 2009 г. таковых насчитывалось около 11%). Потребность в медицинской помощи заболевшим диабетом, сердечной недостаточностью, раком и другими недугами, свойственными пожилому возрасту, будет неуклонно расти. Обществу придется искать дополнительные ресурсы, необходимые для нормального функционирования сферы здравоохранения.

Информатизация – не роскошь, а средство выживания, хотя обходится дорого

В ответ на вызовы, с которыми столкнулось общество в сфере здравоохранения, государства во всем мире стали стимулировать инвестиции в эту отрасль, внедрение инноваций и новых моделей оказания медицинских услуг, развивать цифровое здравоохранение. Правительства, деловые круги и эксперты отрасли рассматривают информационные технологии как средство повысить качество и безопасность медицинского обслуживания, а также побудить пациентов заботиться о своем здоровье, чтобы в конечном счете перейти к более эффективному и дешевому способу оказания медицинских услуг.

Вам непременно придется проводить инновации, если перед вами будет стоять пробле­ма выживания.

Фредерик Смит, основатель и руководитель компании FedEx 

Например, в США в 2009 г. были приняты законы «О восстановлении экономики и реинвестициях» и «Об ИТ в здравоохранении для экономического и клинического оздоровления». Реформирование отрасли предполагает государственные инвестиции в размере $19 млрд через фонды и инструменты экономического стимулирования использования ИТ в здравоохранении (в дополнение к ежегодным расходам на ИТ в этой отрасли, которые в 2010 г., например, составили порядка $40 млрд, т.е. около 3% общих расходов здравоохранения). В качестве основных ИТ-инструментов рассматриваются электронные медицинские карты (ЭМК) и единые информационные системы. В 2010 г. по заказу департамента здравоохранения и государственных услуг США было инвестировано $500 млн в различные программы развития региональных информационных систем. В феврале 2011 г. начались работы по стандартизации протокола передачи медицинских данных, который сможет обеспечить безопасную передачу медицинской информации между лечебными учреждениями и пациентами. К 2014 г. планируется запустить национальную медицинскую информационную сеть, которая агрегирует всю информацию о пациентах из различных источников и сделает ее доступной онлайн.

В России также существует программа модернизации здравоохранения. Одно из ключевых ее направлений – информатизация. На нее в 2011–2012 гг. предполагалось направить 29 млрд руб.

Во что вложить средства

Медицина в нашей стране, как, впрочем, и во всем мире, остается одной из наименее компьютеризированных сфер. По данным Минздравсоцразвития, в среднем по России на 10,6 работников государственных учреждений здравоохранения приходится один компьютер; выход в Интернет имеет лишь треть медучреждений; непосредственно в лечебных процессах задействована лишь пятая часть компьютеров, остальные используются в административно-хозяйственных целях. При этом только 7,7% лечебно-профилактических учреждений ведут электронные истории болезни или ЭМК, менее 3% оснащены средствами телемедицины. По данным Frost & Sullivan, в 2010 г. объем российского рынка ИТ в здравоохранении составил порядка $240 млн (в США, напомним, $40 млрд).

Таким образом, к первоочередным задачам информатизации здравоохранения в России относятся:

1. Компьютеризация и интернетизация отрасли. Для этого необходимо обеспечить учреждения здравоохранения базовой инфокоммуникационной инфраструктурой.

2. Организация автоматизированной обработки персональных данных пациентов, ведения первичной медицинской документации и медицинских архивов в электронном виде и перехода к электронному документообороту с исключением дублирования документов на бумажных носителях (электронная регистратура и ЭМК).

3. Внедрение электронной цифровой подписи.

4. Обеспечение информационной безопасности при использовании электронных медицинских документов.

5. Закрепление статуса и механизмов проведения телемедицинских консультаций и организации консилиумов, в том числе с использованием мобильных устройств.

Во второй половине 2011 г. были запущены разработка и согласование планов и региональных программ, технических заданий и технических требований на закупки товаров, работ и услуг по созданию региональных фрагментов единой государственной информационной системы здравоохранения. Ожидается, что в 2012 г. начнется непосредственная реализация региональных программ.

Для эффективной реализации госпрограмм информатизации помимо решения вопросов финансирования и экономического стимулирования использования ИТ в здравоохранении необходимо оперативно сформировать правовое поле и разработать национальные стандарты и технические регламенты, которые должны обеспечить совместимость и переносимость медицинских информационных систем, а также безопасность персональной медицинской информации.

Что мешает?

Один из ключевых сдерживающих факторов процесса автоматизации здравоохранения – отсутствие в России законодательной базы цифрового здравоохранения и электронного документооборота. В настоящий момент бумажный документооборот регулируется постановлениями Министерства здравоохранения СССР, принятыми в 80-х годах. Многие участники рынка жалуются также на отсутствие национальных требований к составу и структуре информации о фактически оказанных медицинских услугах, о состоянии здоровья и о ресурсах здравоохранения (национальных стандартов ЭМК, электронной регистратуры, прочих автоматизированных медицинских систем).

Согласно федеральной программе информатизации здравоохранения, в 2012–2014 гг. должно происходить наполнение карт, когда будет налажен сбор информации с рабочих мест каждой поликлиники, а к 2015–2020 гг. все больницы должны стать автоматизированными.

Как показывает опыт информатизации здравоохранения в других странах, еще один сильный сдерживающий фактор – недоверие населения к электронным медицинским картам. И это понятно: при нынешней распространенности цифровых устройств у пациентов возникает справедливый вопрос, сможет ли информационная система обеспечить конфиденциальность и безопасность персональных медицинских данных. Не случайно, что уровень распространения систем ЭМК в мире пока достаточно скромный. Например, по данным Frost & Sullivan, в США лишь порядка 7% населения имеют ЭМК. Однако некоторые тенденции будут способствовать их распространению. Так, рост доли частного софинансирования медицинских программ повышает потребность населения в легком доступе к своей медицинской информации и возможности управлять ею.

Примерный Татарстан

Тем не менее успешные примеры автоматизации медицинских центров есть уже сегодня. В их числе, например, проект «Диспетчерский центр», совместно реализованный Центром информационных технологий Татарстана, Министерства здравоохранения РТ и компанией «Корпоративные информационные рутины» (КИР).

В основу концепции проекта положен принцип «одного окна»: пациенту не нужно самому заботиться о том, чтобы попасть на лечение в стационар или высокотехнологичный медицинский центр, а его маршрут от поликлиники и диагностической лаборатории до госпитализации и последующей реабилитации планируется с помощью единой системы управления. Основой функционирования «Диспетчерского центра» является разработанная компанией «Корпоративные информационные рутины» информационно-аналитическая система управления медицинскими ресурсами. В нее входят функциональные модули «Центральный архив медицинских изображений» (ЦАМИ), «Электронная регистратура», «Поликлиника» (ЭМК), «Стационар» (электронная история болезни), «Радиология», «Пищеблок», «Аптека», «Персонифицированный учет» и др.

В рамках проекта изображения с диагностических аппаратов, находящихся в медучреждениях Татарстана, с помощью подсистемы ЦАМИ передаются на серверы, установленные в центре обработки данных кабинета министров Татарстана и в ИТ-парке. Изображения отправляются автоматически, в стандартном формате DICOM, прикрепляются к ЭМК пациента и доступны для работы в любом ЛПУ республики. Благодаря ЦАМИ врачи могут проводить виртуальные консилиумы и удаленно обсуждать сложные случаи заболеваний. К системе управления подключены все медицинские центры республиканского значения и ряд региональных ЛПУ, которые установили медицинские информационные системы, охватывающие все стороны их деятельности – медицинскую, техническую, финансовую и административную.

В результате внедрения «Диспетчерского центра» повысилась оперативность получения информации о пациенте, затраты времени при обработке документов снизились на 11%, а производительность труда медицинского персонала выросла на 54%.

Информационная система «Диспетчерский центр» внедряется также в Оренбургской, Астраханской, Тамбовской областях и в Республике Саха (Якутия). Жители этих и ряда других регионов получили возможность записаться на прием к врачу через Интернет. Постепенно заполняются ЭМК пациентов, в них поступают результаты диагностических и других исследований. Все данные пациентов, которые попадают в систему, автоматически становятся доступны их лечащему врачу.

А где телемедицина?

Отсутствие правовых норм сдерживает развитие и такого перспективного направления информатизации здравоохранения в России, как видеотелемедицина. По оценкам Российской ассоциации телемедицины, в настоящий момент в России работает примерно 460 телемедицинских сетей. Только в Москве насчитывается 23 учреждения, в которых проводятся дистанционные консультации. В основном это узкопрофильные федеральные центры. Функционируют телемедицинские центры в Свердловской области, Удмуртии, Карелии. Есть, в частности, развитая система телемедицины в ОАО «РЖД».

Для сравнения: по данным Canada Health Infoway, в Канаде, являющейся одним из мировых лидеров в области телемедицины, действует более 5,7 тыс. телемедицинских систем. В 2010 г. в стране было проведено более 260 тыс. сессий консультационной медицины, дистанционного обучения и дистанционных совещаний. По оценкам Canada Health Infoway, это позволило населению сэкономить порядка $70 млн на проезд.

В России же из всех установленных телемедицинских систем активно работают не более половины. Проблема в том, что статус и механизмы проведения телемедицинских консультаций и организации консилиумов законодательно до сих пор не закреплены. А значит, вопрос оплаты дистанционных консультаций высококвалифицированных специалистов остается открытым.

В нашей стране относительно широко распространены консультационная телемедицина, дистанционные обучение и повышение квалификации медицинских кадров, использование мобильных телемедицинских комплексов. Такие направления, как «домашняя» телемедицина и телепатронаж (набирающие обороты в развитых странах), в ближайшие годы развиты не будут. Массовое дистанционное оказание медицинской помощи пациентам, находящимся вне медицинского учреждения и проходящим курс лечения в домашних условиях, в ближайшем будущем также не прогнозируется.

Тренды и драйверы

Можно выделить следующие тенденции развития ИТ в здравоохранении, которые будут определять дальнейшие направления информатизации отрасли в мире в целом и в России в частности.

1. Внедрение облачных вычислений. Драйверами распространения облачных вычислений в здравоохранении будут переход к цифровому здравоохранению, потребность в кастомизации и гибком ценообразовании, сокращении затрат на ИТ-инфраструктуру и повышении эффективности бизнес-процессов. Облачные вычисления будут развиваться по мере снятия барьеров (развития базовой ИКТ-инфраструктуры здравоохранения, совместимости и переносимости ЭМК, решения вопросов информационной безопасности и защиты персональных медицинских данных, появления и распространения новых медицинских электронных сервисов, роста производительности сетей и приложений, обеспечения заданного качества услуг). Уже сейчас в ряде российских регионов и муниципальных медицинских центров можно записаться на прием к врачу онлайн через специализированные порталы электронной регистратуры. Идею перехода к цифровому здравоохранению и распространения технологий облачных вычислений активно продвигают такие технологические гранды как Cisco, IBM, Microsoft. Например, Cisco выдвинула свою концепцию Connected Health (подключенное к Интернету здравоохранение). Она разработала и внедряет по всему миру архитектуру «сеть медицинского класса как платформа», которая обеспечивает взаимосвязь всех участников системы здравоохранения, включая пациентов, медработников и страховщиков, а также электронный документооборот между ними. Облачные вычисления являются важным элементом этой концепции.

2. Развитие рынка медицинских приложений. Растет интерес к мобильным медицинским приложениям для лечебных учреждений и пациентов. По данным экспертов, в настоящее время только в iTunes насчитывается около 8 тыс. медицинских приложений. Разработчики систем ЭМК планируют создавать приложения для медицинских порталов, а значит, их количество будет постоянно расти.

Стоит пересмотреть привычные взгляды на мир, и вы сможете добиться того, что раньше казалось недостижимым.

Вадим Зеланд  

3. Распространение планшетных компьютеров. Планшетники хорошо подходят для разных сценариев использования в здравоохранении, например для доступа к ЭМК, просвещения пациента, визуализации хирургических операций и т.д. Ожидается, что росту этого направления будут способствовать разработки ЭМК, совместимой с iPad и другими планшетными ПК. Различные медицинские приложения, которые можно загружать через планшетники, имеются уже сейчас (например, GE Centricity Advance, eClinicalWorks, iClickDoc). А компания Cisco продвигает среди медицинских работников корпоративный планшетный компьютер Cius. Он полностью совместим с системами TelePresence, поддерживает видеопотоки высокого разрешения, электронную почту, передачу сообщений, выход в Интернет и возможность создания, редактирования и передачи контента в локальном режиме либо с помощью сетевого облака. Ожидается, что распространение планшетных компьютеров будет ускоряться по мере решения вопросов с их размерами и безопасностью использования.
  

Чего мы ждем от информатизации здравоохранения? В принципе не так уж и многого. Предполагается, что благодаря информатизации медицинские услуги станут более адресными и доступными; эффективность диагностики и лечения вырастет; сроки ожидания медицинской помощи сократятся; ЛПУ повысят качество планирования ресурсов; логистика и управление запасами лекарственных средств существенно улучшатся, а органы управления здравоохранением выйдут на более высокий уровень контроля за расходами и качеством оказания медицинских услуг.

Информатизация российского здравоохранения находится в самом начале своего пути, но уже видно, что благодаря ИТ-энтузиастам и новаторам в этой сфере начинают происходить тектонические сдвиги. Будем надеяться, что реализация программы информатизации здравоохранения в России будет идти по плану, что нам, а не только нашим детям, удастся воспользоваться ее плодами. И что в следующей статье можно будет уже детальнее проанализировать, как ИТ помогли отечественной медицине. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!