Rambler's Top100
Статьи
Екатерина ШЛЫК  17 мая 2012

От «облака» не уйти

Активное проникновение облачных технологий с их повсеместным доступом, легкостью и скоростью использования, а также вызванные ими проблемы – это та реальность, которая уже с нами. Пока еще не в полном объеме, но в обозримом будущем «облака» будут год от года расти как в финансовом исчислении, так и с точки зрения проникновения.

Аналитическая компания IDC на конференции «Трансформация дата-центров» предоставила свое видение будущего «облаков». По мнению аналитиков, в 2012 году ИТ-бюджет развитых стран составит 440 млрд. долларов, из них на облачные сервисы будет потрачено 20 млрд. Это, конечно, немного, но доля облачных услуг будет расти из года в год (ожидается, что уже в 2014 году мировой рынок облачных вычислений в финансовом исчислении составит 45 млрд. долларов). Причем развиваться будут облака и частные, и публичные, и гибридные.

Аналитики называют несколько причин интереса компаний к облачным технологиям. Это, в первую очередь, поиск новых рынков, новых подходов и конкурентное давление. На данный момент «подготовительный» этап на рынке завершен. Как ранее, на пресс-конференции КРОК, отмечал Борис Бобровников, на рынке сейчас наблюдается некоторое падение интереса к облакам, что обозначает лишь одно: ажиотаж вокруг этой технологии исчез «и началась нормальная работа», объемы которой теперь будут только расти.

Впрочем, абсолютного перехода всего и вся в «облако» не случится, во всяком случае, в обозримом будущем, говорят участники рынка. Причиной тому и критически важные данные, которые правильнее и удобнее хранить на своих серверах, отмечает Василий Маланин, менеджер по продуктам для центров обработки данных компании Microsoft. И сложности с вопросами безопасности в облаке. И отсутствие уверенности в том, что данные будут доступны всем, всегда и везде.

«Облака» живут в ЦОДах

Говорить об облаках, не говоря о ЦОДах, невозможно. Собственно, грамотно организованный и безопасный центр обработки данных – это залог нормальной работы любого «облака», и частного, и публичного. Верно и обратное: ЦОДы будут развиваться таким образом, чтобы максимально полно и безотказно можно было оказывать услуги из облака. Поэтому развитие получат, по словам аналитика IDC Александра Загнетко, модульные и интегрированные ЦОДы.

Выступавшие сошлись во мнении, что для клиентов, пожалуй, наиболее важными функциями ЦОД являются надежность и безопасность. А владельцы ЦОД и поставщики оборудования отмечают, что их интересует (помимо удобства клиентов, разумеется), еще и возможность легкой замены и перестановки оборудования. По словам Романа Китаева, главы российского представительства компании Commscope, средний срок жизни ЦОД – 10-15 лет, а то, какая ситуация там будет с оборудованием, известно на гораздо меньший срок. Соответственно, операторы дата-центров заинтересованы, во-первых, в том, чтобы получать от вендоров оборудование, более мощное, но занимающее меньшую площадь. А во-вторых, системы коммуникаций (речь в первую очередь идет о СКС) в ЦОДах должны быть организованы таким образом, чтобы их расположение можно было менять. И поэтому, по словам Китаева, будущее – за модульными СКС, расположение которых можно будет менять в зависимости от потребностей операторов (и заказчиков).

Наверное, любая крупная компания, которая вставала перед необходимостью размещения своих ресурсов в ЦОДе, рассматривала возможность и целесообразность строительства собственного дата-центра. Однако, по словам Василия Маланина, целесообразно строительство собственного ЦОДа только в том случае, если в будущем компания планирует предоставлять услуги внешним участникам. Это подтвердил и Виталий Болодский, специалист по центрам обработки данных компании «Скартел». По его словам, когда «Скартел» оценивал различные варианты для размещения своей инфраструктуры, компания пришла к выводу, что строить дата-центр только для себя нерационально, «а предоставлять услуги ЦОДа сторонним компаниям «Скартел» не планирует».

Впрочем, немного иная ситуация возникает, когда есть настоятельная необходимость хранить огромные массивы данных, а пользоваться услугами сторонних ЦОД по тем или иным причинам невозможно. О своем опыте рассказал на конференции «Трансформация дата-центров» Сергей Рябущенко, начальник службы ИТ Гостелерадиофонда. Необходимость хранить и обрабатывать десятки петабайт информации неизбежно влечет за собой вопросы устройства дата-центра или пользования сторонним ресурсом. Возможности последнего, по словам Рябущенко, не рассматриваются, потому что «это будет выглядеть, как если бы все картины и скульптуры Эрмитажа унесли бы из музея, чтобы они хранились где-то на хорошем, удобном, безопасном, но далеком складе». Поэтому было принято решение делать свой распределенный ЦОД  с соединением по VPN (две площадки фонда находятся в Москве, одна – в Подмосковье), с постепенным вводом нескольких ленточных библиотек (т.к. архивы фонда все время растут). Среди проблем, с которыми его отделу пришлось столкнуться, г-н Рябущенко называет ограниченное и «назначаемое» финансирование, сложности в интеграции оборудования и, главное, - отсутствие инструментов для оценки эффективности вложений в ИТ. Из-за последнего пункта планировать долгосрочное развитие и тем более выписывать под него необходимый бюджет – занятие крайне затруднительное.

ИТ-инфраструктура: смена парадигмы

На данный момент в основном компании расходуют большую часть своего бюджета на поддержание существующей ИТ-инфраструктуры (на это уходит порядка 70% бюджета), а оставшиеся 30% идут на инновации. В массе своей такое соотношение признается достаточно эффективным. Не имеют будущего компании, которые тратят на инновации менее 5% ИТ-бюджета. Но и тратить на поиск новых идей и технологий больше 30% могут далеко не многие. Пожалуй, наиболее яркие примеры в этой области – это такие нацеленные на инновации компании как Facebook и Google. Но, тем не менее, стремиться к активному использованию инновационных технологий и – в идеале – к активному участию в их разработке должна стремиться любая компания, которая хочет иметь успех в новой реальности.

За счет чего можно сделать ИТ-инфраструктуру более современной и экономичной? Безусловно, лидирующими технологиями в данном случае являются виртуализация и облака. Основная причина их выбора – неизбежное усложнение ИТ-инфраструктуры в современной компании, которая делает управление ею крайне неудобной и ресурсозатратной. Кроме того, важную роль в современном мире играет удаленная работа, и в этом случае «облако» - оптимальное решение.  По словам Руслана Заединова, «облака» дают и еще одну важную и экономически выгодную возможность для компаний попробовать развивать венчурные направления, не выделяя для этого физических маши, не приобретая ПО и т.д. Таким образом, говорит он, компании имеют более широкие возможности для экспериментов.  

Опытом в «смене парадигмы» развития компании поделился Андрей Ковалев, директор департамента корпоративных решений российского представительства компании Dell. Два года назад компания Dell приняла решение оптимизировать свою организационную структуру и стратегию планирования. В частности, было принято решение часть корпоративной инфраструктуры перевести в «облако». Принятые меры позволили, во-первых, изменить соотношение между расходами на поддержание имеющейся инфраструктуры и инвестициями в инновационные технологии – теперь на инвестиции в компании идет порядка 52%. Общая экономия из-за изменения подхода к инфраструктуре составила 2 млрд. долларов.

Проблемы и задачи

Основным вопросом по-прежнему остается бесперебойная и безопасная (причем в данном случае имеется в виду как физическая, так и информационная безопасность) работа сервера. Причем если физический сервер можно обезопасить многократной репликацией и копированием данных (что, впрочем, весьма неэффективно), то вопрос о том, насколько безотказной будет работа в «облаке» для крупной компании, когда на счету буквально каждая минута, хотя и решается, но пока нельзя сказать, что он решен окончательно.

Еще один серьезный вопрос – нехватка кадров. Новые технологии развиваются очень быстро, ИТ-сотрудники подчас просто не успевают следить за новшествами и тем более разбираться в них. На данный момент эту проблему также нельзя назвать острой, но если иметь в виду прогнозы аналитиков, что в ближайшие 10 лет количество ИТ-персонала вырастет максимум на 50%, а объем данных в этот же период времени вырастет в 50 раз (данные IDC), то можно утверждать, что в ближайшем будущем решение этой задачи будет весьма насущной потребностью.

Также есть проблема, связанная с большим количеством разнообразных, никак не связанных друг с другом «облаков». Как рассказывал ранее генеральный директор компании КРОК Борис Бобровников, на данный момент можно говорить о том, что на рынке очевидной стала необходимость в некоем «облачном интеграторе» (по аналогии с интегратором системным), который мог бы выполнять функции по объединению и уверенной совместной работе различных облаков.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: