Rambler's Top100
Статьи
16 января 2008

Нужна ли России FMC?См. также журнал ИКС №1, 2008

Fixed-mobile convergence (FMC) – очередная надежда операторского рынка на новые доходы и на появление оружия в борьбе с новыми агрессивными игроками рынка. FMC "провоцирует" заинтересованность разных операторов друг в друге. И конкуренты становятся партнерами... Читайте здесь полную версию круглого стола ведущих операторов (см. "ИКС", №1`2008).

«ИКС»: Каковы потребности и возможности российского рынка fixed-mobile convergence (FMC) в разных сочетаниях типов связи: fixed+mobile, mobile+fixed, mobile+Internet, BWA+mobile, BWA+fixed, спутниковая +BWA?

Сергей ОленинСергей Оленин, директор по развитию компании АСВТ:

Разобьем вопрос на части:

А) fixed+mobile, mobile+fixed
Думается, что ответ понятен. У мобильных операторов (даже если не брать в  расчет количество абонентов) есть то, чего никогда не будет (или, скажем так, очень затруднительно будет получить) у оператора фиксированной связи – частоты и развернутая сотовая инфраструктура. Поэтому на первое место в этом тандеме выходит mobile, а уже потом fixed. Конечно, многие операторы, практикующие FMC, могут мне возразить: мол, это мы явились инициатором создания тандема. Но если сотовые операторы не были в этом заинтересованы, то при всем желании оператора fixed FMC не сложилось бы.

Б) BWA+mobile, BWA+fixed
Думаю, что ответ на эту часть вопроса можно найти, совершив небольшой экскурс в прошлое, эпоху расцвета карточных платформ и VoIP-связи. Несколько лет назад, до принятия новых законов о лицензировании услуг связи, бурно расцветал рынок междугородней IP-телефонии. Операторы, специализирующиеся на данных услугах, увели часть трафика междугородней и международной связи как от операторов фиксированной связи, так и от мобильных операторов.
С появлением Wi-Fi, а тем более с развертыванием сетей WiMAX, появляется опасность увода части местного трафика в эти сети как у операторов fixed, так и у операторов mobile. Думаю, что операторы сотовой связи не захотят повторения истории с IP-телефонией, да к тому же появляется возможность перехватить часть трафика у операторов фиксированной связи. Так что связке mobile+BWA быть, причем первую скрипку здесь опять будет играть mobile.

Что же касается BWA+fixed, то это естественная связка в российской действительности, когда стоимость последней мили и дюйма с каждым годом возрастает. Но тут есть опасность получить обратный откат через некоторое время, т.к. сети BWA не могут конкурировать с технологиями FTTx. А рано или поздно сети FTTx так или иначе проникают в места, ранее не доступные фиксированным сетям. Это видно сейчас на примере Синтерры. Если сначала абоненты подключаются по WiMAX, то после прихода сети фиксированного оператора они (абоненты) переключаются на эти сети. Так что скорее всего в этой связки BWA будет играть роль «технологии для быстрого захвата территории» с последующим переводом на фиксированные сети.

В) mobile+Internet
Это технологии, взаимодополняющие друг друга. С развитием сервисов в интернете, особенно интерактивных, потребность в данной связке, а особенно с появлением на российском рынке технологии 3G, только возрастет. Но тут операторы mobile сами предоставляют доступ в Internet. Так что роль сторонних операторов – быть поставщиками контента.
Для mobile операторов также представляет интерес доступ в Интернет по Wi-Fi. Да и абоненту это выгодно, т.к. авторизация и подключение абонента к точке доступа осуществляется на основе данных его сотового телефона. Вот только одно препятствие – очень мало соглашений о роуминге между сетями Wi-Fi, принадлежащих сотовым операторам, да и самих таких сетей немного.

Г) спутниковая+BWA
Совсем экзотическая комбинация. Может разве что заинтересовать абонентов, у которых совсем нет перспективы получить в далеком будущем доступ к FTTx. Аналог существующей в недалеком прошлом комбинации спутниковый+DIAL-UP. Но, как ни странно, есть одна ниша, в которой этот вид связи действительно интересен – предоставить абоненту (или группе абонентов), подключенных по BWA, доступ к TVIP. При этом телевизионный контент поступает абоненту по спутниковому каналу, а запросный канал идет по BWA.

Павел РойтбергПавел Ройтберг, директор по развитию продуктов и услуг «МТС-Россия»:

Потребности рынка, в том числе российского, в сочетаниях типов связи напрямую связаны с уровнем проникновения каждого из них. В России сейчас наибольшее проникновение имеют мобильная и фиксированная связь, поэтому сочетания именно этих типов связи будут востребованы в первую очередь. Возможности конвергенции других типов связей будут зависеть исключительно от перспектив их распространения и популярности у пользователей. Нельзя ожидать, что не основанные на существующих сервисах конвергентные предложения смогут быстро и принципиально изменить привычные потребителю способы связи.

Возможности развития рынка конвергентной связи в России зависят от наличия совместных договоренностей между участниками рынка. Именно взаимная заинтересованность участников рынка в создании совместных продуктов и вывод их на рынок смогут катализировать его развитие. Технические возможности позволяют создать практически любой продукт. Но реальное появление таких продуктов будет обусловливаться целесообразностью их вывода на рынок.

Евгений ПикерсгильЕвгений Пикерсгиль, к. ф-м н., руководитель отдела корпоративных продаж «Мегафон-Москва»:

Потребность в сервисах FMC, безусловно, существует, и, прежде всего, на бизнес-рынке. А вот fixed+mobile или mobile+fixed — клиенту все равно. Мобильный телефон плюс Интернет — эта услуга продолжает развиваться, но отнюдь не заменяет «фиксированный» Интернет. Причем ноутбук позволяет подключаться как по проводам, так и через Wi-Fi, и через GPRS. Но все это, на мой взгляд, не есть конвергенция фиксированной и мобильной связи в истинном смысле данного термина. Настоящая  услуга "мобильный телефон + Интернет" может полноценно воплотиться лишь на сетях третьего поколения с высокими скоростями, но и это не будет FMC  (ред.: «Мегафон запустил сеть 3G в Санкт-Петербурге, скорость передачи около 3 Мбит/с).

Стефан СульеСтефан Сулье, заместитель генерального директора компании «Эквант» (торговая марка Orange Business Services):

Термин "конвергенция" в последние годы стал применим практически ко всем услугам операторов связи, как мобильных, так и фиксированных. Это естественное развитие технологий, когда существовавшие до этого обособленно технические области становятся все более взаимосвязанными.

Наиболее очевидный пример – конвергенция фиксированной и мобильной связи. Пока основными пользователями этой услуги являются корпоративные заказчики. FMC для крупных компаний – это возможность работать с единым поставщиком всех услуг телефонии на гибких условиях. В России пока нет оператора, который предоставлял бы услуги и фиксированной, и мобильной телефонии, поэтому сервис FMC реализуется в рамках агентских договоров. Orange Business Services, к примеру, сотрудничает с «ВымпелКомом» с 2002 г.

Если говорить о других видах конвергенции, стоит отметить, что уже в течение нескольких лет успешно предоставляются услуги мобильного доступа в Интернет, технологии MetroEthernet позволяют обеспечить высокие скорости и большую пропускную емкость при выходе в сеть по наземным каналам, а с развитием технологий 3G реальностью станет и широкополосный мобильный доступ в Интернет. Очевидно, что вектор развития конвергентных технологий будет направлен в сторону увеличения мобильности, гибкости и комфортности общения людей.

Павел ГореньковПавел Гореньков, управляющий «Гарс Телеком»:

В данный момент в России представлен вариант mobile+fixed. Сказать, что конвергенция получила развитие, нельзя, поскольку проекты, в которых реализована такая идеология, можно пересчитать по пальцам. Не более 50 компаний по всей стране сегодня пользуются всеми возможностями FMC. Причин тому несколько. Основная – позиция мобильных операторов, которые не заинтересованы в развитии трансграничных сервисов – они сложные, дорогие в имплементации, а доход приносят не очевидный.

В ближайшие пару лет ситуация не изменится: мобильные операторы по-прежнему «ревнуют» проводных операторов к бизнес-аудитории, не осознавая, что конкуренции нет. Но ситуация от этого не меняется.

Павел КузнецовПавел Кузнецов, генеральный директор ОАО «Центральный Телеграф»:

На сегодняшний день роль конвергенции в телекоммуникациях значительно возросла. Компании-операторы активно используют сочетание различных типов связи для получения доступа к абонентам новых сегментов рынка. Так, например, для организации клиентского доступа к услугам операторами фиксированной связи активно применяются беспроводные технологии широкополосного доступа (BWA+fixed). Во всем мире получила широкое распространение модель MVNO (mobile virtual network operator) на базе конвергенции фиксированной и мобильной связи (fixed+mobile), которая в настоящее время также находит применение в России. Используя эту модель, компании фиксированной связи в сотрудничестве с мобильными операторами получают возможность предоставлять абонентам привычный набор услуг и дополнительных интеллектуальных сервисов, уменьшая зависимость пользователя от конкретного местонахождения. 

С 2003 года ОАО «Центральный телеграф» предоставляет интеллектуальные сервисы на базе конвергенции фиксированной и мобильной связи совместно с ЗАО «Соник Дуо» (МегаФон-Москва) под брендом «баzа». Абоненты услуги «баzа мобильная» могут воспользоваться многоканальным московским номером с возможностью интеллектуальной переадресации вызовов на несколько номеров (в том числе мобильных), а также такими услугами, как виртуальный офис, голосовая почта, виртуальная АТС, перевод вызова во время разговора, детализация вызовов. Управление номером и сервисами пользователь осуществляет самостоятельно через личный кабинет (WEB-интерфейс) или по телефону через интерактивное голосовое меню (IVR) в режиме реального времени. На сегодняшний день у нас уже более десяти тысяч абонентов услуг «баzа», и их количество постоянно растет. В основном наших абонентов можно отнести к сегменту SOHO/SMB.

Учитывая развитие различных видов коммуникаций по сети передачи данных, интересные перспективы видятся в применении сочетаний различных типов связи с возможностями широкополосного доступа. «Центральный Телеграф» строит на территории Московского региона собственную мультисервисную сеть, на базе которой предоставляет абонентам комплекс Triple Play – сервисов под торговой маркой QWERTY: телефония, доступ в Интернет и цифровое телевидение. В рамках этого проекта нами рассматриваются перспективы модели quadruple play (4 в 1): предоставление абонентам мобильных сервисов в дополнение к уже существующему triple play пакету. С развитием сетей 3G  и DVB-H можно будет приблизиться к quadruple play в классическом понимании.

Евгений СандомирскийЕвгений Сандомирский, коммерческий директор «Мастертел»:

Fixed+mobile – это удобно и выгодно, но потребность у целевой аудитории пока не сильно сформирована. Все-таки пока большинство компаний пользуются услугами и фиксированной, и мобильной связи, не задумываясь над тем, какие преимущества сулит конвергентная связь. Причем даже такая простая конвергенция, как организация короткого номера и единых тарифов, не зависимо от того, какой связью ты пользуешься, в то время как эта вещь может повысить эффективность бизнеса компании, особенно той, сотрудники которой регулярно находятся в разъездах, но должны быть всегда доступны.

Потребности в этом виде связи будут расти, и задача операторов – больше вкладываться в информирование рынка.

Дмитрий НудьгаДмитрий Нудьга, технический директор ЗАО «Квантум»:

Чтобы говорить об FMC, нужно для начала разобраться с терминологией. Изначально предполагалось, что это конвергенция сетей мобильной и фиксированной связи. Но здесь основная проблема заключается в нежелании операторов налаживать межсетевое взаимодействие. То, что делается, делается в основном в рамках требования лицензий. И, хотя ряд операторов объявили о совместном предоставлении FMC-сервисов, назвать это явление массовым нельзя. Рановато говорить и о ценовой стороне вопроса: еще нет ни сформировавшегося рынка, ни необходимого пакета услуг. Пока предел «мечтаний» -- качественная мобильная связь + скоростной Интернет.

Зачастую FMC называют конвергенцию технологий, один из вариантов которой «fixed + BWA + Wi-Fi» . Это не совсем корректный подход, т.к. сети (и даже не очень большие) редко строятся по одной технологии.

Наиболее перспективной мне кажется конвергенция сетей мобильного WiMax и BWA c сетями фиксированной связи. Вместе с тем, такую задачу должны решить и сети 3G. Но во  всех случаях цена вопроса (оборудования пользователя) станет решающей.

На данный момент ситуация на рынке еще не назрела, спрос на FMC не сформирован и нет продуктов, обеспечивающих действительно конвергентные сервисы. А поэтому операторы будут пытаться расширить портфель услуг за счет собственных сил и паллиативных решений. Думаю, что конвергенция сетей – дело будущего. Возможности терминальных устройств (в том числе и двухмодовых) растут; остается дождаться, когда начнут снижаться цены и появится массовый спрос.

Иван ШмелевИван Шмелев, директор по стратегическому развитию ОАО «Инфосети»:

Концепция FMC изначально зародилась на западе как решение, удовлетворяющее потребность в сокращении издержек на мобильную связь. В России, где услуги сотовой связи значительно дешевле, острой потребности в технологии FMC не существует. Издержки на реализацию значительно превышают ожидаемую выгоду. С появлением нового высокоскоростного, беспроводного стандарта  WiMAX, решения FMC будут выполнять совершенно другие функции. 

Предложений с FMC-решениями на рынке очень мало. Решения FMC носят узко специализированный характер. Реализованные проекты можно пересчитать по пальцам, а все решения имеют либо маркетинговое, либо научное значение.

Подготовила Галина Большова

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: