Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
16 января 2008

Производители откровенничают об FMC-технологии и рынкеСм. также журнал ИКС №1, 2008

Вендоры – одна из главных движущих сил развития не только технологий, но и сервисов. Где бы был современный рынок услуг, если бы не они, производители... Услуги Fixed-mobile convergence (FMC) – еще одно тому подтверждение.Читайте полную версию мнений поставщиков оборудования о рынке FMC ("ИКС", №1`2008).

«ИКС»:Каковы потребности и возможности российского рынка в разных сочетаниях типов связи для предоставления FМС-сервисов?

Ирина ГладковаИрина Гладкова, менеджер по технологиям компании Nokia Siemens Networks:

FMC – это маркетинговый термин, за которым стоит рыночная тенденция, а не строгая техническая концепция или архитектура вроде тех технологий, которые стандартизуются 3GPP. FMC зародилась не в результате заседаний комитетов и комиссий, а под влиянием развития нового спроса абонентов на объединение «в одном флаконе» лучших качеств сервиса фиксированных и мобильных сетей. Так, сегодняшний абонент хочет получить широкополосный доступ и высокое качество голосовых услуг, к которым он привык в фиксированных сетях, а также  мобильность и высокую персонализацию услуг связи, к которым его приучили операторы мобильной связи и производители мобильных телефонов. И все эти услуги абонент хочет получить по одной подписке, от одного оператора (все равно – мобильного или фиксированного, оператора наземной или спутниковой связи)! Как и любая маркетинговая концепция, FMC претерпевает изменения при переходе от страны к стране, от одной группы абонентов к другой. Так что национальные особенности, менталитет напрямую влияют на построение FMC в сети того или иного оператора. В России присутствует спрос на конвергентные услуги с использованием всех перечисленных в вопросе комбинаций типов доступа.

Василий ЗибаровВасилий Зибаров, эксперт по сетям BWA компании Nortel:

В основном сегодня на рынке услуг, предоставляемых операторами связи,  предлагаются изолированные услуги мобильной связи, доступа в Интернет, фиксированной связи. Это связано с историей возникновения современных операторов связи и существующими ограничениями НПА на спектр услуг, предоставляемых операторами связи. Даже в крупных холдингах, включающих в себя операторов связи разных типов, решения FMC проходят либо тестовые испытания, либо находятся на этапе выработки стратегии применения. Показателен в этом плане пример Украины, где, даже неcмотря на более мягкую ситуацию с регулированием в области связи, до сих пор ни один крупный сотовый оператор не смог провести тестовые испытания системы FMC. Но рынок изолированных услуг переживает насыщение, и попытки вывода на рынок изолированных услуг (i-mode, MMS) явно терпят неудачу. Операторы связи прекрасно понимают, что рынок ждет от них принципиально другого подхода к предоставлению услуг для пользователей и FMC может стать именно той услугой, которая будет востребована рынком. Также Nortel является сторонником идеи Hyperconnectivity, согласно которой наличие у устройства возможности быть на связи означает, что оно обязательно должно быть на связи. FMC в этом плане предоставляет возможность реализации одной из сторон теории Hyperconnectivity.

Константин НовиковКонстантин Новиков, менеджер департамента маркетинга компании Huawei Technologies CIS:

Российский рынок готов как к сочетанию связи fixed+mobile и mobile+fixed, которое объединит преимущества фиксированной и мобильной связи, так и к сочетанию mobile+Internet. Ведь в последнее время операторы связи сталкиваются с тем, что их используют как средство доступа к интернет-услугам (VoIP, IM, MSN, Skype, ICQ), что не самым лучшим образом сказывается на ARPU.

Андрей Богачев, менеджер по продуктам компании Comptek:
Андрей Богачев

Я бы сказал, что с точки зрения рассматриваемой тематики это не самая принципиальная сторона вопроса. Для технической реализации важно наличие connectivity, т.е. наличие канала связи на "мобилизующегося" потребителя. Техническая реализация этого канала играет роль исключительно как показатель обеспечения доступности решения, причем как в техническом (пропускная способность, покрытие, лаги), так и в финансовом аспекте. У каждой платформы найдется своя ниша.

Сергей Трушин, руководитель бизнес-направления "Добавочные устройства" компании «ИМАГ»:Сергей Трушин

Считаю, что основная потребность российского рынка в услугах FMC находится в типах связи fixed+mobile, mobile+fixed. Основным потребителем этой услуги является корпоративный сектор: компании, имеющие достаточно большой штат мобильных сотрудников, работники риэлтерских агентств, «полевые» менеджеры, технический персонал, курьеры.
Услуга FMC осуществляется при помощи специального оборудования, которое интегрируется в корпоративную телефонную сеть. Установленное оборудование позволяет осуществлять связь по направлениям fixed+mobile, mobile+fixed и разграничивать права пользования системой.

Кирилл ВронскийКирилл Вронский, директор по стратегическому развитию компании Telecom Design:

Сегодня Россия находится в самом начале конвергенции, но несмотря на это  Fixed Mobile Convergence воспринимается телекоммуникационным сообществом уже не как модный аксессуар, а как необходимое условие успешного развития бизнеса. Российский рынок ожидает от Fixed Mobile Convergence повышения удобства и качества уже предоставляемых услуг и появления новых услуг, рождённых на стыке технологий.
Так же, как и в Европе, российская фиксированная связь претерпела серьёзные испытания: конкуренция со стороны сотовой связи и кабельных сетей вынудили самый консервативный сегмент рынка выйти в лидеры по внедрению новых услуг. Сначала была только голосовая связь, затем передача данных, услуга ADSL предложила пользователю по-настоящему широкополосный доступ в Интернет, сегодня обсуждаются перспективы внедрения IPTV и т.д. То же самое можно сказать и про мобильную связь: начиналось всё с передачи голоса, затем появился сервис SMS — первая по-настоящему успешная услуга передачи данных. Сегодня на мобильном телефоне можно иметь целый ряд различных приложений, которые раньше были доступны только на компьютере через Интернет, т. е. через фиксированную связь.
Теперь у пользователя есть ПК, домашний телефон, мобильный телефон и карманный компьютер. Что же интересует пользователя? Очевидно, что это не технические средства доступа к услугам. Ему нет никакой разницы с помощью какой технологии – GPRS, UMTS, WLAN или ADSL – он дойдет до своего электронного почтового ящика. Так что преуспеет в конвергенции тот, кто сведет к нулю транспортные сложности и сделает путь к услугам незаметным.
У производителей оборудования и программного обеспечения уже сегодня существует большой выбор конвергентных решений, найти успешное применение которым и есть задача на ближайшее будущее для всех участников рынка. Наибольший потенциал лежит в решениях, способных обеспечивать предоставление услуг с добавленной стоимостью, объединяющих преимущества Интернета, фиксированной и мобильной связи.

Роман ПодойницынРоман Подойницын, руководитель направления беспроводных решений компании «Микротест»:

Современные технологии позволяют предоставлять практически любые из перечисленных сочетаний, вопрос только в их востребованности конечным пользователем услуг. Востребованность того или иного сочетания может быть определена оператором связи в зависимости от региона, обслуживаемого им сегмента потребителей и прочих факторов.
Одно можно сказать определенно: процесс конвергенции различных сетей, типов связи и способов обмена информацией будет продолжаться. Конвергенцию сетей передачи голоса и данных на базе IP-сетей можно считать свершившейся, сегодня мы говорим о конвергенции сетей мобильной и фиксированной связи, завтра мы будем обсуждать сближение других видов связи и даже отраслей.


«ИКС»: Каков традиционный для России набор FMC-сервисов по спросу?

Ирина Гладкова, менеджер по технологиям Nokia Siemens Networks:
Наибольшим спросом пользуются следующие услуги: единый номер в фиксированной и мобильной сети, объединение фиксированных, мобильных абонентов, а также абонентов корпоративных PBX в группу Mobile Сentrex.

Василий Зибаров, эксперт по сетям BWA компании Nortel:

Доступ в корпоративную сеть, электронная почта, интранет, аудиоконференц-связь, услуги корпоративной голосовой связи, Convergent Desktop, или мобильный офис, корпоративная служба обмена короткими сообщениями и файлами, видеоконференция.

Андрей Богачев, менеджер по продуктам компании Comptek:
FMC-сервис по большому счету один – возможность из удаленной точки получить тот же или максимально приближенный набор функций и возможностей, который был у человека на его рабочем месте.
В дальнейшем этот сервис разделяется по приоритету и степени доступности этих функций, а также их похожести на базовые. Потребитель подходит к этому выбору со своими приоритетами, которые в первую очередь зависят от его должностных обязанностей. Большинство задач мобильного пользователя сводятся к работе с телефонными звонками, электронной почтой и веб-доступом; следующую по значимости волну составляют подключения в корпоративную сеть через VPN или аналоги с использованием разнообразнейших прикладных программ.

Сергей Трушин, руководитель бизнес-направления "Добавочные устройства" компании «ИМАГ»:

Опираясь на наш опыт работы с корпоративными заказчиками, можно сказать, что основным сервисом, который хочется отметить, является конвергенция мобильных сетей GSM и корпоративных телефонных сетей связи.

Подготовила Галина Большова
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!