Rambler's Top100
Статьи
18 января 2008

Производители откровенничают об FMC-предложениях для операторов и корпоративных пользователейСм. также журнал ИКС №1, 2008

FMC (Fixed Mobile Convergence) – это не только услуга, но и сетевая технология. Операторам связи и компаниям, имеющим собственные телекоммуникационные сети, важно знать, насколько FMC заставит поменять существующую инфраструктуру сети.

«ИКС»: Какие технические решения (по уровню сложности внедрения и поддержки конвергентного сервиса) и финансовые затраты требуются от оператора и какие выгоды он от этого получает?

Ирина ГладковаИрина Гладкова, менеджер по технологиям компании Nokia Siemens Networks:

 – Давайте договоримся об определениях. FMC – это инфраструктурная услуга доставки общего набора сервисов независимо от сети доступа и в то же время с учетом особенностей используемой сети доступа. Поясню, что я имею в виду. Сети доступа могут быть фиксированными и  мобильными, проводными и беспроводными, узкополосными и широкополосными и т.д. В то же время каждая из названных сетей доступа имеет свои особенности, которые надо учитывать при доставке услуг абоненту. Так, абонент может находиться в роуминге, иметь публичный IP-доступ, осуществлять соединение с использованием аналогового терминала с ограниченным набором возможностей и т.д. Задача FMC-услуги – скрыть эти особенности от пользователя и предоставить ему один и тот же набор услуг, на которые он подписан, не взирая на специфику сети доступа. В моем определении присутствует понятие «инфраструктурная услуга» для того, чтобы подчеркнуть тот факт, что FMC – это не конечная услуга, а сетевая технология, и уровень сложности этой сетевой технологии зависит от набора услуг, которые мы хотим обеспечить в «одном флаконе». Если речь идет о том, чтобы абонент получал вызовы на его мобильный телефон в то время, когда его фиксированный номер уже используется, то эта услуга реализуется практически бесплатно с помощью простой переадресации. Если абонент мобильной сети имеет двухмодовый терминал и хочет дома или в публичных hot spot’ах воспользоваться услугой VoIP, то оператор может установить программное обеспечение по обработке стека протокола SIP на сервер мобильной коммутации от NSN, и будет готов к поддержке единого номера абонента при звонках на его мобильный и SIP-терминал, доставке услуг VoIP, коротких сообщений и других услуг на базе мобильного коммутатора на терминал с SIP-клиентом. Также в этом случае  оператор сможет разрешить своим абонентам с двухмодовыми терминалами,  SIP- клиентами и абонентам PBX объединяться в «hunting»-группы с последовательным и параллельным обзвоном и в группы «Mobile Centrex» с частным планом нумерации. Абоненты с фиксированными терминалами также могут обслуживаться в рамках этих групп при условии применения конверторов сигнализации.

Очень часто FMC предполагает также конвергенцию информационных и телекоммуникационных технологий, и в этом случае оператору требуется более серьезная модернизация сети. Примерами конвергентных услуг являются услуги интеграции с MS-Office (например, услуга “click-to-dial” из общей книги контактов), услуга управления вызовом в зависимости от статуса присутствия абонента, например, консоль секретаря, организация центра обслуживания вызовов. Экономичный подход предполагает применение автономного SIP-сервера приложений hiQ 4200 в сети оператора. В случае развертывания полномасштабного конвергентного решения инфраструктура строится на основе архитектуры IMS. Напомним, что IMS – это первая в истории телекоммуникационной отрасли общая для фиксированной и мобильной сети стандартизованная архитектура опорной сети. Платформа IMS от NSN построена в полном соответствии со стандартами 3GPP и обеспечивает поддержку мультимедийных сессий так, что абоненты могут работать в интерактивном режиме, разделять приложения на своем терминале с другими абонентами, менять тип доступа с фиксированного доступа на мобильный доступ без перерыва в обслуживании (Voice Call Continjuty) и т.д. Платформа IMS от NSN  поддерживает не только экономичный способ доставки голосовых услуг аналогично тому, как это делается в сетях альтернативных операторов VoIP, но и надежную, безопасную работу абонентов в IP- сети на уровне  сервисов традиционных операторов мобильных и фиксированных сетей. Промышленный характер доставки услуг VoIP достигается с помощью единой авторизации абонентов, ведения консолидированной базы данных абонентов с разными сетями доступа, внедрения механизмов безопасной работы и качества обслуживания QoS в IP- сетях, реализации услуг управления статусом присутствия и ведения общих списков контактов абонентов.

Василий ЗибаровВасилий Зибаров, эксперт по сетям BWA компании Nortel:

 – С точки зрения внедрения внутри одного оператора, обладающего разнородными сетями доступа, решение FMC может быть внедрено без изменения существующей инфраструктуры путем добавления компонентов FMC. Но решения, позволяющие осуществлять полноценный роуминг с другими операторами связи, FMC представляется технологически весьма сложной задачей. На сегодняшний день возможности смартфонов исмользуются операторами связи на 5-10%. Добавление услуг FMC может существенно повысить кэффициент использования возможности современного оборудования. Это принесет дополнительный доход операторам связи и сделает мобильный телефон реально удобным средством бизнес-коммуникации, а не просто дорогой игрушкой. Как пример, во всех современных коммуникаторах есть порт Wi-Fi, который практически постоянно отключен.

Константин НовиковКонстантин Новиков, менеджер департамента маркетинга Huawei Technologies CIS:

 – Многое зависит от того, в каком состоянии находится текущая сеть оператора и как оператор решит предоставлять конвергентные услуги. Если в распоряжении оператора находятся традиционная фиксированная и мобильная сеть, то уже сейчас можно предоставлять простейшие конвергентные услуги, но рано или поздно придется вложить деньги в реконструкцию сети на базе IMS.

Андрей Богачев, менеджер по продуктам компании Comptek:Андрей Богачев

– С моей точки зрения, основная точка приложения FMC решений находится не на территории оператора, а в зоне ответственности информационной системы предприятия. Сама по себе мобильность стоит не слишком многого, важна мобильность доступа к привычной корпоративной инфраструктуре. Человеку, который работал в офисе, а теперь переходит к работе удаленной, конечно, приятно понимать, что он может выйти в Интернет с мобильника или получить "емейл в карман", но ему важнее со своей удаленной точки войти в привычную информационную среду офиса со всеми используемыми CRM, базами данных и телефонными справочниками.
Отсюда вытекает, что наилучшее решение FMC – это то, которое не требует ничего специального от оператора связи. Представьте себе два решения: одно очень функционально, но требует, например, прямого включения клиентской сети в коммутатор ОПСОСа и предоставления ряда прав взаимного доступа в корпоративные базы данных между ОПСОСом и клиентом; второе обеспечивает меньший набор возможностей, но ничего кроме мобильного телефона для подключения не требует. Какое из этих двух решений "пойдет в массы"?
А выгода оператора проста – тафик. С этой точки зрения практически любые решения FMC – это размен сервиса на трафик.

Сергей ТрушинСергей Трушин, руководитель бизнес-направления "Добавочные устройства" компании «ИМАГ»:

 – Для портативного сегмента рынка вопрос услуги FMC (fixed+mobile, mobile+fixed) можно решить и без участия оператора. Для этого можно использовать устройства, работающие по принципу GSM-шлюза. Они позволяют осуществлять быструю и «бюджетную» конвергенцию проводных корпоративных сетей связи с сетями GSM стандарта. Более безболезненного и экономически выгодного решения на сегодня просто не существует.
Оборудование заказчик может установить сам или воспользоваться услугами интегратора. Стоимость услуги будет начинаться от 70 $ за порт (на одного подключенного абонента). Поддержка установленной системы может осуществляться как силами собственной технической службы, так и по договору с интегратором, установившим систему. Единственное место соприкосновения корпоративного заказчика с оператором (оператором сотовой связи) – это покупка SIM карт с выгодным корпоративным тарифом.
Соответственно, выгоды, получаемые от такой системы FMC очевидны.
Во-первых, заказчик получает полностью «мобильных» сотрудников, доступ к которым возможен в любой момент времени по единому «внутреннему» телефонному номеру.
Во-вторых, оператор получает дополнительный трафик с SIM-карт, которые используются в FMC системе. Налицо выгода для всех.
Операторы и сами могут предлагать установку FMC-системы заказчикам по договору аренды или на специальных условиях, при которых заказчик обязуется использовать установленное оборудование только с теми тарифными планами, которые предложены оператором.

Кирилл ВронскийКирилл Вронский, директор по стратегическому развитию компании Telecom Design:

 – Сложность поддержки конвергентного сервиса мало отличается от неконвергентного, так как любое промышленное решение по умолчанию обладает удобным  инструментарием для обслуживания, и конвергенция, и в данном случае, является просто ещё одним интерфейсом системы. Этого нельзя сказать про внедрение – именно на этой стадии приходится решать большую часть задач по согласованию интерфейсов и доработке бизнес-модели услуги. Для успешной конкуренции с мобильными операторами на рынке фиксированный оператор должен обладать широким набором дополнительных услуг, не меньшим, чем у конкурентов. Отличительной особенностью российского рынка является чрезвычайно низкий уровень проникновения VAS-услуг в фиксированной связи, и это не смотря на ударные темпы цифровизации МРК. Здесь кроется значительный потенциал, успешную реализацию которого мы видим в странах Западной и Восточной Европы.

Роман ПодойницынРоман Подойницын, руководитель направления беспроводных решений компании «Микротест»:

 – Уровень сложности зависит от выбранной оператором технологии. В настоящее время производители предлагают несколько вариантов технологий для обеспечения конвергентных услуг. Каждая из этих технологий имеет свои достоинства и недостатки, степень проработанности и зрелости, подразумевает различный уровень финансовых затрат оператора на ее внедрение.
Сравнительный анализ различных технологий обеспечения конвергентных услуг связи можно найти на http://wireless-russia.wetpaint.com

Подготовила Галина Большова

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: