Rambler's Top100
Статьи
Евгения ВОЛЫНКИНА  18 января 2008

Операторы, контент-провайдеры и дата-центры всей страны, объединяйтесь!

О том, как к взаимной выгоде можно организовать совместную работу операторов и поставщиков контента, рассказывает Евгений Чиглин, директор ассоциации "Телеком-Интернет-Медиа", предлагающей бизнес-модель, призванную объединить интересы поставщиков контента и операторов связи.

Сегодня на рынке Интернет-доступа за абонента борются и операторы связи, и специализированные интернет-провайдеры. Все они стремятся тем или иным способом подключить абонента, а потом получать с него деньги за пользование предоставленным ему каналом связи. Однако вся эта "операция с подключением" и характеристики полученного канала связи интересуют клиента лишь как средство доступа к имеющемуся в Интернет контенту и к онлайновым услугам. Он готов платить деньги не за доступ к "трубе" как таковой, а за содержимое, которое по ней протекает (данные, музыка, фотографии, видео). Поэтому на рынке интернет-доступа все более важную роль начинают играть сервис-провайдеры и производители контента. Растет и их доля при разделе того пирога, который официально называется рынком документальной электросвязи. Понятно, что это не очень нравится операторам, услуги которых по перекачке чужих данных постоянно дешевеют. Но, по большому счету, у операторов и контент-провайдеров цель одна: чтобы абонент потреблял как можно больше трафика.

ИКС: Евгений Юрьевич, почему, по Вашему мнению, возникает необходимость во взаимодействии операторов и контент-провайдеров?

- Времена, когда пользователи были рады хоть какому-то доступу в Интернет, давно прошли: базовая потребность в этой услуге уже удовлетворена. СейчасОператоры, контент-провайдеры и дата-центры всей страны, объединяйтесь! абоненту, по большому счету, все равно к какому оператору и по какой технологии подключиться, ему важно получить в результате этого интернет-сервисы, фильмы, музыку и вообще все, что называют контентом. Поэтому его, прежде всего, волнует, есть ли у оператора, который дотянул до него кабель, организовал радио- или спутниковую связь с Интернет, интересные пользователю ресурсы, какую скорость доступа он может предоставить, можно ли на этой скорости смотреть фильмы, IPTV, слушать потоковое радио и т.д.

Российских операторов можно условно разделить на две "возрастные" группы. Первая – это небольшие молодые (как правило, региональные) операторы, которые сейчас занимаются "захватом территорий". Они строят свои сети, расширяют зону покрытия и стараются подключить как можно больше абонентов. Заниматься контентом у них нет ни сил, ни средств. Вторая группа – это более "взрослые" операторы (они характерны для крупных городов и, прежде всего, для Москвы). Такие операторы уже завершили активную фазу строительства своей сети, подключили довольно много абонентов и успели на этом заработать неплохие деньги. Но они понимают, что конкуренты не дремлют. К тому же, в городах, особенно в крупных, во многих домах проложены кабели сразу нескольких провайдеров. В таких условиях главным козырем в борьбе за абонента становится контент. Некоторые крупные операторы начали организовывать подразделения, которые занимаются контентом, создавать порталы, сайты знакомств и прочее. Но такая деятельность требует немалых финансовых вложений, к тому же для оператора, независимо от его размера, это непрофильный бизнес и поэтому он редко бывает эффективным с финансовой точки зрения.

Однако контент нужен всем операторам. Так что путь у них один: сотрудничество с теми компаниями, которые специализируются на контенте. Однако весь интересный пользователям контент невозможно получить у одного контент-провайдера и приходится договариваться с каждым. Это сложно даже для крупных операторов, а для небольших – и вовсе невозможно.

ИКС: Как же, на Ваш взгляд, следует организовать это сотрудничество?


- Для организации эффективного взаимодействия операторов и контент-провайдеров и создана наша ассоциация "Телеком-Интернет-Медиа". Я сразу хочу пояснить, что наша ассоциация – организация некоммерческая, это добровольное объединение участников телекоммуникационного рынка (операторов связи, интернет-сервис-провайдеров, поставщиков контента, системных интеграторов). Мы продвигаем новую бизнес-модель сотрудничества операторов связи и контент-провайдеров с учетом интересов всех игроков рынка. Мы предлагаем создать единую инфотелекоммуникационную среду, в которой операторы смогут получить для своих клиентов разнообразный легальный контент, а контент-провайдеры получат доступ к широкой аудитории пользователей.

Для этого мы предлагаем создавать в российских регионах технологические площадки для обмена интернет-трафиком (Internet Exchange, IX), к которым будут подключаться местные операторы связи. Если на такой IX-площадке построить дата-центр с хранилищем контента, предоставленного контент-провайдерами, то таким образом будет создана как бы объединенная локальная сеть, ресурсами которой смогут пользоваться абоненты всех операторов-участников. Это будет хранилище именно легального качественного контента, а не те пиратские файловые "помойки", которые есть сейчас у многих операторов домашних сетей. Фильмы и прочий "тяжелый" контент доставляется в такие хранилища обычно на винчестерах. Причем контент этот будет размещен на региональной площадке, поэтому операторам не придется тратиться оплату его доставки по магистральным линиям связи, соответственно снизятся цены и для пользователей.

ИКС: Что такая модель дает контент-провайдерам?


- Контент-провайдеры обычно не работают с небольшими операторами, т.к. у каждого из них потенциальная аудитория невелика и прибылей такой бизнес не сулит. К тому же у крупных поставщиков контента минимальная сумма контракта установлена на таком уровне, что отсев потенциальных клиентов происходит автоматически. Но если 10 или 20 небольших региональных операторов объединятся на вышеупомянутой площадке обмена трафиком, то такой объединенный оптовый клиент, несомненно, будет интересен многим поставщикам контента, даже самым крупным. И они уже проявили интерес к этой бизнес-модели, потому что она открывает для них региональный рынок, потенциал которого очень высок. Есть, конечно, поставщики контента, которые и сейчас сотрудничают с операторами любых размеров, но и им выгодно получить их всех разом в одном месте. Таким образом, в региональном центре агрегации контента смогут встретиться все: и столичные поставщики контента и региональные операторы.

Площадки обмена трафиком есть в каждом более или менее крупном городе, но надо объединить их вместе магистральными каналами связи. Дата-центры, в принципе, тоже уже построены. Они тоже заинтересованы в этом проекте: они смогут зарабатывать на размещении контента и на обмене трафика между собой.

ИКС: Штаб-квартира ассоциации "Телеком-Интернет-Медиа" находится в Новосибирске. Вы полагаете, что движение по объединению операторов с контент-провайдерами должно начаться с регионов?

- Мы не считаем свой проект чисто региональным. Мы продвигаем бизнес-модель, которая, на наш взгляд, подойдет для всей страны. На последней Конференции по IP-телефонии и IP-коммуникациям в Москве наша бизнес-модель была воспринята с большим энтузиазмом и крупными, и мелкими игроками телекоммуникационного рынка. Многочисленные переговоры показали, что с нами хотят работать и московские и питерские операторы. Но очевидно, что региональным операторам это гораздо нужнее. Наша задача свести воедино как можно большее число игроков. Главное – это создать среду, некий мир, и сделать так, чтобы он был населен.

Беседовала Евгения Волынкина
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!