Rambler's Top100
Статьи
Вадим СТЕЦЕНКО  11 декабря 2012

Аутсорсинг — что дальше?

Требования к качеству услуг и конкуренция на рынке аутсорсинга постоянно растут. Для поддержания стабильности и роста аутсорсинговые компании развивают новые направления деятельности, осваивают новые модели ведения бизнеса и взаимодействия с заказчиками, совершенствуют качество и увеличивают ценность предоставляемых услуг, тем самым повышая их экономическую привлекательность для клиентов.

Ни для кого не секрет, что после кризиса 2008 года ИТ-рынок значительно «просел». В ситуации сокращения издержек российские заказчики демонстрировали слабый интерес к долгосрочным масштабным проектам. Однако в 2011-2012 гг., на фоне стабилизации финансового состояния бизнеса, начал возрождаться и ИТ-рынок в целом.  Высокие темпы роста внутри ИТ-рынка показал сегмент поддержки ИТ- и инженерных систем, в совокупности составив, по разным оценкам, до трети рынка ИТ-услуг. Консолидация бизнеса в различных отраслях экономики, в свою очередь, также повлекла за собой создание «тепличных» условий для увеличения спроса на сервис и ИТ-аутсорсинг. Кроме того, государство начало уделять особое внимание этим направлениями, примерами чего являются такие проекты, как «Безопасный регион», автоматизация ЖКХ, проекты по энергоэффективности и др. В целом, это позволяет говорить о перспективности рынка ИТ- и инженерного аутсорсинга.

Одной из основных предпосылок развития данных направлений является благоприятная конъюнктура рынка, на котором крупные заказчики заинтересованы в качественных предложениях по автоматизации и аутсорсингу. Ранее федеральные компании выстраивали ИТ-инфраструктуру бизнеса,  доверяя только собственным службам. Однако за последние годы данная ситуация существенно изменилась — на рынке появились аутсорсинговые компании, способные оказать более профессиональный и качественный сервис с более выгодными финансовыми условиями.

Вторая предпосылка роста спроса на аутсорсинг ИТ- и инженерных систем — выход крупных игроков  на IPO. Одним из важных вопросов в данной ситуации для заказчиков является соответствие необходимому уровню показателей эффективности продаж и производительности на одного сотрудника, что в свою очередь побуждает руководство компаний к сокращению численности персонала. Оптимальный способ решения этого вопроса — вывод непрофильной деятельности на аутсорсинг.

При этом спрос на аутсорсинг изменился не только в количественном, но и в качественном выражении. Требования заказчиков приобрели более жесткий характер в разрезе SLA, ценовых предложений, процесса обслуживания и ассортимента предложений. Мы учли эти изменения,  в полной мере используя уникальное  конкурентное преимущество MAYKOR: на данный момент мы являемся единственной компанией в России, обладающей собственной  сервисной сетью из 83 филиалов и 400 сервисных подразделений, которая может обслуживать заказчиков в режиме «одного окна» на всей территории страны. Опора на собственные ресурсы и большое внимание к автоматизации управления услугами предоставили нам возможность полностью контролировать загрузку, исполнение заявок. Это нас отличает от многих других ИТ-компаний, действующих через субподрядчиков, контроль качества работы которых весьма проблематичен.

Хотя российский рынок аутсорсинговых услуг стабильно растет, по-прежнему остается много проблем. Одна из основных — недостаточная зрелость спроса. У российского бизнеса пока  еще не так много опыта в организации процесса перевода своих ИТ-задач на аутсорсинг и дальнейшего взаимодействия с сервисной компанией. Кроме того, на данный момент не все заказчики готовы  передать управление ИТ-процессами аутсорсеру, в том числе и потому, что на рынке пока мало крупных аутсорсинговых и сервисных компаний, способных оказывать профессиональные услуги в требуемых масштабах и ассортименте.

Не менее значимой проблемой является низкий уровень цивилизованности рынка технического аутсорсинга. К сожалению, некоторые сервисные компании не ориентированы на долгосрочную перспективу, предоставление услуг высокого качества и неукоснительное соблюдение трудового и налогового законодательства. В результате на рынке «благодаря» таким игрокам появляется демпинг, падает качество услуг и происходит дискредитация аутсорсинга в глазах заказчиков.

Серьезной проблемой для многих ИТ- и сервисных компаний является «кадровый голод». Поскольку уровень образования ИТ-специалистов и инженеров не всегда отвечает требованиям современного бизнеса, поиск грамотных и талантливых сотрудников, особенно в регионах, стал большой проблемой для работодателей.  MAYKOR нашел выход в разработке и внедрении  собственной многоуровневой системы обучения специалистов, позволяющей готовить квалифицированные кадры внутри компании во всех регионах России. Системой управляет интегральное звено — Центр компетенций MAYKOR. Благодаря нашей программе подготовки собственных кадров стать сотрудником компании может любой специалист, имеющий техническое образование и успешно прошедший конкурсный отбор.

В 2013 году мы прогнозируем поступательный рост рынка аутсорсинга как в финансовом выражении, так и по параметрам зрелости и цивилизованности. По нашим прогнозам, количественные показатели роста могут составить 12-15%. После кризиса 2008 года компании осознали слабость и уязвимость существовавших на тот момент моделей ведения бизнеса. Это был хороший урок. Однако сегодня мы должны быть готовы к любому повороту событий в мировой экономике.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: