Rambler's Top100
Статьи
15 февраля 2008

Последняя миля. Цена вопросаСм. также ИКС №2`2008

Выбирая интернет-провайдера, массовый пользователь руководствуется ценой и скоростью доступа. Но прежде чем клиент заплатит свои деньги за доступ провайдеру, последнему придется ох, как потратиться. О финансовых аспектах последней интернет-мили мы и беседуем с операторами.

«ИКС»: Чего стоит оператору последняя миля до клиента?

О. Морозов, зам. директора по развитию направления наземных сетей связи КБ «Искра» (Красноярск): Цена последней мили в нашей компании индивидуальна для каждого абонента, хотя часто мы берем бОльшую часть стоимости организации последней мили на себя. Наши сети проходят все необходимые этапы проектирования, согласования и регистрации. Это несколько замедляет процесс развития, но зато служит гарантией от возникновения внештатных ситуаций в будущем.
Жилые дома мы подключаем обычно еще на этапе строительства, тесно сотрудничая с проектировщиками и застройщиками. Мы строим в здании комплекс инженерных сетей, куда включаются и сети, обеспечивающие доступ к нашим услугам связи. Таким образом, наши сети технологически интегрированы в инфраструктуру дома. Конечно, доля финансовой составляющей строительства возрастает, но мы оперируем параметрами долгосрочной окупаемости и готовы к инвестициям на перспективу.

Л. Мамаев, главный инженер «ЭР-Телеком Холдинг»: От миникампусного узла дома подключаются по оптике по топологии «звезда», средний дом – 100 абонентов. Средняя стоимость организации доступа на одного абонента – 1080 руб.

М. Белов, гендиректор компании «Мастертел-Север»: Львиную долю стоимости последней мили составляет цена строительства линейно-кабельных сооружений от ближайшего узла сети непосредственно до здания, где находится офис заказчика. Оставшаяся часть -- это затраты на оборудование. Поскольку оператор связи «Мастертел» и строительно-монтажная компания «Мастертел-Север» работают в рамках одного холдинга «Прайм Бизнес Групп», мы имеем возможность значительно сократить «строительные» затраты.

А. Алексина, коммерческий директор компании «Караван»: Стоимость организации последней мили по медным парам (xDSL) на территории Москвы для нашей компании начинается от 2500 руб. Подключение занимает от 5 дней. Стоимость строительства оптических трасс начинается от 150 тыс. руб.

И. Шмелев, директор по стратегическому развитию ОАО «Инфосети»: Технология WiMAX не привязывает оператора к определенному строению. Доступ предоставляется индивидуально каждому абоненту, который может перемещаться вместе с услугой в рамках сети. Таким образом, подключение к магистрали рассчитывается как отношение стоимости установки в районе базовой станции к числу подключенных абонентов. Сейчас подключение к магистрали обходится компании в среднем в $300.

Р. Валишев, зам. генерального директора - коммерческий директор ОАО «ЦентрТелеком»: Широко применяемая ОАО «ЦентрТелеком» технология ADSL основана на использовании уже существующих телефонных абонентских линий. Для предоставления доступа к Интернет достаточно установить ADSL-модем, и абонент готов к работе. Благодаря этому решению ОАО «ЦентрТелеком» имеет возможность предоставить доступ в Сеть неограниченному количеству потенциальных. Но следует отметить, что возникновение проблем при реализации столь масштабных проектов как «Домолинк» неизбежно. Массовое внедрение этой услуги вызвало немало технических трудностей, связанных в первую очередь с увеличением количества портов доступа в филиалах компании. Теперь эти задачи решены и наша цель сегодня – в максимально короткие сроки перестроить систему продаж услуги «Домолинк», сместив акценты с продвижения услуг на реализацию более агрессивной маркетинговой политики.

А. Ярмак, директор Департамента сетей передачи данных ЮТК: Подключение абонента сопряжено с необходимостью выполнения ряда условий, требующих немалых финансовых и трудовых затрат. На величину затрат влияет множество факторов, основными из которых являются территориальное расположение абонента, состояние линий связи и наличие на АТС необходимого оборудования для подключения абонента. Организационные вопросы при подключении нового абонента чаще всего возникают в случае отсутствия у абонента линии связи ОАО «ЮТК» и необходимости ее организации до оборудования клиента.

«ИКС»: Сколько должно пользователей в доме, чтобы вы ими «заинтересовались»?

А. Ярмак: Количество пользователей в доме не является главным критерием при принятии решения о предоставлении услуг. Основной фактор -- маркетинговая целесообразность, обусловленная уровнем платежеспособного спроса и перспективностью развития объекта, а также возможными конкурентными угрозами.

Л. Мамаев: Для подключения дома к нашей сети необходимо минимум 95 заявок на КТВ и не менее 20 на Интернет.

П. Кузнецов, генеральный директор ОАО «Центральный телеграф»: Дома, где меньше пяти этажей, для нас нерентабельны. При развертывании сети мы также учитываем количество квартир в подъезде, поскольку оборудование размещается в каждом подъезде дома. Привлекательны с точки зрения минимизации затрат дома с большим числом квартир в одном подъезде, и наоборот, непривлекательны многоподъездные дома с малым количеством квартир. Выгоднее всего работать в домах, имеющих более 200 квартир. Понятия «минимальное количество жителей в доме» для нас не существует, а есть соотношение затрат на подъезд и количества возможных привлеченных клиентов.

О. Морозов: Инвестируя в строительство сетей в доме, мы анализируем не текущее количество заинтересованных абонентов, а перспективы их появления в дальнейшем. Часто мы прокладываем сети в домах, которые только строятся, и абонентов там пока еще нет.

А. Федоров, коммерческий директор ТК «Сотком» (Рязань): Как правило, мы работаем с новостройками и процент подключения (вместе с телефонией) близок к 100%. О минимальном количестве заявок от дома вопрос не стоит: используя различные технологии доступа, мы находим оптимальные, экономически оправданные варианты и подключаем как отдельные коттеджи, так и жилые дома, от небольших до крупных.

М. Маркович, руководитель дивизиона Северо-Запад «ПРОСТОР Телеком»: Как правило, 5 пользователей, но возможны исключения.

И. Шмелев: Беспроводные сети строятся по другому принципу. Изначально развертывается сеть и обеспечивается покрытие всего района, затем начинается подключение абонентов, где бы они не находились. За редким исключением, для крупных корпоративных клиентов устанавливаются дополнительные базовые станции.

И. Бондарева, генеральный директор «Омск-Инфо»: Мы можем подключить абонента даже если он один-единственный подал заявку из этого дома. Если есть договор на обслуживание хотя бы с одним клиентом, оператор может заключать договора на проведение работ и размещение оборудования в доме, где проживает абонент.

«ИКС»: Какова тарифная политика по отношению к частным и корпоративным пользователям? Существует ли практика бесплатного предоставления пользователю абонентского оборудования?

А. Ярмак: Большинство наших пользователей Интернета -- физические лица, поэтому основные тарифные предложения направлены именно на этот сегмент, а для корпоративных клиентов мы готовим специальные пакетные предложения. Для повышения привлекательности услуг для пользователей мы проводим рекламные акции и мероприятия с льготным подключением абонентов, предлагаем абонентское оборудование в аренду по специальным ценам или даже предоставляем его бесплатно.

Р. Валишев: Мы предоставляем услуги доступа в Интернет для корпоративных и частных клиентов с использованием различных брендов и разнообразных тарифных планов. Услуги юридическим лицам предоставляются под брендом ОАО «ЦентрТелеком», а тарифы разработаны с учетом потребностей корпоративных пользователей. Для физических лиц разработана тарифная линейка Domolink, созданная с учетом региональной специфики -- конкурентной среды, реальных доходов населения, стоимости закупаемого у магистрального провайдера интернет-трафика и т.д. В рамках единой линейки тарифных планов филиалы «ЦентрТелекома» могут самостоятельно определять целесообразность введения тех или иных тарифов с учетом текущей рыночной конъюнктуры.
В конце 2007 г. в ряде филиалов компании проходила акция «Интернет-движение: присоединяйся и получи модем!». Абонентам, подключившимся в ходе акции, модем продавался в рассрочку с одновременным предоставлением скидок к тарифам на услуги.

П. Кузнецов: На рынке ШПД политика компании направлена на удержание ARPU за счет увеличения скорости доступа и расширения спектра дополнительных услуг. Реализуя эту цель, в 2007 г. мы вывели на рынок новое поколение ТУРБО-тарифов, сочетающих высокоскоростной доступ в Интернет с возможностью увеличения скорости при возникающей потребности абонента. Значительно снижать или повышать цены мы не планируем.
На рынке корпоративных пользователей компания намерена сосредоточить усилия на сегменте малого и среднего бизнеса, для которого разработан пакет triple play-сервисов QWERTY.BUSINESS, позволяющий подключить все услуги связи (высокоскоростной Интернет, цифровую телефонию, цифровое интерактивное ТВ) от одного оператора и по одной выделенной линии.

О. Попов, зам. гендиректора -- коммерческий директор ОАО «Северо-Западный Телеком»: Тарифная политика компании направлена на повышение потребительской ценности услуг ШПД при сохранении существующего ARPU. СЗТ не сторонник постоянного снижения стоимости услуг. Мы стараемся увеличивать скорости доступа, удерживая тарифы на прежнем уровне. На рынке физических лиц целенаправленно снижаем стоимость «входного билета» для более динамичного роста абонентской базы, широко используем опцию бесплатного предоставления оконечного оборудования, вводим новые тарифы -- как  эконом-, так и премиум-класса. Компания активно использует пакетирование услуг: наиболее выгодные тарифы услуги ШПД «Авангард» действуют для тех абонентов, кто пользуется безлимитным тарифным планом на услуги местной связи.
Для корпоративного сегмента мы продвигаем пакетные предложения (линейка «АльянсPRO»), в том числе для бизнес-клиентов с разными потребностями в телекоммуникационных услугах -- от простого одновременного подключения в офисе клиента услуги телефонной связи и ШПД до объединения удаленных офисов клиента на базе виртуальной частной сети, организации общей телефонной нумерации и создания единого центра управления услугами. Тарифы на данные услуги устанавливаются в целом за пакет, при этом пользователям предоставляется существенная скидка на услуги.

М. Белов: Мы придерживаемся рыночных тарифов, исходя из того, что демпинг -- это моветон, а для продажи услуг по завышенной цене также нужно иметь веские основания. К практике бесплатного предоставления пользователю абонентского оборудования мы относимся положительно. Еще несколько лет назад застройщик или владелец бизнес-центра должен был заплатить за проектирование и строительство линейно-кабельных сооружений, телекоммуникационное оборудование, и только тогда оператор связи начинал предоставлять свои услуги. А сейчас ситуация меняется: оборудование уже предоставляется на безвозмездной основе, оператор сам вкладывает средства в построение телеком-инфраструктуры объектов коммерческой недвижимости. И недалек тот день, когда абонентское оборудование также будет предоставляться пользователю бесплатно.

А. Алексина: Наши целевые сегменты -- SMB и SOHO. Абоненты платят нам не за последнюю милю и оборудование, а за предоставляемые услуги связи и широкий выбор сервисов надлежащего качества. Мы никогда не перекладывали наши строительные издержки на плечи заказчика.

О. Морозов: Предоставление абонентского оборудования для пользования в рамках предоставляемой услуги -- для нас обычная практика. В рамках действующих тарифных планов мы передаем на безвозмездную ответственную эксплуатацию даже дорогостоящие дуплексные спутниковые станции.

М. Маркович: В регионах на начальном этапе мы работаем только с корпоративными клиентами, и лишь по прошествии определенного времени предлагаем услуги частным пользователям. Средним и крупным клиентам абонентское оборудование радиодоступа предоставляется бесплатно -- оператор зарабатывает в первую очередь на ежемесячных абонентских платежах. Этим мы сильно отличаемся от региональных операторов, большинство из которых старается продавать оборудование клиенту.

И. Шмелев: Для оператора WiMAX разница между корпоративным и частным пользователем лишь в объеме потребляемого трафика. Оборудование нашим абонентам предоставляется бесплатно.

И. Камынин, гендиректор НПП «УНИКО» (Волгоград): Так как для нас все же высока «эффективная стоимость подключения», то тарифов с низкой абонентской платой у нас практически нет. Разумеется, с увеличением абонентской платы (и ростом объема включенного в нее трафика) стоимость подключения снижается. Например, на тарифный план с предоплаченными 4 Гбайт трафика мы подключаем бесплатно. К сожалению, для рядового частного пользователя индивидуальное подключение в данном случае становится слишком дорогим.

                                                                                  Подготовила Евгения Волынкина

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!