Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 03 2013
Андрей ГАРКАНОВ  12 марта 2013

Облачным сервисам… требуется стандартизация

Стандарты, признаваемые всеми игроками, сделают рынок облачных сервисов более цивилизованным, но для их выработки нужна унификация.

Андрей ГАРКАНОВ, руководитель отдела маркетинга департамента облачных технологий, SoftlineСамым большим изменением на российском рынке облачных сервисов за последние два года я считаю смену направления вектора спроса со стороны корпоративных пользователей. Если раньше наиболее популярны были сервисы SaaS, то теперь в тренде и сервисы аренды инфраструктуры – IaaS.

SaaS-сервисами сейчас в основном занимаются такие вендоры, как Google – с приложениями Google Apps и Microsoft – c Office 365. Первоначально облачные сервисы ориентировались на верхнюю часть сектора SMB, а сегодня арендой инфраструктуры как в частных, так и в публичных облаках стали активно интересоваться большие серьезные компании – банки, промышленные предприятия, ритейловые сети, крупные маркетинговые, кадровые и PR-агентства с разветвленной сетью филиалов. Конечно, они выносят в облако далеко не все свои сервисы, но тенденция налицо – они высвобождают собственные мощности под более значимые проекты и выводят в облако некритичные для них сервисы. Причем если раньше в облака выносились самые простые сервисы, прежде всего электронная почта, то сейчас наметился крен в сторону тяжелых ресурсоемких решений.

Предложение на рынке облачных сервисов заметно превышает спрос, однако явно выраженной конкуренции между провайдерами и борьбы за каждого клиента тоже не наблюдается. Поэтому рынок до сих пор не выработал никаких общепризнанных критериев качества сервисов, хотя разговоры об этом ведутся давно. За рубежом есть, например, ассоциация Cloud Computing Association (CCA), объединяющая сервис-провайдеров облачных решений и конечных пользователей, которая совместными усилиями своих участников выработала некий свод правил для облачных сервисов, определила критерии ранжирования провайдеров по нескольким уровням и составила рекомендации для пользователей по выбору провайдера в соответствии с требованиями к доступности сервиса, уровню защиты данных, набору сервисов и т.п.

Что-то аналогичное хорошо бы сделать и в России, потому что наличие пусть и неофициальных, но признанных сообществом стандартов должно сделать рынок облачных сервисов более цивилизованным. Уже не раз провайдеры в рамках профессиональных конференций поднимали этот вопрос, но пока так ни о чем и не договорились. Объясняется это, скорее всего, тем, что рынок по своим объемам еще мал, а провайдеров слишком много, и они очень разные. С ростом популярности облачных сервисов борьба за клиентов активизируется, и тогда у провайдеров будет больше стимулов для согласования позиций. Кроме того, пока на рынке слишком много разных облачных платформ, и каждый провайдер норовит построить нечто уникальное, собирая аппаратный комплекс и программную платформу из продуктов нескольких вендоров. А для выработки стандартов нужна хотя бы минимальная унификация. Возможно, она появится в ходе консолидации рынка.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!