Rambler's Top100
Статьи
12 апреля 2013

Ф.ЕЛЬЦОВ: Развитие облачных технологий сдерживают традиции, инертность, законодательство и страх

Перспективность облачных технологий и облачных сервисов признают все. Явно выраженных противников не видно, но не наблюдается и торжественного массового шествия в облака. В чем причина? 

Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №3`2013, «Сервис в облаке: предложение ищет спрос». Часть XI.


? «ИКС»: Нужны ли стандарты для облачных решений? Какова их роль в развитии рынка?

Вячеслав МЕДВЕДЕВ, «Инфосистемы Джет»

Вячеслав МЕДВЕДЕВ, системный архитектор компании «Инфосистемы Джет»: Стандарты для облачных решений необходимы. Особенно они нужны для обеспечения миграции из облака в облако. Пока же извлечение данных из облака, если клиент решил его покинуть, представляет собой технически очень сложную проблему, что явно не способствует миграции в облака.Валерий ТАРАСОВ, Teleopti



Валерий ТАРАСОВ, руководитель компании Teleopti в России и других странах СНГ: Конечно стандарты нужны, поскольку речь идет о сервисе и его показатели нужно приводить к общему знаменателю. Как минимум, должен быть определен SLA между представителем услуги и потребителем. Конечно, определить SLA это еще не значит задать стандарт. Однако после роста уровня конкуренции на рынке мы так или иначе придем к стандартизации.

 

Федор ЕЛЬЦОВ, Digital Design


Федор ЕЛЬЦОВ, руководитель проектов, Digital Design: Стандарты для облачных технологий нужны, их наличие приведет к сближению спроса и предложения и, как следствие, к росту рынка и падению цен на нем.

Дмитрий ХОРОШИХ, Cisco


Дмитрий ХОРОШИХ, менеджер по развитию бизнеса в секторе ЦОД, Cisco: Стандарты определенно нужны, но для их формирования требуется достаточная база для стандартизации. Это процесс сейчас идет и в России, и в мире. Скорее всего, в ближайшие год-два появятся документы по стандартизации IaaS-сервисов, в том числе с проработкой вопросов информационной безопасности. Облачные сервисы, которые интересны SMB, как правило, не подходят для корпоративного сектора и наоборот. Поэтому в дальнейшем, вероятно, будут разработаны отраслевые стандарты для каждой отдельной отрасли.


Алексей ШУМИЛИН, «ТБинформ»

Алексей ШУМИЛИН, старший менеджер, ООО «ТБинформ», ГК «ТНК-BP»: К сожалению, единого стандарта качества для облачных услуг нет. У каждого поставщика есть свои сильные и слабые стороны. Основным критерием выбора поставщика, для критически важных бизнес приложений, на мой взгляд, является его опыт. Для гарантий добросовестности и надежности желательно иметь дело с открытыми компаниями, а если это зарубежный провайдер, то следует убедиться в том, что у него есть в России сильное представительство или серьезные партнеры.

Алексей СЕВАСТЬЯНОВ, DataLine


Алексей СЕВАСТЬЯНОВ, заместитель генерального директора DataLine: Технологические стандарты по сути уже сформированы на западе и перенесены рынком в Россию.


Рустэм ХАЙРЕТДИНОВ, Appercut Security


Рустэм ХАЙРЕТДИНОВ, исполнительный директор компании Appercut Security: Без стандартов отрасль так и останется набором инновационных решений, которыми будут пользоваться только «пионерские» клиенты. Развитие рынка невозможно без тиражирования положительного опыта и принятия его в качестве стандарта де факто, который затем превращается в стандарт де юре. Однако пока компании, нашедшие удачные решения (технические, маркетинговые, юридические), считают их своим конкурентным преимуществом и не спешат ими делиться. Даже облачные ассоциации пока не способны консолидировать и начать тиражировать опыт своих участников, что уж тут говорить об отдельных игроках…

Олег ГАШНИКОВ, AT Consulting


Олег ГАШНИКОВ, руководитель практики «Облачные решения», AT Consulting: Стандарты для облачных решений крайне важны, особенно я бы выделил стандарты в области информационной безопасности, наличие и практическое внедрение которых позволит снять барьер для внедрения облаков в сфере среднего и крупного бизнеса.


Руслан ЗАЕДИНОВ, КРОК

Руслан ЗАЕДИНОВ, заместитель генерального директора, руководитель направления центров обработки данных и облачных вычислений компании КРОК: Отсутствие единых стандартов – одно из серьезных препятствий для повсеместного перехода компаний в «облако». Передавая свои системы в «облако», организация должна обладать набором метрик, которые позволят контролировать качество работы облачного провайдера. Наличие общепризнанных стандартов является свидетельством зрелости отрасли. Если принять этот тезис, то можно сказать, что облачная отрасль в России находится буквально в зачаточном состоянии.

Наиболее остро стоит вопрос информационной безопасности – стандарты безопасности для облачных сервисов до сих пор не прописаны. Справедливости ради стоит отметить, что работа ведётся, но, полагаю, понадобится ещё несколько лет, прежде чем будет отработан процесс создания, апробации и внедрения подобных стандартов.



? ИКС: Какие факторы сдерживают развитие рынка облачных сервисов? Что мешает продвижению облачных сервисов из СМБ в крупный бизнес?

А. СЕВАСТЬЯНОВ: Не мешает ничего. Просто СМБ и крупный бизнес используют различные подходы к облачным сервисам. Если в СМБ есть место и для публичных, и для частных облаков, то крупный бизнес ориентирован на более закрытые облака (private, hosted private или community cloud).

Артем СОКОЛОВ, «Техносерв»

Артем СОКОЛОВ, заместитель технического директора компании «Техносерв»:  Если говорить вообще о том, что сдерживает миграцию в облака, то можно перечислить: зависимость от провайдера услуг, необходимость широких каналов связи с интернет, отсутствие утвержденных общепринятых стандартов, контроля над сохранностью и безопасностью данных. И, конечно, не стоит забывать о таком факторе, как понимание бизнесом реальных преимуществ применения облачных сервисов.

В. ТАРАСОВ: С технологической точки многие облачные сервисы можно назвать вполне зрелыми для бизнеса, что сложно сказать о законодательной области. Сейчас пока не ясно, как предоставление различных сервисов будет вписываться в требования законов «О связи» и «О персональных данных». Хотя работа и в законодательном направлении ведется, но явно отстает от технологического прогресса.

Также различна и степень доверия к облачным сервисам в различных отраслях экономики. Какие-то сервисы могут мигрировать из корпоративных сегментов в облачные достаточно легко и безболезненно, к примеру, системы учета товаров, ЦОДы или контакт-центры в розничной торговле. В то же время, банки и финансовые организации достаточно щепетильно относятся к своей информации и клиентским данным, и такой подход, безусловно, обоснован. Этот фактор существенно ограничивает использование в банках сервисов с передачей клиентской и финансовой информации в облака.

Алексей УШАКОВ, «DATA+»

Алексей УШАКОВ, генеральный директор «DATA+»: Если судить о развитии облачных сервисов на примере близких мне геоинформационных технологий, то можно констатировать, что в России пока этот рынок слабо развит и представляет интерес только с точки зрения средне- и долгосрочных перспектив. Первой и основной причиной отставания в развитии облачных геоинформационных сервисов является отсутствие готовых (в первую очередь векторных) пространственных данных на территорию России. Объяснений этому множество – и режимные ограничения на открытое опубликование определенных типов данных, и необходимость значительных трудозатрат на подготовку открытых данных. Зарубежные облачные сервисы, например arcgis.com, содержат большой объем информации на нашу территорию, однако не покрывают всего спектра потребностей.

Второй серьезной причиной отставания является отсутствие соответствующих геоинформационных приложений в российских облаках. Портирование приложений в конкретное облако требует больших финансовых затрат. Эти затраты на первоначальном этапе несут либо разработчики приложений, либо владельцы облака. Как скоро окупятся эти вложения – большой вопрос. На данный момент ведется большое количество переговоров и консультаций о том, как наиболее эффективно запустить облачные геоинформационные сервисы в России. Перспективы я оцениваю весьма оптимистично.

Ну и, разумеется, комплекс вопросов информационной безопасности облачных геоинформационных сервисов представляет серьезную проблему. Сюда относятся и проблемы создания облаков с защищенными каналами связи, и сертификация конкретных облачных приложений по линии ФСТЭК.

Россия не является каким-то исключением из правил, если говорить о развитии облачных сервисов. Скорее США – это исключение. Та же Канада очень бы хотела запустить собственные облачные геоинформационные сервисы, которые бы размещались именно на территории Канады, однако не может пока себе это позволить в первую очередь по финансовым соображениям.

Р. ЗАЕДИНОВ: Можно обозначить несколько проблем, которые сдерживают развитие облачных вычислений в России.

Множество средних компаний с большим потенциалом развития и, следовательно, потребления информационных технологий сталкиваются с двумя проблемами. Во-первых, часто руководство этих компаний не видит прямой связи между грамотно выстроенными ИТ-процессами и оптимизацией затрат. Но даже если решить эту проблему, остро встанет ещё одна – недостаток квалифицированных ИТ-кадров. Это связано с демографическим кризисом, который ощущается во всех отраслях экономики страны, и особенно в ИТ-секторе.

Немаловажную роль играет развитие ШПД в регионах: до 2013 года только в крупных городах качество и цена достигли уровня, необходимого для того, чтобы связь стала надежной и экономически эффективной основой для облачных вычислений. Сегодня задача развивать ШПД в стране – одна из приоритетных.

Кроме того, темп распространения облачных вычислений зависит от технологических возможностей провайдеров. Степень развития технологий для разных уровней предоставления облачных услуг сильно различается. Так, для IaaS существует готовый набор технологических компонентов различных производителей, которые провайдер должен просто интегрировать друг с другом. А для Platform as a service (PaaS) фактически нет универсального решения. Есть несколько конкурирующих платформ, каждая из которых обладает собственными недостатками и, к тому же, слабо связана с любой из имеющихся на рынке платформ IaaS.

Наконец, для распространения облачных вычислений необходима законодательная база, позволяющая регулировать отношения между облачным провайдером и потребителем. Для обеспечения контроля необходимы механизмы, позволяющие, например, подтверждать факт предоставления услуг в электронном виде с последующей оплатой. Пока что таких механизмов нет.

Ф. ЕЛЬЦОВ: Развитие облачных технологий сдерживают традиции, инертность, законодательство, страх упустить контроль над информацией. Для SMB затраты на ИТ, особенно начальные, существенны, а облака дают возможность избежать капитальных вложений. Крупные же компании, как правило, могут позволить себе некоторые издержки на обеспечение «стабильности».

Артем ГАРУСЕВ, CDNvideo

Артем ГАРУСЕВ, исполнительный директор компании CDNvideo: В SMB тормозом является отсутствие сервисов для решения многих задач, т.е. отсутствие предложения. В крупном бизнесе основные сдерживающие факторы: огромные затраты на создание  существующих информационных систем, на подготовку квалифицированного персонала, на внедрение конкретных решений инфраструктурного и прикладного уровней, на решение интеграционных задач и задач ИБ. Кроме того, сегодня вся инфраструктура ИТ-рынка (вендоры, интеграторы, модели бизнеса) ориентирована на традиционные решения. Вокруг облачных систем такая инфраструктура еще не сложилась, а без нее крупной компании проводить внедрения неудобно и непривычно. Нельзя забывать и о консолидированном  противодействии технических специалистов, которые стремятся защитить свои рабочие места и контролировать всю технику самостоятельно.

Томас БУЭ, BSA



Томас БУЭ, директор по связям с государственными структурами в регионе EMEA, BSA: Развитию рынка облачных услуг не позволяют в полной мере развиваться различные барьеры, обусловленные различными национальными юрисдикциями, которые могут привести к дроблению облака на мелкие кусочки, существующие отдельно внутри каждой страны. Преимущества облачных вычислений как раз заключаются в их огромных возможностях и трансграничной масштабируемости. Облачным вычислениями будет сложно достичь своего потенциала при таком, ограниченном территориальными принципами, развитии.

Михаил ЛУКОВНИКОВ, ГК "Ай-теко"

Михаил ЛУКОВНИКОВ, заместитель директора сервисного подразделения ГК "Ай-теко": Сдерживающим фактором пока является техническая готовность и вопросы доверия пользователей к сервис-провайдерам. Кроме того, российское законодательство в области работы с данными также пока находится в стадии развития и не все аспекты в нем достаточно полно и четко отражены. Рынок развивается быстрее.

Сергей ЧЛЕК, Siemens Enterprise Communications


Сергей ЧЛЕК, технический директор Siemens Enterprise Communications Россия и СНГ: Крупный бизнес привык полагаться на собственную инфраструктуру, поскольку только в этом случае может объективно оценивать (и повышать) ее надёжность и защищённость. СМБ не имеет возможности вкладывать деньги в дорогую инфраструктуру и с удовольствием начнет пользоваться услугами провайдеров, когда будет уверен, что за свои деньги получит ответственность с их стороны.

Антон САЛОВ, MegaLabs


Антон САЛОВ, директор по облачным сервисам и ИТ компании MegaLabs: В регионах ключевым сдергивающим факторам является недостаточное развитие ШПД. Но в целом ситуация решается. Основной бизнес сконцентрирован в городах-миллионниках, а там с ШПД все довольно хорошо.


Светлана ВРОНСКАЯ, Рексофт


Светлана ВРОНСКАЯ, директор по корпоративным коммуникациям, Рексофт: Во всем мире в облачных технологиях наиболее динамичным является сектор сервисов именно для предприятий малого и среднего бизнеса, и Россия не является исключением. Но нельзя говорить, что в крупных компаниях не идет процесс перехода на “облака”. Среди крупных корпораций также идет процесс перехода в “облако”, и здесь хорошим примером может служить постепенное усиление позиций на рынке Office 365 от Microsoft в сегменте решений для совместной работы. Региональной экспансии мешает в определенной степени отсутствие необходимой инфраструктуры.


А. ШУМИЛИН: Прежде всего регионах более дешевая рабочая сила ИТ-специалистов, отсутствуют локальные ЦОД и качественные каналы связи. Облачный сервис, прежде всего, подразумевает формальный подход к оказанию услуги. Это SLA, договор, финансовые обязательства. Мне кажется, не всякий бизнес готов к подобным условиям управления ИТ. Своего специалиста и свой сервер они видят более управляемыми и понятными.

Ася ВЛАСОВА, ГК «КОРУС Консалтинг»

Ася ВЛАСОВА, PR-директор ГК «КОРУС Консалтинг»: Что касается препятствий на пути развития облачных решений, то их несколько. Во-первых, это недостаточная развитость рынка (в части решений - со стороны разработчиков, интеграторов, в части организационной готовности - со стороны клиентов-потребителей). Во-вторых, это необходимость вкладывать значительные средства в разработку, отладку и поддержку облачных решений на стороне провайдеров. Помимо создания сервисов, провайдер облачных услуг должен постоянно инвестировать средства в современные технологии защиты информации, повышения надежности и отказоустойчивости сервисов. В-третьих, это позиция некоторых ИТ-директоров, которые полагают, что использование модели SaaS может привести к организационным изменениям, «эрозии» власти ИТ-отдела и потере контроля над ресурсами предприятия, а как следствие – снижению влияния ИТ-директора в компании. Это один из главных барьеров к принятию SaaS-решений на уровне CIO.



Подготовила Евгения ВОЛЫНКИНА

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: