Rambler's Top100
Статьи
02 октября 2013

А.МИРОНЕНКО: Заказчик готов платить за обслуживание оборудования

Дата-центр оказывает услуги своим клиентам, но сам он для нормальной работы тоже нуждается в услугах. Еще несколько лет назад операторы ЦОДов жаловались на отсутствие квалифицированных и ответственных подрядчиков, которым можно доверить обслуживание инженерной инфраструктуры.

Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС» №8-9`2013 «ЦОД, окажи услугу!».

Часть VII.

? «ИКС»: Как за последние год-полтора изменилась ситуация с эксплуатацией инженерной и ИТ-инфраструктуры ЦОДов? Что можно отдать на аутсорсинг, а что требует наличия собственной службы эксплуатации?

Марк ВЕРЕЗУБОВМарк ВЕРЕЗУБОВ, начальник отдела маркетинга корпоративного рынка, «АКАДО Телеком»:  При строительстве дата-центра наша компания изначально планировала передать часть обслуживания на аутсорсинг, в частности, все системы жизнеобеспечения ЦОДа. А вот ИТ-инфраструктура, коммутаторы, каналы внутри ЦОДа были оставлены в ведении нашей службы эксплуатации. Поскольку мы являемся телекоммуникационной компанией, у нас есть возможность обслуживать данный вид оборудования.

Андрей КАСЬЯНЕНКОАндрей КАСЬЯНЕНКО, заместитель гендиректора, телекоммуникационная компания Caravan: ЦОДы высокой категории надежности, в которых размещают оборудование коммерческие заказчики, работают довольно давно; они уже вошли в пору зрелости, когда становятся возможны отказы инженерных систем и оборудования. Поэтому на первый план начинает выходить не техническая вооруженность, а слаженность бизнес-процессов, регламентов аварийного восстановления и качество работы персонала, обслуживающего эти ЦОДы. Сегодня недостаточно иметь высокую категорию надежности: заказчик выбирает ЦОД, основываясь на репутации, которую заработала его команда за долгие годы.

Сергей БАРЫШЕВСергей БАРЫШЕВ, замруководителя департамента проектирования, внедрения и сопровождения, «Инфосистемы Джет»: Надежность дата-центров зависит не только от заложенной в них архитектуры инженерных решений, но и в немалой степени непосредственно от процессов эксплуатации ЦОДа и сервисного обслуживания инженерных подсистем. В корпоративном секторе сейчас наблюдается устойчивая тенденция передачи работ по обслуживанию инженерной инфраструктуры на аутсорсинг сторонним организациям, в том числе системным интеграторам. Принятие решения о передаче на аутсорсинг обычно либо следует за чередой сбоев в работе ЦОДа (негативный сценарий), либо происходит в рамках необходимой его модернизации, вызванной развитием и расширением бизнеса и соответственно ИТ-инфраструктуры (позитивный сценарий). Отдельным пунктом выступает возможность уменьшить расходы на содержание дата-центра, оптимизировать расходы на обслуживающий персонал, повысить качество и стабильность функционирования ЦОДа, упростить процесс управления услугами. Передача поддержки инженерных систем на аутсорсинг позволяет владельцам ЦОДа акцентироваться на ИТ-составляющей предоставляемых услуг, разрабатывать управляемые показатели эффективности (KPI) при взаимодействии с бизнесом и не требует поддержки собственных внутренних компетенций в части инженерных подсистем. Таким образом, ИТ-специалисты, руководствуясь принципом «First things first», могут в большей степени концентрироваться на разработке и предоставлении высокоуровневых ИТ-сервисов, не отвлекаясь на непрофильные задачи.

Денис АНДРИКОВДенис АНДРИКОВ, заместитель технического директора по работе с заказчиками, «Открытые Технологии»: Самая популярная услуга из отдаваемых на аутсорсинг – это обслуживание ИБП и вообще поддержка бесперебойной работы всего ЦОДа. Вторая по популярности услуга – аудит системы мониторинга, которая у владельца ЦОДа зачастую либо самописная, либо работает в ручном режиме. Автоматические же системы газового пожаротушения и ДГУ уже давно стоят на поддержке у профильных специализированных компаний.

Ирина ДЕНИСОВА

Ирина ДЕНИСОВА, директор по развитию бизнеса IBS DataFort: В аутсорсинг можно и нужно отдавать все неинтеллектуальные сервисы. За счет привлечения аутсорсинговых служб, многие европейские дата-центры содержат совсем небольшой штат сотрудников, при этом обладая и службой поддержки Заказчиков, и исполняя прописанные SLA.


Андрей ПАВЛОВАндрей ПАВЛОВ, генеральный директор, "ДатаДом": Эксплуатация российских дата-центров безусловно меняется в лучшую сторону. Многие владельцы ЦОД, кто не уделял эксплуатации должного внимания, начали осознавать, что во главе надежности ЦОД стоит не столько уровень надежности реализованной инженерной инфраструктуры, сколько правильное и своевременное ее обслуживание. Начали разрабатываться строгие регламенты эксплуатации, создаваться службы дежурных инженеров. Единственная проблема в этом процессе – это острая нехватка на рынке труда специалистов с должным уровнем подготовки и пониманием процессов внутри ЦОД. Аутсорсинг эксплуатации инженерной инфраструктуры ЦОД также не стоит на месте. Некоторые заказчики стали отдавать на аутсорсинг не только техническое обслуживание систем, но и профилактическую эксплуатацию и, даже, службу дежурных инженеров. Это связано с развитием предложения в данной сфере, которое позволяет существенно экономить на трудовых ресурсах, при этом имея высокий уровень обслуживания и, соответственно, надежности работы дата-центра.

Сергей МИЩУКСергей МИЩУК, технический директор DataLine: Мы стали выделять больше средств на сервисные контракты на поддержку наших инженерных систем, тщательно отбирая наиболее компетентных подрядчиков. При этом у нас в обязательном порядке есть весь необходимый резерв по расходникам и запчастям для проведения срочных работ своими силами, поскольку при возникновении проблемы здесь критична именно скорость реакции. Также мы движемся в направлении создания системы DCIM, самостоятельно развивая и интегрируя сервис-деск, системы мониторинга инженерной инфраструктуры и управления ресурсами.

Павел КОЛМЫЧЕКПавел КОЛМЫЧЕК, руководитель сети дата-центров компании КРОК: Любой хозяин компании, который хочет хорошей отдачи, обычно становится во главе. Так и в ЦОД: если необходимо хорошее обслуживание, то, как минимум, менеджмент должен быть свой. В остальном требования менее строгие: диспетчеров, круглосуточно следящих за работой систем лучше держать в штате, хотя это и не обязательно, а сервисное обслуживание обычно отдают на аутсорсинг.

Данил САДРИЕВ


Данил САДРИЕВ, руководитель дата-центра ГАУ ИТ-парк: В нашем дата-центре эксплуатация инженерной и ИТ-инфраструктуры находится целиком в собственном ведении.



Александр МАРТЫНЮКАлександр МАРТЫНЮК, директор проекта ЕРЦОД, "Ростелеком": Передача на аутсорсинг эксплуатации инженерной инфраструктуры – тема, постоянно обсуждаемая сейчас на рынке ЦОД. Полагаю, что активное развитие этого направления бизнеса произойдет в ближайшее время при непосредственном участии производителей оборудования инженерных систем.


Михаил ГРЕБЕННИКОВМихаил ГРЕБЕННИКОВ, директор направления ИБП и решений для ЦОД, Delta Electronics: В настоящее время полномасштабные изменения в ИТ-инфраструктуре, связанные с активным внедрением облачных сервисов и переходом к технологии виртуализации, напрямую влияют на функционирование инженерной инфраструктуры. В этой связи одним из наиболее ярких трендов является сращивание инженерной и ИТ-инфраструктуры ЦОДа. Однако в России отрасль стоит только на пороге подобного «союза», и сегодня рынок испытывает высокую необходимость в связующем звене между «инженеркой» и ИТ. Для решения данной задачи многие компании предлагают системы управления инфраструктурой центра обработки данных DCIM. Если говорить о мировых тенденциях инженерного и ИТ-аутсорсинга, то большинство компаний практически полностью передают обслуживание дата-центров под ответственность сторонних компаний. В России данный сектор только набирает обороты, и, как правило, речь идет о сервисе на аутсорсе.

Александр МИРОНЕНКОАлександр МИРОНЕНКО, руководитель подразделения профессиональных сервисов, IT Business Schneider Electric: Что касается «классических», в понимании большинства, сервисов (ремонт и обслуживание), то в последние год-два , к нашему глубокому удовлетворению, стала прослеживаться динамика увеличения доли сервисных контрактов по отношению к доле разовых обращений. Причем увеличение это порядка 20–30%, что немало. Это значит, что заказчики постепенно отходят от схемы «сломалось – срочно идем в сервис» к схеме, когда заказчик получает гарантированное время  восстановления оборудования. На практике это значит, что заказчик готов платить дополнительно за то, чтобы в случае поломки для него гарантированно найдется запчасть, к нему в лимитированное время приедет инженер и восстановит оборудование. Рост спроса в данном сегменте указывает на экономическую оправданность такого подхода. Вендорам  же это дает предсказуемость, т. е. возможность правильно планировать складские и человеческие ресурсы, отслеживать динамику развития рынка и, как результат, лучше реагировать на запросы заказчиков. В том числе и тех, у кого «сломалось — срочно идем в сервис».

Юрий ОЖЕГОВЮрий ОЖЕГОВ, руководитель департамента инженерных систем зданий и дата-центров Группы Optima: Безусловно, сейчас становится востребовано сервисное обслуживание оборудования, включающее в себя плановое техническое обслуживание и техническую поддержку инженерной инфраструктуры. К сожалению, в прошлые годы основным критерием выбора оборудования и технических решений была стоимость, зачастую в ущерб надежности, также применялось много решений продиктованными желанием заказчика "порулить проектом", что собственно вылилось в неэффективный выбор технических решений, в связи с чем часто происходят сбои в работе оборудования, отсутствует гибкость в обеспечении необходимых параметров окружающей среды и много других неприятных моментов. Но жизнь идет и бизнес предъявляет, как говорилось ранее , все более жесткие требования к надежности ЦОДов, стоимости его эксплуатации. Владельцы ЦОДов понимая это начинают потихоньку привлекать специализированные компании к аудиту инженерной инфраструктуры и аудиту службы эксплуатации с целью получить профессиональные рекомендации по приведению инфраструктуры ЦОДа к текущим потребностям бизнеса.

Подготовила Евгения ВОЛЫНКИНА

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!