Rambler's Top100
Статьи
24 декабря 2013

С.МАРТЫНОВ: Не все передовые страны успешно завершили информатизацию здравоохранения

Как выглядит информатизация российского здравоохранения на мировом фоне? 

Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №11`2013, «ИТ-здоровье». Часть III. 


? ИКС: Какие медицинские приложения, развитые "там", уже применяются "здесь"? Какие западные медицинские ИТ-сервисы имеют перспективы скорого внедрения в России?  Юрий БЕЛЬСКИЙ


Юрий БЕЛЬСКИЙ, директор представительства Allied Telesis в России и странах СНГ: На общемировом фоне информатизация здравоохранения в России выглядит достаточно прогрессивно. Со стороны поставщика решений для построения корпоративных сетей, можем констатировать, что за последние 2-3 года во многих регионах России произошло серьезное обновление IT-инфраструктуры. При этом компания Allied Telesis, например, внедряет решения, применяемые и в ведущих клиниках Японии и Германии, такие как технология отказоустойчивого кольца EPSR, или новейшая разработка – AMF, позволяющая значительно снизить стоимость владения и облегчить управление сетевой инфраструктурой. Сергей ЩЕРБИНА

Сергей ЩЕРБИНА, заместитель генерального директора, Esri CIS: Если посмотреть на одно из направлений информатизации, а именно на медицинскую геоинформатику, являющуюся во многих странах одной из ключевых информационных систем в здравоохранении, то ГИС используются на национальном уровне более, чем в 130 странах. Россия пока делает первые шаги в этом направлении, при этом целый ряд интересных решений уже используется или внедряется. Например, уже несколько лет в ряде регионов работают местные ГИС для решения задач здравоохранения, функционируют системы эпидемиологического мониторинга, внедряются ГИС в составе крупных систем, таких как Система управления автомобилями «Скорой помощи» (Служба 103). Создание же единой ГИС здравоохранения на федеральном уровне - это актуальная задача. 

Михаил ПЕРЕВЕРЗЕВМихаил ПЕРЕВЕРЗЕВ, руководитель департамента сетевых решений, медицинские системы, «ФУДЖИФИЛЬМ-РО»: Задачи создания комплексной системы здравоохранения требуют объединения цифровых архивов всех типов – структурированных медицинских документов, результатов радиологических исследований, лабораторной и функциональной диагностики, хирургических вмешательств, данных телемедицины, сканированных документов и т.д. Это актуально как для разрозненных информационных систем отдельных ЛПУ, так и для сетей медицинских организаций. Эти факторы являются предпосылкой к созданию так называемых вендор-независимых архивов (ВНА). В целях повышения эффективности использования времени врача исключительную важность имеет задача разработки и широкого распространения технологии распознавания речи. Подобные решения повсеместно используются за рубежом, позволяя освободить врача от написания документов. Большой интерес в России вызывают различные системы компьютерной диагностики, позволяющие автоматизировать процесс постановки диагноза, выделяя области повышенного интереса (например, патологические отклонения на ЭКГ или новообразования на рентгеновских снимках). Однако при этом нельзя забывать, что решение о наличии или отсутствии патологии все равно остается исключительно за врачом.  

Дамир ЕНГАЛЫЧЕВДамир ЕНГАЛЫЧЕВ, директор по работе с ключевыми заказчиками департамента по работе со здравоохранением, IBS: В России сложились уникальные условия для успеха информатизации здравоохранения. С одной стороны – это и наличие вертикальной структуры управления отраслью во главе с Министерством здравоохранения. С другой стороны – это возможность использовать опыт информатизации других стран. Однако возможности влияния на медицинские организации и региональные системы здравоохранения используется недостаточно эффективно. Обмен опытом носит характер отдельных акций, а не регулярного процесса. Вместо использования зарекомендовавших себя на практике промышленных решений зачастую предпочтение отдается созданию приложений «с нуля». Тем не менее, в России уже работают такие распространенные на западе сервисы, как электронная регистратура, электронная лаборатория и электронный рецепт. Создались предпосылки для расширения использования сервисов ведения персональной электронной медицинской карты. Хочется видеть большее распространение сервисов доступа к медицинскому контенту для врачей, однако этот процесс фактическим отсутствием организаций и компаний, профессионально разрабатывающих такой контент (зарубежные аналоги – Medline, Medscape, Epocrates…).  Владимир ДМИТРИЕВ


Владимир ДМИТРИЕВ, директор по продажам подразделения системной интеграции, T-Systems CIS: Задача обеспечения сетей и телекоммуникаций в медицинских учреждениях решена во многих городах в ЦФО. Но наша страна достаточно серьезно отстает от Европы и США. У нас одно из самых востребованных направлений до сих пор остается СЭД, в то время как коллеги в других странах уже обсуждают проблему больших данных в медицине, так как большая часть данных, которыми сейчас оперируют американские врачи, генерируются GPS-девайсами и различными мобильными приложениями, которые собирают данные ежедневной активности пациента. Справедливости ради необходимо отметить, в некоторых регионах степень информатизации значительно повысилась: появились возможности записи на прием в онлайне, постепенно развиваются электронные медицинские карты. 


Игорь НИКУЛИНИгорь НИКУЛИН, директора департамента информационных технологий, КРОК: На мой взгляд, нельзя рассматривать вопросы информатизации здравоохранения в отрыве от необходимости организационных нововведений в этой отрасли. Медицинские сотрудники еще не привыкли к необходимой для эффективной информатизации детализации учета транзакций и показателей уровня качества медицинской помощи. Самые перспективные технологии в здравоохранении по большей части такие же, как и в других областях. В первую очередь нужно создать ИТ-инфраструктуру, автоматизировать рабочие места медицинских сотрудников, внедрить специализированные системы аналитики и электронного документооборота, решить вопрос защиты данных. Дальше уже можно будет думать о системах телемедицины, мобильных решениях и т.д. При реализации федеральной программы информатизации здравоохранения, на мой взгляд, можно было чуть больше внимания уделить процессу или методологии внедрения информационных сервисов, таких как запись на прием к врачу, ускоренная госпитализации, аналитика работы лечебных учреждений и т.п.. Важно заранее предусмотреть все нюансы, которые могут возникнуть при обращении пользователей с системами, ведь только тогда внедренные технологии могут стать полноценной частью повседневной деятельности врачей и жизни граждан. 

Денис КАТЮШИНДенис КАТЮШИН, директор управления по консалтингу Optima Consulting (Группа Optima): В последнее время информатизации российского здравоохранения уделяется все больше внимания. Уже несколько лет реализуются различные федеральные и региональные программы, ориентированные на серьезную модернизацию наших здравниц. Но, по сравнению с мировой практикой, уровень автоматизации в российской медицине еще достаточно низок. Большое количество клиник до сих пор не имеет электронных медицинских карт, а единая база пациентов сводится к «бумажной регистратуре», где хранится вся необходимая информация. Те же лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), которые продвинулись с точки зрения автоматизации, до сих пор имеют существенный технологический разрыв, связанный в первую очередь с тем, что отсутствует современное диагностическое и лечебное оборудование, которое может быть интегрировано в единое информационное пространство и предоставлять данные врачу на экран, а не на бумажных носителях. Поэтому в большинстве случаев автоматизация в наших клиниках сводится к внедрению систем учета приемов и процедур с большим объемом ручной работы, нацеленной на сбор и обработку данных о пациентах. А использование мировых аналогов в отечественной медицине не всегда возможно в связи с различием в подходах и организации бизнес-процессов диагностики и лечения. Поэтому, как правило, развитые «там» решения применяются на отдельных этапах медицинского процесса. Но одним из приоритетных направлением в нашей стране для всех ЛПУ является создание электронной базы пациентов, которая должна обеспечить наличие единой медицинской карты пациента. 

Сергей МАРТЫНОВСергей МАРТЫНОВ, директор по развитию бизнеса с госсектором «Техносерв Консалтинг»: Запланированная программа информатизации здравоохранения в РФ выглядит довольно амбициозно. Это действительно архисложный и масштабный проект. К слову, не все передовые страны смогли успешно завершить подобные программы. Например, программа информатизации здравоохранения в Великобритании была официально признана провальной спустя почти 9 лет с момента своего старта. Необходимо иметь в виду, что национальные программы информатизации имеют разные цели и потому их сложно сравнивать между с собой. Так, среди основных целей информатизации здравоохранения РФ – повышение эффективности управления в сфере здравоохранения и повышение качества оказания медицинской помощи. Зарубежные медицинские информационные системы сфокусированы, в первую очередь, на определение затрат при оказании медицинской помощи. Поэтому особое внимание в них уделяется детальному расчету себестоимости медицинских услуг. Например, этот расчет учитывает амортизацию оборудования, коэффициент участия различного медицинского персонала при оказании медицинских услуг, оценку степени сложности оперативного вмешательства и другие факторы. В нашей стране это пока не учтено в программе информатизации здравоохранения РФ. 

Сергей ХОМЯКОВСергей ХОМЯКОВ, вице-президент компании Polycom в России и СНГ: Сегодня достижения телекоммуникационных технологий высоко востребованы в здравоохранении развитых стран: создаются специальные центры, оборудованные передовыми устройствами в области видеоконференцсвязи, региональные медицинские учреждения также оснащаются современными средствами в области ВКС. В связи с этим становится возможным проведение удаленных консультаций, дистанционных лекций, видеосеминаров и конференций, а хирурги имеют возможность сопровождать сложнейшие операции, проводимые в клиниках другого города или другой страны.Телемедицина особенно важна в отдаленных районах, куда порой бывает физически сложно добраться. В последние годы, благодаря государственным программам и росту популярности технологий видеоконференцсвязи, телекоммуникационные центры стали создаваться и в России. Более того, решения для видеоконференций появляются не только на базе специальных телекоммуникационных центров, но и в муниципальных медицинских учреждениях. Так за последние несколько лет решениями Polycom централизованно был оснащен целый ряд больниц Дальнего Востока и Поволжья. Уже сегодня решения ВКС, используемые на западе, применяются и в российских медучреждениях.

 

Подготовила Евгения Волынкина

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: