Rambler's Top100
Статьи
17 декабря 2014

А.КАРПИНСКИЙ: Между врачами и ИТ-специалистами по-прежнему огромная пропасть

Информатизация медучреждений относится к пограничным задачам, для их решения нужно хорошо знать и ИТ, и медицину. Как договориться айтишникам и медикам? 

Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №11`2014, «DS: хроническая информатизация». Часть VII.

? ИКС: Насколько адекватны требования медицинских учреждений к ИТ-решениям, предлагаемым разработчиками и системными интеграторами? С какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться при внедрении и эксплуатации ИТ-систем в организациях здравоохранения?

Юрий Лагутин

 

Юрий Лагутин, внештатный советник министра здравоохранения Астраханской области по ИТ: Вопрос хороший и своевременный. Специалисты компаний – системных интеграторов – это реальные инженеры по знаниям, в данном случае, в области информатизации отрасли здравоохранения. Медики – это профессионалы по части лечения. Поэтому требования должны формулироваться в среде медиков с участием профессионалов-системщиков и профессионалов, которые разработали конкретные МИС. Такой триумвират даст наибольший эффект.

Александр Гусев

 

Александр Гусев, заместитель директора по развитию, К-МИС: Представляется, что вопрос не совсем корректный. Если заказчику требуется какая-то МИС с какой-то функциональности – то вряд ли разумно говорить об адекватности или неадекватности требований. На то он и заказчик – что выбирает МИС под свои требования. Другое дело, что нужно вести речь о том, что требования эти не всегда синхронизированы между регионами. В конечном итоге, заказчики решают свои внутренние задачи, какими бы они не были. Есть задача состоит в поиске эффективной МИС – то предъявляются соответствующие требования. Если задача состоит в том, чтобы выбрать ту МИС, которую уже выбрали из каких-то соображений – то предъявляются такие требования, чтобы нужная МИС победила, а остальные были признаны непригодными. Ну и т.д.

 

Алексей Карпинский

Алексей Карпинский, заместитель генерального директора, I-Core: У нас по-прежнему существует огромнейшая пропасть между врачами и ИТ-специалистами. Крайне трудно говорить какие требования предъявляет врач к ИТ системам. Он их понимает только с двух сторон – контроль и сбор информации о МТЦ, учет лекарственных средств и некая бэкофисная система начисления заработной платы. Сейчас разговоры начинают заходить об учете услуг и выставлении счетов. Вот и все требования к ИТ. Нет требований к ИТ в использовании в технологическом медицинском процессе. Людей, которые погружены в информатизацию здравоохранения, в России очень мало. Есть несколько выделенных интеграторов, которые очень плотно работают в банковской сфере, например. Такие же компании должны появиться и в сфере здравоохранения. А сейчас когда интегратор приходит в ЛПУ, он часто не может объяснить главврачу с каким решением и какой задачи он пришел. Зачем это нужно ЛПУ? С бюджетом тоже есть проблемы – предлагаются решения, которые стоят 2/3 годового бюджета всего учреждения. Поэтому крайне ценятся люди, которые знают состояние индустрии и очень хорошо владеют тематикой и работают в этой части.

Алексей Мельчаков

 

Алексей Мельчаков, менеджер по продаже решений, Allied Telesis: Чаще всего вопрос упирается в возможности, бюджеты организаций. При демонстрации возможностей и реализованных решений, у заказчика появляется большой интерес, очевидно удобство, польза от их внедрения. Консолидированные сети с высокой отказоустойчивостью, объединяющие PACS (системы передачи и архивации изображений), HIS (системы клинической информации), RIS (системы радиологической информации), работающие по протоколу IP, телемедицину, видеонаблюдение, беспроводные технологии, защищенные от интерференций от работающего радиологического оборудования – все это пробуждает огромный интерес. Но бюджетирование среднестатистического медучреждения оставляет желать лучшего, поэтому процесс внедрения полного решения существенно растягивается.

Светлана Скрипникова

 

Светлана Скрипникова, директор практики медицинских проектов, AT Consulting: Большинство современных медицинских информационных систем (МИС) созданы на основе решений, которые были актуальны лет 10-15 назад. Принципиально новых систем, с новым набором функций и возможностей в последнее время практически не появилось. Это следствие стагнации в развитии медицинской информатики в целом, а также отсутствия обеспеченной потребности со стороны медицинских организаций. Процесс внедрения требует усилий и заинтересованности не только от руководящего состава, но и от непосредственных пользователей – медицинского персонала.

Григорий Шевченко

 

Григорий Шевченко, коммерческий директор, "Открытые технологии": Скорее всего, в большинстве случае подобные требования адекватны, раз ИТ-компании все-таки начинают работать с медучреждениями. Что касается внедрения и эксплуатации, то при внедрении любых комплексных ИТ-систем порой возникают сложности. Медицина в этом смысле не является исключением.

 

Антон Декстер

Антон Декстер, директор по ИТ-проектам, НИПК «Электрон»: Большинство этих требований адекватны и соответствуют предложениям разработчиков. Желания медицинских учреждений в области информатизации зачастую ограничены либо бюджетами, либо сроками реализации. Полноценный проект информатизации крупного учреждения, не говоря уже о регионе, длится более одного года. А планирование бюджетов у наших организаций пока все еще ориентировано на календарный год.

Основные проблемы, возникающие при внедрении и эксплуатации ИТ-систем в организациях – как локальных, так и регионального уровня – примерно одинаковые:

 

  • неверная оценка проектов, ведущая к дефициту бюджета;
  • демотивация медицинского персонала в части работы с ИТ-системами и отсутствие инструментов вовлечения их в изменения, которые привносит с собой информатизация;
  • некачественная или переоцененная заказчиком инфраструктура (каналы связи, серверные мощности, собственные службы поддержки ИТ);
  • отсутствие инструментов долгосрочного сотрудничества медицинской организации (заказчика) и интегратора/разработчика специализированных ИТ-систем на весь период жизненного цикла ИТ-систем в учреждении.

 

Подготовила Евгения Волынкина

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!