Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Игорь НЕЖИВЫХ  19 апреля 2016

Автоматизация законотворчества: новая профессия СЭД

В отдельных сферах деятельности появляются потребности в новом, дополнительном функционале систем электронного документооборота.

Игорь НЕЖИВЫХ, руководитель программного отдела, «Тринити Урал»

Часто с помощью СЭД приходится автоматизировать такие задачи, которых в бумажном документообороте даже не существовало. Таким образом у электронного документооборота появляются новые «профессии». Например, законотворчество.

В России более 2,5 тыс. органов представительной власти различных уровней. Развитие документооборота в них выявило специфические потребности, которые нельзя удовлетворить стандартными средствами СЭД. Поэтому появились новые решения, которые можно назвать системами сопровождения законодательной деятельности.

Универсальных решений для таких задач не существует. Есть несколько функционально развитых систем, которые используются в различных законодательных учреждениях. Помимо них имеются единичные разработки, созданные для нужд отдельных организаций, но информации о них мало.

В сопровождении законотворчества можно выделить три основных задачи:

  1. Работа с паспортами законопроектов (создание паспортов, наполнение их документами, стадии рассмотрения).
  2. Сопровождение заседаний (формирование повесток из имеющихся документов и паспортов законопроектов, проекты решений, информация о докладчиках).
  3. Сохранение результатов (формирование протокола заседания, ведение банка правовых актов, публикация решений).
Одно из первых решений для автоматизации законотворчества было разработано по заказу Государственной Думы. ТЗ на разработку было подписано в 1994 г., а первая очередь системы введена в эксплуатацию в 2001 г.

Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности (АСОЗД) состоит из множества модулей, включает в себя архив документов, автоматизированные рабочие места председателя, депутатов, трибуны, конгресс-систему и систему электронного голосования.

Система автоматизирует все три задачи поддержки законотворческой деятельности. АСОЗД позволяет формировать паспорта законопроектов и постановлений, хранить хронологию их прохождения, прикреплять документы к паспортам. Подробные паспорта и ссылки на них во всех документах – одно из ключевых преимуществ системы.

Подсистема формирования повестки заседания и наполнения документами помогает связывать паспорта законопроектов с пунктами повестки, добавлять в повестку документы, информацию о докладчиках. Подсистема формирования протоколов и решений дает возможность сохранять стенограмму заседания, формировать протокол и хранить его в АСОЗД.

Оборотная сторона такой функциональности – сложность работы и поддержки системы. Часть операций не автоматизирована, например документы приходится прикреплять к паспортам вручную. Интеграция различных подсистем также отличается сложностью, а информационное сопровождение системы требует большого штата ИТ-специалистов.

Еще одно, довольно давно существующее решение – АИС «Кодекс: Законопроект» (разработчик – консорциум «Кодекс»). Первоначально, в 2000 г., был создан банк документов законотворческой деятельности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. В 2002 г. функционал автоматизации законотворческого процесса был доработан. На данный момент АИС «Кодекс: Законопроект» работает в ЗакС Санкт-Петербурга и Нижегородской области, в Государственной Думе Ямало-Ненецкого автономного округа.

История развития решения во многом определила его достоинства и недостатки. Несомненный плюс системы – удобное хранение всех документов. В АИС представлены банки данных для всех нормативных документов, проектов, актов, справочников и классификаторов. Отдельно отметим банк подготовки документов, в котором хранятся данные для проектов документов и бланки. Это позволяет унифицировать создаваемые электронные документы. Отдельная база данных предназначена для хранения документов по проектам: юридических заключений, поправок, пояснительных записок. Удобно, что документы регистрируются в системе, в каждом есть ссылки на паспорта законопроектов.

Однако в функционале системы есть явные пробелы. Так, паспорта законопроектов формируются вручную, недостаточно автоматизировано сопровождение заседаний – нет пакетов документов к пунктам повесток, не поддерживается работа с протоколами.

Из индивидуальной разработки выросло еще одно неплохое решение – САЗД (система автоматизации законотворческого документооборота) от компании «Софтинформбюро». В 2005 г. была написана первая версия программного комплекса для Законодательной Думы Хабаровского края. Через два года на ее основе было создано типовое решение САЗД, которое развернуто в Законодательном Собрании Приморского края, Думе города Владивостока и ряде других законодательных собраний РФ.

САЗД содержит две подсистемы. Подсистема «Заседания» полностью автоматизирует сопровождение заседаний и обсуждений, начиная с подготовки повестки и включения в нее всех необходимых документов и заканчивая регистрацией документов и их рассылкой участникам перед началом собрания.

Подсистема «Мониторинг» отражает информацию о законотворческой деятельности законодательного органа, позволяет просматривать списки постановлений и проектов, отображает паспорта проекта законов, хранит подробную хронологию прохождения законопроектов. С помощью этой подсистемы можно просматривать статистические отчеты по законотворческой деятельности.

Важное преимущество системы – хорошая интеграция с СЭД, удобная система поиска документов. К недостаткам системы можно отнести отсутствие шаблонов заседаний, проектов решений, протоколов.

Одно из самых молодых решений в этой сфере – система «Законотворчество/Нормотворчество» от компании «Тринити».

Первые шаги, а именно разработка ТЗ для Законодательного Собрания Свердловской области, были сделаны в 2006 г., а уже через год состоялся запуск в эксплуатацию первой версии системы в Пермской городской Думе. На данный момент выпущена третья версия, интегрированная с системой сопровождения заседаний и снабженная новым веб-интерфейсом.

В системе «Законотворчество/Нормотворчество» существуют карточки вопросов, документов, повесток заседаний, протоколов. Они автоматически формируются из документов СЭД и доступны для работы участникам законотворческого процесса. Из вопросов, находящихся на рассмотрении, формируются повестки заседаний. По каждому вопросу в соответствии с настройками в повестку автоматически отбираются нужные документы. Повестки вместе с документами передаются в систему «Сопровождение заседаний».

Автоматическое наполнение карточек, протоколов, паспортов и проектов необходимыми документами из СЭД – одно из преимуществ этого решения. Точно так же автоматизирован перевод стадий рассмотрения, рассылка документов и уведомлений, формирование печатных версий документов. При этом ряд моментов нуждается в доработке. Так, в системе пока нет отдельного систематизированного хранилища законов и постановлений.

* * *

Даже такой сложный и ответственный процесс, как законодательная деятельность, можно и нужно автоматизировать. Уже сейчас рутинные операции подготовки паспортов законопроектов, обсуждений и сохранения результатов успешно переданы специализированным ИТ-решениям. Следующий этап – полная автоматизация и законотворческого процесса. Может быть, в скором времени мы увидим решения, которые освободят человека от деловых процессов и предоставят ему возможность заниматься только содержанием и смыслом документов.

Игорь НЕЖИВЫХ, руководитель программного отдела, «Тринити Урал» 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!