Rambler's Top100
Статьи ИКС № 07-08 2016
Тимур НИГМАТУЛЛИН  06 сентября 2016

Наперекор шторму

Последние три месяца – с конца весны и почти до конца лета – отечественный фондовый рынок в целом и акции российских публичных компаний телеком & ИT-сектора в частности сильно штормило.

 Тимур НИГМАТУЛЛИН, финансовый аналитик, ГК «Финам»
Справка ИКС

За период с 15 мая по 15 августа индекс ММВБ – основной российский индикатор широкого рынка – прибавил 2,7% и достиг 1967,2 п., закрепившись в десятке пунктов от своих недавно достигнутых исторических максимумов. Долларовый аналог ММВБ – индекс РТС – на фоне небольшого укрепления нацвалюты прибавил 2,8% и достиг 954,6 п. Рассчитываемый в рублях отраслевой индекс телекоммуникаций (MICEXTLC) Московской биржи просел на значительные 5,5%, до отметки 1796,7 п.

Для этого вновь нашлось множество поводов. Это и тенденции сырь­евых рынков, и макроэкономические события, и публикация полугодовой отчетности, и решения российских законодательных органов.

Американский доллар продемонстрировал околонулевую динамику вблизи отметки 64,8 руб. Однако котировки почти всех торгующихся в долларах акций и расписок российских телеком & ИT-компаний на зарубежных площадках показали неплохую положительную динамику.

Цены на нефть и цена законотворчества

Если более подробно говорить о причинах повышенной волатильности на рынках, то в первую очередь стоит обратить внимание на ключевой для экономики России показатель – цену на нефть. За прошедший период цена на нефть марки Brent практически не изменилась, так и оставшись чуть выше отметки $47 за баррель. Однако котировки опускались ниже $42 за баррель, что привело к закономерному локальному ослаблению рубля. Как не единожды отмечалось, акции отечественных компаний телеком & ИT-сектора крайне чувствительны к ситуации на валютном рынке. Несмотря на активную работу над структурой долговых портфелей, до трети их у российских мобильных операторов номинировано в валюте. При этом у ИТ- и телеком-компаний до половины капитальных затрат приходится на закупку иностранного оборудования и ПО.

Уверенности инвесторов не способствовал и выход Великобритании из ЕС в рамках референдума 23 июня. Реакция фондовых бирж проявилась резким падением многих индексов. Финансовый рынок России также сильно пострадал. Впрочем, коррекцию достаточно быстро выкупили, поскольку перспективы Brexit и его экономические последствия оказались далеко не однозначны.

Наконец, отмечу последствия для рынка законотворческой деятельности Госдумы. В начале июля президент подписал пакет нашумевших антитеррористических «поправок Яровой». Этот документ заставит операторов связи и интернет-компании предпринять дорогостоящие меры. К примеру, подпадающим под закон компаниям придется хранить в течение полугода содержание звонков и сообщений абонентов, а также переданные фото, аудио- и видеофайлы. Подробные требования к компаниям еще не известны, их должно определить правительство.

Однако уже имеющиеся данные не внушают инвесторам оптимизма. Экспертный совет при правительстве России оценил расходы телеком-отрасли на исполнение предписаний в 2,2 трлн руб. Эта сумма в два раза больше совокупной годовой выручки большой четверки российских мобильных операторов. Так, в 2015 г. выручка МТС в РФ составила 391 млрд руб., «МегаФона» – 308 млрд руб., «ВымпелКома» – 278 млрд руб., а Tele2 – 94,6 млрд руб. Оценочно миллиардные (в долларах) расходы будут вынуждены понести и ИТ-компании Mail.Ru Group и «Яндекс». Из-за сокращения денежного потока акционерам операторов придется минимум на несколько лет забыть о дивидендах, даже если тарифы на связь будут повышены. Отсутствие выплат вызовет существенное снижение котировок акций компаний из телеком-сектора, так как они считаются на рынке своеобразными дойными коровами. Интернет-компании пострадают не так сильно, но их капитальные затраты также резко возрастут.

Фиксированная телефония давит на показатели

За прошедший период некоторые операторы опубликовали отчетность за II квартал. В частности, результаты представили «Ростелеком» и аффилированная с ним Tele2. Выручка «Ростелекома» снизилась на 0,5% г/г до 71,8 млрд руб. Основное давление по традиции исходило со стороны сегмента морально устаревшей фиксированной телефонии, который в том числе из-за оттока абонентов просел на 13% г/г до 22 млрд руб., что не смогли полностью компенсировать относительно быстрорастущие сегменты ШПД и платного ТВ, облачных и прочих услуг. Тем не менее менедж­мент подтвердил свой прогноз динамики выручки за год: ожидается, что она вырастет на 1–2% г/г. Поддержку ей окажут достаточно сильные операционные показатели. На фоне реализации обширной инвестпрограммы оптикой охвачено 31,7 млн из 55 млн российских домохозяйств. Абонентская база ШПД выросла за квартал на 7% г/г до 12 млн, а число абонентов платного ТВ прибавило 9% г/г до 9 млн. Менеджмент говорил о планах запуска MNVO до конца III квартала, что должно помочь зафиксировать набранную абонбазу, снизив в несколько раз отток пользователей конвергентных услуг, и дополнительно ее монетизировать. Чистая прибыль упала на 74% г/г до 1,6 млрд руб. (отчасти из-за убытков Tele2).

Рентабельность Tele2 на уровне EBITDA остается низкой по российским меркам и составляет менее 17%. Я объясняю это тем, что оператор начал монетизировать абонентскую базу в Московском регионе, не набрав необходимую для разумных расходов на интерконнект долю рынка. Также это может быть связано с сопутствующими экспансии высокими маркетинговыми и прочими операционными расходами.

В целом на текущий момент обыкновенные и привилегированные акции «Ростелекома» выглядят недооцененными примерно на 30%, в частности из-за эмоциональной реакции инвесторов на слабые результаты Tele2.

ШПД и монобрендовая розница рулят в «МегаФоне»

Общая квартальная выручка «МегаФона» прибавила 3,4% г/г до 78,7 млрд руб. Драйверами роста выступили сегменты ШПД и низкомаржинальной монобрендовой розницы. При этом выручка от основного бизнеса – услуг мобильной связи – снизилась на 2,3% г/г до 65,3 млрд руб. (выручка сегмента мобильной передачи данных выросла на 6,3% г/г до 20,7 млрд руб.). Общее число мобильных абонентов оператора увеличилось на 3,8% г/г до 76,6 млн, а количество мобильных абонентов в РФ – на 4,6% г/г до 74,7 млн и почти стагнировало от квартала к кварталу. Доля российских абонентов, использующих услуги мобильной передачи данных, подросла на 1 п.п. г/г до 40,1%. Совокупная OIBDA «МегаФона» просела на 14,9% г/г до 29,6 млрд руб. Чистая прибыль упала на 44,4% г/г до 7,2 млрд руб. на фоне снижения OIBDA, разовых списаний и роста расходов, в том числе на обслуживание быстро растущего долга (чистый долг увеличился г/г с 113,6 до 167,1 млрд руб.).

В целом отчетность оператора выглядит умеренно негативной относительно рыночных ожиданий. Котировки «МегаФона» на ММВБ после релиза снижаются в пределах 2,1% на фоне нулевой динамики рынка. Однако менеджмент оператора в ходе телеконференции отметил, что уменьшение мобильной выручки и метрик рентабельности является временным и связано с попыткой за счет разного рода маркетинговых акций нарастить абонентскую базу и впоследствии ее монетизировать.

Пакеты «ВымпелКома» работают

Российская дочка Vimpelcom также представила относительно неплохие результаты. Исходя из результатов «МегаФона», я ожидал, что они будут хуже. Общая выручка сократилась на 2% г/г до 66,7 млрд руб. по большей части из-за слабых показателей фиксированного сегмента. Выручка от основного бизнеса – мобильных услуг – стагнировала на отметке 54,7 млрд руб. Абонентская мобильная база несущественно подросла до 57,4 млн.

Обращу внимание на сильные, даже с учетом эффекта низкой базы, показатели сегмента мобильной передачи данных. Выручка сегмента прибавила 20% г/г – до 12,6 млрд руб. Судя по всему, несмотря на высокую конкуренцию (отток в годовом выражении увеличился на 5 п.п. до 56%) и сложную экономическую конъюнктуру, ключевым фактором роста выступили усилия менеджмента по активному переводу абонентской базы на пакетные тарифы, эффективно стимулирующие потребление тех услуг, на которых в иных случаях абоненты стремятся экономить.

Стоимость клика у «Яндекса» растет

«Яндекс» за II квартал 2016 г. представил ожидаемо сильные финансовые и операционные результаты. Общая выручка компании выросла на 30% г/г до 18 млрд руб. Среди операционных показателей, объясняющих динамику выручки «Яндекса» от поиска и портала, обращу внимание на двузначные темпы роста стоимости одного клика, которые сохраняются уже три квартала подряд (14% г/г во II квартале). До этого двузначный рост стоимости клика последний раз наблюдался в I квартале 2013 г. Очевидно, динамика говорит об улучшении механизмов монетизации, а также об улучшении экономической конъюнктуры. Скорректированная EBITDA прибавила 40% г/г до 6,8 млрд руб.

В целом, на мой взгляд, российский рынок телекома и ИТ останется в широком боковике как минимум до конца года из-за неопределенности с реализацией «пакета Яровой» и нестабильности цен на нефть.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!