Rambler's Top100
Статьи
09 декабря 2016

А.Гусев: Стандартизация и правила игры ведут к росту эффективности

Старт информатизации здравоохранения отсчитывают от разных дат: от запуска нацпроекта «Здоровье» в 2006 г., от поручения президента в 2008г., от появления концепции ЕГИСЗ в 2011 г. Но методрекомендации по функциональным возможностям региональных МИС и МИС медорганизаций Минздрав выпустил только в 2016 г.

Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №9-10`2016, «Прием ведет доктор: Uber? Ватсон? Айболит?». Часть IX.

?ИКС: Какое влияние оказали или еще окажут рекомендации Минздрава на ход информатизации здравоохранения в целом?

Ольга ПРОСКУРЯКОВА

 

Ольга ПРОСКУРЯКОВА, заместитель директора департамента ERP, ГК «КОРУС Консалтинг»: Выпущенные Минздравом России методологические документы по МИС МО и РМИС призваны обеспечить единое понимание федеральных требований к внедряемым системам у всех участников информатизации здравоохранения: разработчиков МИС, руководителей медицинских организаций и органов управления здравоохранением, контролирующих органов. В них указаны единые для всех требования к системам; перечень задач, которые должны быть выполнены в каждой медицинской организации в части внедрения МИС; перечень функций, которые должны обеспечить разработчики в своих МИС; единые критерии эффективности и уровня автоматизации медицинской организации, возможность проводить сравнения. Таким образом, появилась возможность оценки имеющихся МИС и достигнутых результатов автоматизации организации, формирование заданий на доработку систем и развитие проектов автоматизации. Разработчики МИС получили некий стандарт для оценки своих систем на соответствие единым федеральным требованиям и теперь могут более четко планировать развитие своих МИС/РМИС.

 

Игорь БАШКОВ

Игорь БАШКОВ, заместитель руководителя направления «Здравоохранение», «Нетрика»: Утверждение Минздравом методических рекомендаций к МИС МО и РМИС мы оцениваем однозначно положительно. Методрекомендации чётко разделяют «зоны ответственности» систем разных уровней: МИС МО предназначены для автоматизации лечебно-диагностического процесса медицинской организации, РМИС – для поддержки процессов управления здравоохранением региона.

Вплоть до недавнего времени это разделение было не столь очевидно. По словам Татьяны Васильевны Зарубиной, главного внештатного специалиста по внедрению современных ИС Минздрава РФ, в подавляющем большинстве регионов технические задания на МИС МО и РМИС, которые формировались под эгидой программы модернизации, отличались только размерами и больше ничем.

В том числе по этой причине региональным процессам здравоохранения часто не уделялось должного внимания. А ведь именно региональные процессы критическим образом влияют на качество и доступность медицинской помощи. Появление методрекомендаций упрощает задачу формирования требований и позволяет планировать развитие регионального сегмента ЕГИСЗ на перспективу. Стало понятно, к чему нужно стремиться.

В подготовке требований участвовали не только эксперты Министерства здравоохранения РФ, но и ведущие разработчики информационных систем для здравоохранения, представленные в РФ. В документе учтён практический опыт как заказчиков, так и исполнителей работ.

Александр КОНСТАНТИНОВ

 

Александр КОНСТАНТИНОВ, основатель и CEO медицинского сервиса ONDOC: Влияние рекомендаций на информатизацию здравоохранения заметно уже сейчас. В августе мы проводили опрос среди врачей. Судя по нему, у бюджетных учреждений более высокий уровень информатизации, чем у частных. Государственных клиник, которые работают в МИС, 69%. Частных меньше – 58%. При этом соотношение тех, кто ведет в МИС электронную амбулаторную карту (ЭМК), одинаковое, независимо от того, бюджетная организация или нет. В частных клиниках ЭМК заполняют 44%, в государственных – 41%.

 

?ИКС: Упростилось ли после принятия методических рекомендаций взаимодействие медицинских структур и ИТ-компаний?

 

Игорь БАШКОВ: Процесс взаимодействия упрощается как со стороны медицинских структур, так и со стороны ИТ-компаний. ИТ-компании получили понимание, какие направления развития их решений в перспективе будут востребованы во всех регионах РФ. Это позволяет участникам рынка правильно распределить приоритеты, уточнить своё позиционирование и более точно сегментировать рынок. Медицинские структуры могут более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, направляя их на мероприятия по информатизации, лежащие именно в их зоне ответственности.

Методические рекомендации существуют именно для того, чтобы определять правила взаимодействия медицинских структур и ИТ-компаний посредством более точных формулировок в технических заданиях, направленных на достижение нужного результата. Именно такое понятие как «Результат» многие трактуют по-разному. Рекомендации – это инструмент приведения результатов к общему знаменателю. Одним из самых важных моментов является то, что методические рекомендации, принятые Минздравом РФ, содержат конкретный перечень функций, которыми должны обладать информационные системы как на региональном, так и на учрежденческом уровнях. Сейчас у каждой медицинской организации появляется возможность оценить эффективность и полноту внедрения своей МИС.

 

Ольга ПРОСКУРЯКОВА: Руководители медицинских организаций и органов управления здравоохранением теперь четко понимают, что должна представлять собой МИС/РМИС, применяемая в проекте ЕГИСЗ, и какие должны быть обеспечены уровни автоматизации рабочих мест медицинских работников. Это существенно упростит их взаимодействие с разработчиками МИС/РМИС. Контролирующие и проверяющие органы могут опираться на данные документы для проведения оценки достигнутых результатов автоматизации медицинских организаций на предмет соответствия единым требованиям.

 

?ИКС: Повлияют ли рекомендации Минздрава на повышение эффективности проектов в сфере информатизации медицины?

Максим СЕМЕНОВ

 

Максим СЕМЕНОВ, зав. отделом информационных ресурсов и защиты информации Минздрава Московской области: Эффективность проектов в сфере информатизации зависит не столько от методических рекомендаций, сколько от применяемых технологий, организации и финансирования, наличия команды грамотных специалистов, способных управлять этими самыми проектами и пр. Например в Московской области, создан проектный офис по управлению портфелем проектов в сфере информатизации здравоохранения. Основным нашим плюсом является широкое обсуждение всех проводимых инициатив в сфере информатизации медицины среди профессионального сообщества области.

Александр ГУСЕВ

 

 

Александр ГУСЕВ,  зам. директора по развитию, К-МИС: Безусловно, любая стандартизация и детально прописанные «правила игры» приводят постепенно к повышению эффективности отрасли и выполняемых проектов.

 

Ольга ПРОСКУРЯКОВА: Методрекомендации позволят «выровнять» все системы в части функциональности под требования Минздрава России, что повлечет за собой и «выравнивание» уровня автоматизации субъектов РФ как на региональном уровне, так и на уровне медицинских организаций. Все это приведет к созданию реально функционирующего единого информационного пространства в медицине, центром которого станет федеральный сегмент ЕГИСЗ, и, тем самым, будет достигнута одна из основных целей информатизации – преемственность оказания медицинской помощи.

Но, для того, чтобы доказать заказчику или проверяющим органам факт соответствия продукции определенным требованиям, в РФ применяется сертификация изделий и услуг. Так как данные методрекомендации носят рекомендательный характер, то в соответствии со статьей 21 Федерального закона РФ № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании» в нашем случае речь идет о проведении добровольной сертификации. Данная сертификация даст конкурентные преимущества разработчикам МИС/РМИС, которые ее пройдут.

 

Игорь БАШКОВ: Эффективность – это соотношение результатов и вложенных средств. Есть такое мнение, что чем меньше денег в бюджете, тем больше нужно вкладывать в информатизацию, потому что это прямой путь к экономии. В нашей практике есть удачный пример, когда в одной из петербургских поликлиник после внедрения электронного обмена данными о лабораторных исследованиях количество необоснованных направлений на лабораторные исследования снизилось на 20%. Экономия составила около 2,5 млн руб. в год. Другой пример – недавний проект по оптимизации работы контакт-центра в Краснодаре. Время ожидания абонентом на линии сократилось на 68%, а затраты на оплату трафика – на 17%.

Методрекомендации содержат требования к ключевому инструменту обеспечения непрерывности и преемственности медицинской помощи – интегрированной электронной медицинской карте. Во многих регионах ИЭМК уже реализована или ведутся работы по ее созданию в соответствии с методическими рекомендациями, но широкое использование ИЭМК врачами на местах тормозится из-за отсутствия нормативных документов, регулирующих отказ от бумажных медицинских карт и перехода на их ведение только в электронном виде.

 

?ИКС: Приведет ли принятие методических рекомендаций Минздрава к необходимости новых затрат в этой сфере – со стороны федерального бюджета? регионов? ИТ-бизнеса?

 

Ольга ПРОСКУРЯКОВА: Проблема капитальных вложений в развитие МИС/РМИС на текущий момент остается довольно острой. Часть разработчиков решают ее за счет собственных инвестиций. Тем не менее многие регионы, понимая экономический и управленческий эффект от информатизации, изыскивают средства на развитие информационных систем и внедрение их как в медицинских учреждениях, так и на региональном уровне. Как правило, эти регионы наиболее успешны с точки зрения информатизации.

 

Игорь БАШКОВ: Очевидно, что затраты на развитие и сопровождение информационных систем в здравоохранении потребуются в любом случае, вопрос в эффективности использования бюджетных средств.

Новых затрат, связанных с заменой существующих решений на новые, быть не должно, вне зависимости от того, какой подход к информатизации был выбран регионом – облачная МИС, МИС разных или одного вендора. В методрекомендациях есть требование об обеспечении интероперабельности систем. Это значит, что унаследованные информационные системы, ранее внедрённые в медицинских организациях, могут и должны быть сохранены при условии их включения в региональный обмен данными. То есть важным становится не то, когда и каким разработчиком была создана та или иная МИС, а соответствует ли она методическим рекомендациям.

По нашему опыту, организация взаимодействия МИС МО с РМИС – сложная, но вполне решаемая задача. Например, в Петербурге с региональным сегментом взаимодействуют более 15 систем разных разработчиков: 11 МИС МО, 4 лабораторных информационных системы и несколько систем хранения и передачи медицинских изображений (PACS).

Так как в методрекомендациях выделены «уровни развития» РМИС от минимальной функциональности к расширенной, регионы смогут последовательно развивать региональные сегменты в соответствии со своими потребностями и возможностями, постепенно наращивая функциональность.

 

?ИКС: Будут ли рекомендации Минздрава способствовать более широкому и эффективному внедрению в деятельность медорганизаций и регионов новых технологий: ПО как услуга (SaaS), сервис-ориентированная архитектура (SOA), облачные технологии и др.?

 

Андрей СТОЛБОВ

Андрей СТОЛБОВ,  профессор Высшей школы управления здравоохранением, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова: Что касается SaaS и SOA, то сегодня они уже широко используются, особенно в федеральных и региональных подсистемах ЕГИСЗ. Что касается "облачных" МИС МО, то здесь достаточно много технических проблем, особенно, при интеграции с лабораторной медицинской техникой.

Но есть и сдерживающие факторы, мешающие внедрению и практическому использованию МИС и информатизации здравоохранения в целом. Один из основных таких факторов является отсутствие порядка ведения медицинских документов в электронном виде (в том числе ЭМК и ИЭМК), который должен быть разработан и утвержден Минздравом России (это требование ч. 2 ст. 14 закона № 323-ФЗ). Сегодня статус ИЭМК как медицинского документа не определен, что делает практически невозможным её легитимное использование.

Еще одна непростая проблема, о которой, кстати, ничего не сказано в рассматриваемых документах, заключается в том, что в связи с введением в действие с 06.01.2015 г. новой Номенклатурной классификации медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 г. № 4н (в редакции приказа № 557н от 25.09.2014 г.), многие виды "медицинского" ПО подлежат государственной регистрации как медицинского изделия (МИ), с обязательным подтверждением его качества, эффективности и безопасности. При этом сегодня не определены правила определения класса потенциального риска применения для целого ряда видов ПО (требование ст. 38 закона № 323-ФЗ), что делает такую регистрацию практически невозможной. Кроме того, из-за достаточно больших затрат и сроков регистрации МИ (сейчас это составляет от 10 до 18 месяцев), по всей видимости, следует ожидать некоторого снижения общих темпов реализации и внедрения в МИС функций, обеспечивающих информационную и интеллектуальную поддержку деятельности врача. Без решения этой проблемы ближайшие перспективы дальнейшей информатизации здравоохранения и развития рынка медицинских ИТ представляются весьма неопределенными.

 

Александр ГУСЕВ: Да, в целом – представляется, что развитие прикладных решений в стороны современных подходов, таких как облачные сервисы, SaaS и т.д. – должно стимулировать не только саму отрасль, но и конкуренцию между разработчиками и появление более совершенных и доступных решений.

 

Ольга ПРОСКУРЯКОВА: Внедрение сервисов по модели SaaS существенно расширит возможности для регионов в части использования медицинских информационных сервисов при этом существенно сократив вложения в их внедрение. При этом разработчикам сервисная модель дает существенную экономию в части подключения к сервису пользователей медицинских организаций по сравнению с внедрением на местах.

 

Игорь БАШКОВ: Да, будет способствовать, так как в методрекомендациях к МИС МО и РМИС указываются технологии, на которых рекомендуется строить информационные системы в здравоохранении (в том числе, такие как SaaS, SOA и другие) и это вынуждает заказчиков включать подобные требования в технические задания на создание или развитие ИС.

 

Подготовила Евгения ВОЛЫНКИНА

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!