Rambler's Top100
 
Статьи
06 октября 2017

Спрос всегда рождает предложение

По мнению руководителя дирекции информатизации систем здравоохранения «РТ Лабс» Владимира Соловьева, проблема аналитического обеспечения в том, что нет потребителей этой информации.

У р о в е н ь   н е   в ы ш е   т р о й к и !

– Владимир, оцените, пожалуйста, по пятибалльной системе аналитику в той сфере информатизации здравоохранения, в которой вы работаете, ее уровень и доступность.

– Наличие и доступность аналитики в сфере информатизации здравоохранения имеет смысл рассматривать для сегментов B2G, B2B и B2C, и здесь моя оценка 4 из 5. Однако ее уровень можно оценить едва выше 3 баллов. Аналитика в сфере информатизации здравоохранения существует и даже доступна, но, к сожалению, не имеет систематического и регулярного характера. В том или ином виде ее формируют отдельные издания и эксперты, основываясь на собственных результатах изучения рынка или данных из открытых источников. Эти исследования не полны и не учитывают все необходимые для анализа аспекты. Стоит отметить сравнительно подробную проработку B2G-сегмента и практически отсутствующую аналитику на участках B2B и B2C. В первую очередь не хватает мониторинга трендов рынка и спроса.

– В чем вы видите основные пробелы аналитического обеспечения информатизации здравоохранения?

– Спрос рождает предложение. Проблемы аналитического обеспечения заключаются в том, что нет потребителя такой информации. Практически ни одна ИТ-компания не покупает у аналитических агентств подобные исследования. Исследования проводятся зачастую в интересах продвижения медицинских продуктов и решений отдельных компаний. Они очень поверхностны и имеют, как правило, некорректные заключения либо выводы, отвечающие ожиданиям заказчика.

– Как недостаток и недоступность аналитических данных сказывается на вашей работе?

– В виду практического отсутствия качественной, централизованной статистики и исследований в данной области для разработки и развития медицинских решений мы используем экспертизу и компетенции своих специалистов, учитывая обратную связь с потребителем. И эти затраты собственных трудовых и временных ресурсов имеют вполне конкретное денежное выражение. Наличие качественной внешней аналитики позволило бы сформировать релевантные предложения для участников рынка без временных затрат на самостоятельный анализ спроса, а также упростило бы процесс принятия стратегических бизнес-решений.

П р е д с т о и т   п р о й т и   д о л г и й   п у т ь

– В чем вы видите главные причины отставания аналитики для информатизации здравоохранения?

– Факторы взаимозависимы: отсутствие спроса на аналитику приводит к отсутствию предложений, как следствие, рынок предоставления исследовательских услуг в сфере информатизации медицины не сформирован.

–С вашей точки зрения, какие структуры должны быть начинателями превращения статистики и мониторинга в аналитику и кто должен участвовать в этом процессе?

– Инициаторами становления рынка предоставления исследовательских услуг в сфере информатизации здравоохранения могут выступить коммерческие институты и аналитические агентства – такова мировая практика и тенденция.

– Какие процессы требуются для нормативно-правового обеспечения информатизации здравоохранения и стандартизации?

– Потребность в конкретных аналитических данных будет сформирована после появления рынка аналитики как такового. Это обязательно должен быть комплекс исследуемых аспектов, которые, возможно, продиктуют необходимость в совершенствовании нормативной правовой базы.

– Применим ли опыт зарубежной аналитики в медицине к отечественному здравоохранению?

– Из зарубежного аналитического опыта потенциально можно перенять методики и принципы в качестве базовых инструментов для формирования отечественного рынка аналитики. Но в любом случае предстоит долгий путь по выработке собственных механизмов аналитики.

А н а л и т и к а   д о р о г о г о   с т о и т

– Аналитика на основе технологий Big Data: спрос, применение, возможности. Для каких сфер здравоохранения наиболее актуально использование больших данных (управление, рентгенология, коммерческая медицина, реклама и маркетинг…)? Визуализация и анализ результатов.

– Вопрос очень объемный. На технологию Big Data во всем мире возлагаются большие надежды, она – предмет многообещающих прогнозов. Мировые эксперты считают, что грамотное использование этой технологии совершит революцию в предсказательной медицине и позволит в разы оптимизировать затраты на здравоохранение на государственном уровне. Потребность в аналитике больших данных в медицине очень высока. Результаты анализа Big Data, например, позволят более эффективно отслеживать состояние здоровья пациентов, создать максимально полный реестр медицинских данных, использовать накопленную информацию для прогнозирования возможных «волн» заболеваний. Кроме того, использование потенциала больших данных поможет оптимизировать работу медучреждений и эффективнее управлять персоналом. В России есть попытки обработки больших данных как в медицине, так и в других сферах. Однако работа с Big Data – это общемировой и дискуссионный вопрос, потому как существует ряд причин, тормозящих развитие этого направления: отсутствие адаптированных под конкретную сферу инструментов и программных решений для анализа, выбор перечня обрабатываемых данных, нехватка специалистов, необходимость серьезных инвестиций на внедрение новой технологии.

– Аналитика в m-Health: каких данных и инструментов не хватает?

–-В России индустрия m-Health находится на этапе становления и сейчас представлена рядом мобильных медицинских сервисов, которые уже успешно функционируют или развиваются. Однако существует ряд сдерживающих факторов: низкий уровень ИТ-культуры среди медперсонала, консервативность врачей и пациентов, потребительская неготовность, высокая стоимость высокотехнологичных медицинских услуг. Для устранения этих барьеров необходимо разработать комплекс направленных мер и реализовать их на федеральном уровне. В этом контексте рынок m-Health нуждается в появлении качественной и систематизированной аналитики так же, как и информатизация здравоохранения в России в целом.

– Цена вопроса: сколько стоит аналитика и кто за нее должен заплатить?

– Стоить аналитика может очень дорого в зависимости от темы, ширины и глубины выборки. В виду того, что исследовательской индустрии в сфере информатизации здравоохранения в России только предстоит сформироваться, говорить о порядке цифр сейчас некорректно. К тому же многое зависит от того, насколько конкурентным будет рынок аналитики. А модели финансирования могут сложиться абсолютно разные в зависимости от того, кто сделает первый шаг в этом направлении. 

Вопросы задавала Гузель Куликова

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!