Rambler's Top100
 
Статьи
Алексей АФОНИН  19 июля 2018

Топливо, время и человеческие жизни

В ближайшие 13 лет эксперты прогнозируют двукратный рост морских грузоперевозок, что повлечет за собой качественные изменения в работе судоходства и портов. Прогресс в этой области невозможен без современных «умных» технологий.

 Алексей Афонин, менеджер по развитию бизнеса, Orange Business Services в России и СНГСовременное коммерческое судоходство -- динамичную, постоянно развивающуюся отрасль, -- можно условно разделить на два сектора: собственно судоходство и все, что связано с портами. Рассмотрим эти сектора подробнее.

Коммерческое судоходство


Перевозка грузов -- одна из основных составляющих коммерческого судоходства. В настоящее время около 90% всех грузов в мире транспортируется именно по морю -- флотом из более чем 70 тыс. судов. По данным Международной торговой палаты, уже в 2015 году около 68% внешнеторгового оборота России обеспечил именно морской транспорт.

Как и в других отраслях, сокращение операционных расходов и повышение эффективности -- главные приоритеты для сохранения конкурентоспособности любой судоходной компании. Сегодня основными средствами для выполнения этих целей являются решения на базе технологии интернета вещей.

Развитие технологий в море лишь немногим отстает от того, что происходит на суше. Если в конце 2000-х обычное грузовое судно использовало спутниковую связь в основном для голосовых звонков и лишь иногда для доступа в интернет (скорость была низкой, а стоимость трафика -- высокой), то сегодня благодаря предложениям широкополосного доступа на базе технологии VSAT судно может постоянно оставаться на связи с береговыми подразделениями, обмениваясь данными с портом, офисом, логистическим отделом и другими наземными службами. Кроме того, отсутствие существенных ограничений на объем передаваемого трафика сделало возможным реализацию концепции «умного» судна. Цифровизация морского коммерческого судоходства идет по нескольким направлениям.

Первое направление -- мониторинг состояния судна и отдельных его подсистем, т.е. двигателей, энергетической инфраструктуры, системы охлаждения (при наличии), системы связи и пр. Это необходимо для сокращения времени простоя судна или его систем из-за поломок. Как только датчик сигнализирует о проблеме в какой-либо детали, вызывается ремонтная бригада и компонент заменяется за несколько минут или часов. Работа на предупреждение позволяет значительно уменьшить время простоя.



Важнейшая задача в судоходстве -- оптимизация расхода топлива, стоимость которого может составлять до 50--60% общих эксплуатационных затрат грузового судна. По расчетам компании ABB, сокращение потребления топлива всего лишь на 1% может сэкономить до $50 тыс. в год, если речь идет о балкере среднего размера. Кроме того, требования к повышению энергоэффективности диктуются и соображениями экологии – с 2013 года Международная морская организация обязала каждое судно валовой вместимостью свыше 400 т иметь собственный план управления энергоэффективностью (SEEMP). Для оптимизации потребления топлива на главные и вспомогательные двигатели и котлы устанавливаются датчики-расходомеры, а двигатель оснащается дополнительными сенсорами, отслеживающими все параметры его работы. Система может автоматически оптимизировать ход судна для наименьшего потребления горючего, при этом во внимание принимаются погодные условия и возможные отклонения от маршрута. Датчики способны отслеживать не только расход топлива, но и состояние разных агрегатов судна, позволяя предсказать, когда его механические или электронные компоненты могут выйти из строя.

Экономия становится возможной благодаря, в частности, следующим факторам:
  • Снижение коммерческих потерь из-за ошибок в измерении количества топлива при бункеровке;
  • Снижение потерь топлива за счет качественного учета расхода топлива при помощи системы учета;
  • Сокращение топливных расходов благодаря помощи в выборе оптимальных режимов работы судна.


Технологии интернета вещей также позволяют улучшить охрану труда на судах: контролировать длительность нахождения на вахте, условия работы и доступ в опасные помещения, например в машинное отделение, куда разрешен вход строго определенному списку членов команды. Система способна заметить усталость моряков, и если, скажем, вахтенный ведет себя странно или долгое время остается неподвижным, то она сигнализирует об этом оператору. Сюда стоит добавить «умные» спасательные жилеты, оснащенные специальными датчиками. Если член команды оказывается за бортом, оператор на судне тут же получает сигнал.

Интернет вещей также играет определяющую роль в проектах судовой телемедицины. Судовой врач не всегда способен поставить правильный диагноз, но благодаря постоянной связи с «большой землей» и наличию подключенной медтехники (цифровых глюкометров, термометров и тонометров с Bluetooth-модулями) эту проблему легко решить. К сожалению, на данный момент в России не до конца сформирована законодательная база -- к ней не готовы страховые компании и поликлиники, но можно предположить, что уже в ближайшем будущем этот барьер будет снят.

Примером успешной цифровой трансформации судов можно считать часть коммерческого флота Maersk Group, чьи флагманские контейнеровозы класса Triple E спроектированы для достижения максимальной энергоэффективности. Состояние таких судов отслеживают 2,8 тыс. сенсоров, причем около 200 из них контролируют температуру и давление в двигателе. В совокупности с другими конструкторскими решениями это позволяет добиться экономии топлива до 37%, при этом Maersk заявляет о снижении потребления топлива на $20 млн в год. Мониторинг работы судна ведется с использованием более чем 7 тыс. различных датчиков. За 100 дней каждое судно генерирует около 2 Тбайт данных, в сумме за месяц весь флот передает на берег около 30 Тбайт данных.

 

Стоит помнить, что «умное» судно может не быть новым. Сегодня ведется работа над проектами по трансформации старых судов (так называемых ретрофитов) в «умные» за счет установки IoT-сенсоров и датчиков на двигатели и другие системы судов. Передача данных идет в режиме реального времени вне зависимости от года постройки и состояния судна. В России интерес к этому решению есть у многих судоходных компаний практически во всех регионах, где эта отрасль является ключевой, -- от Мурманска до Дальнего Востока.

«Умный» порт

Современный порт -- сложная система, которая позволяет работать с большим количеством грузовых судов разных типов. Архитектура «умного» порта включает в себя парк подвижной техники, ресурсы и активы, управление и контроль, мониторинг безопасности и окружающей среды, контроль самоуправляемой техники, диспетчеризацию, видеонаблюдение и другие элементы (см. рисунок). Все это множество «умных» систем помогает повысить эффективность работы порта, автоматизировать погрузочно-разгрузочные процессы и оптимизировать обслуживание судов.


Уже несколько лет Морское и портовое управление Сингапура модернизирует порт в партнерстве с Orange Business Services, IBM и другими компаниями. За несколько лет совместной работы создана унифицированная платформа для сбора данных с различных систем порта в режиме реального времени: с системы видеонаблюдения, системы отслеживания контейнеров и погрузо-разгрузочных работ.

Разработана и система мониторинга корабельного трафика. Информация обрабатывается и визуализируется, что помогает операторам принимать решения, основанные на большом количестве собранных данных: местонахождении судов, погодных условиях, состоянии портовых систем, аварийных ситуациях и многом другом. Это позволяет распознать необычное поведение судов и предотвратить нелегальную погрузку товара. Учитывая, что ежегодно в Сингапуре обслуживается порядка 130 тыс. судов, наличие подобной системы -- это реальная потребность бизнеса.

Оптимизируются и погрузочно-разгрузочные работы. В Сингапуре осуществлен проект удаленного контроля и управления кранами при помощи специально разработанного набора приложений. Результат внедрения новой системы -- снижение трудозатрат и повышение производительности, а также уменьшение времени загрузки или отгрузки товаров на судно или с него.
 
В целом можно с уверенностью сказать, что цифровизация коммерческого судоходства помогает увеличить эффективность всей отрасли. Благодаря цифровизации компании добиваются снижения операционных расходов, экономии топлива, автоматизации процессов и в итоге -- повышения прибыльности.

Алексей Афонин, менеджер по развитию бизнеса, Orange Business Services в России и СНГ
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!