Rambler's Top100
  
 
Статьи
Александр РОЖКОВ  20 декабря 2019

Итоги 2019: чего бизнес хочет от ИТ

Российский ИТ-рынок дозрел до полноценного аутсорсинга ключевых ИT- и ИБ-процессов. Причем сегодня востребованы продукты и сервисы с добавленной стоимостью, которые могут помочь компаниям получить те или иные конкурентные преимущества. 

Значимость технологий растет с каждым годом: вряд ли сейчас найдется хотя бы одна крупная организация, которая не начала в той или иной степени цифровую трансформацию. Согласно результатам исследования KMDA, если в 2018 году инвестиции в цифровые технологии планировали увеличить 57% российских компаний, то в 2019 году их доля составила уже 71%. 

От интеграции к сервисам

При этом изменяется роль ИТ-компаний: все чаще в своем взаимодействии с заказчиками они переходят от проектной модели к сервисной. В силу разных причин, в частности достижения определенного уровня зрелости заказчиков в России и насыщения отдельных сегментов рынка, традиционные модели работы постепенно уходят в прошлое. Современным российским и международным организациям малоинтересны «коробочные» продукты. Сегодня на рынке востребованы продукты и сервисы с добавленной стоимостью, которые могут помочь получить определенные конкурентные преимущества – снизить операционные издержки, расширить возможности каналов коммуникаций с клиентами (омниканальность), привлечь новые клиентские сегменты, сократить срок вывода нового продукта или услуги на рынок (time-to-market), повысить контроль за ресурсами и персоналом и т.п. Компании стремятся к оптимизации ресурсов за счет передачи непрофильных функций на аутсорсинг, тем самым эффективнее используя оборотный капитал и оптимизируя налогообложение.

Одно из направлений, имеющих в последнее время высокий спрос, – аутсорсинг сервисной поддержки Service Desk и автоматизация процессов сервисного обслуживания по методологии ITSM. Другим ключевым направлением оптимизации ресурсов являются инвентаризация и оптимизация использования программных активов, управление жизненным циклом ПО. По этой причине на рынке востребованы услуги аутсорсинга управления программными активами (Software Asset Management, SAM), включая управление облачными активами. Заметно, что заказчики в некоторой степени перераспределяют свои ИТ-бюджеты. В приоритете – проекты виртуализации и переход на облачные сервисы, цифровые проекты с коротким сроком возврата инвестиций.

Что растет

Текущий год стал рекордным в России по количеству проектов внедрения технологии роботизации бизнес-процессов (Robotic Process Automation, RPA). Особенно часто роботизируются процессы управления кадрами, документами и закупками. А в контакт-центрах часть персонала заменяют виртуальные операторы на основе использования голосовых интерфейсов и машинного обучения. Производительность таких роботов существенно выше, чем у людей. Они могут работать круглосуточно, без выходных и отпусков. Мы, например, сейчас ведем несколько пилотных и коммерческих проектов, связанных с роботизацией рутинных операций в службах казначейства, бухгалтерии, отделах кадров и экономической безопасности. Очевидные преимущества RPA, такие как скорость внедрения и быстрое получение экономического эффекта, дают основание ожидать в 2020 году значительного роста рынка по этому направлению.

Набирают популярность и так называемые управляемые услуги (Managed Services). Наибольшее распространение в России получили услуги управляемой печати (Managed Print Services), которые позволяют сократить объем печати на 15–30% за счет унификации техники и сокращения нерационального использования расходных материалов.

Растет также популярность сервисов обеспечения информационной безопасности, предоставляемых по модели MSSP (Managed Security Service Provider). Пока доля управляемых услуг в области информационной безопасности в России не очень высока, но 2018–2019 годы демонстрируют устойчивую динамику: все больше заказчиков начинают доверять сервис-провайдерам. Таким образом, можно сделать вывод: рынок РФ дозрел до полноценного аутсорсинга ключевых ИT- и ИБ-процессов.

Растет спрос на услуги консалтинга и аудита в сфере информационной безопасности. По оценкам наших экспертов, 23% компаний-заказчиков имеют крайне низкий уровень защищенности ИТ-инфраструктуры и только 8% – уровень, превышающий средние показатели. Увеличение популярности консалтинговых услуг обусловлено вступлением в силу различных законодательных требований и технологических регламентов, в том числе для страховых компаний и некредитных финансовых организаций. В первую очередь речь идет о ГОСТе 57580 «Безопасность финансовых (банковских) операций», выполнение положений которого станет основной задачей всех финансовых организаций на 2020 год. Кроме того, продолжается ужесточение требований, относящихся к персональным данным. В декабре текущего года был принят закон 405-ФЗ, вносящий в КоАП поправки, повышающие штрафы для юридических лиц за отказ локализации персональных данных на территории РФ. Повторные нарушения теперь будут караться штрафами до 18 млн рублей.

Еще один быстрорастущий сегмент – сервис «устройство как услуга» (Device as a Service, DaaS). Например, по данным компании Inventive Retail Group, объем российского рынка DaaS в 2018 году достиг 2,5 млрд руб., и ожидается, что он продолжит расти на 15–20% ежегодно. Ключевым драйвером выступает тренд корпоративной мобильности в рамках цифровой трансформации. Компании все лояльнее относятся к удаленной работе сотрудников, главными инструментами при этом становятся ноутбук и мобильный телефон. Такая организация рабочего процесса позволяет в нужный момент подключить к процессу работника, находящегося в командировке, или «полевых» сотрудников без стационарного рабочего места. Наибольшим спросом в России пользуются устройства Apple и Samsung – их совокупная доля превышает 80% общего объема российского рынка DaaS. Основные заказчики – крупные торговые сети, производство, медицина, банки.

Колоссальным потенциалом обладает сегодня рынок облачных услуг, он привлекает все новых участников. Согласно результатам исследования, проведенного Softline, за первые девять месяцев 2019 года число компаний, которые готовы полностью перенести ИТ-инфраструктуру в облако, увеличилось на 20% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Наибольшим спросом у наших заказчиков пользуются сервисы SaaS и IaaS. Основные потребители облачных сервисов – ритейл, финансовые организации, производство, компании сектора SMB.

Чаще всего бизнес переносит в облака рутинные операции. Порядка 70% заказчиков нашей компании использовали cloud-ресурсы для размещения основных ИТ-систем, почти 15% организаций в этом году создали в облаке резервное хранилище данных и почти столько же – резервный ЦОД. Около 10% компаний разместили в облаке инфраструктуру для тестирования, разработки и решения задач, связанных с фактором сезонности, и корпоративную почту.

При этом вдвое выросло число запросов на перенос в облако бизнес-критичных систем. Как следствие, растут и требования со стороны заказчиков к обеспечению высокого уровня доступности данных и приложений.

Чего мы ждем

В мировом рейтинге цифровой конкурентоспособности (IMD World Digital Competitiveness Ranking 2018), Россия занимает 40-е место. Лидерами являются США, Сингапур, Швеция, Дания и Швейцария. В рейтинге оцениваются три ключевые сферы: кадры, наука и образование; законодательная и инфраструктурная готовность к цифровым технологиям; гибкость бизнеса и готовность к цифровой трансформации. Россия пока имеет низкие оценки по таким показателям, как гибкость компаний, использование больших данных и аналитики, трансфер знаний, ГЧП.

Принимая во внимание тренды 2019 года, эксперты наибольший рост в ближайшие годы прогнозируют в сервисах, связанных с кибербезопасностью, цифровизацией бизнеса, а также с инновационными и отраслевыми решениями на основе технологий AI, IoT, RPA и Big Data. Все больше заказчиков планируют переходить от фазы пилотирования к практическому использованию данных технологий для решения конкретных задач, стоящих перед бизнесом.

По нашим прогнозам, в ближайшие несколько лет в России будет развиваться направление «информационная безопасность как сервис» (Security as a Service, SECaaS). В связи с действующим на территории Евросоюза регламентом по обработке личной информации граждан, в европейских странах будут востребованы проекты по защите персональных данных. Кроме того, ожидаемым является развитие сервисов удаленной идентификации на основе биометрических технологий.

Еще одним направлением, которое будет набирать популярность в ближайшие годы, является аутсорсинг бизнес-процессов: управление финансами, персоналом, взаимоотношениями с клиентами, маркетингом и юридическим обеспечением, а также аутсорсинг контакт-центров.

По результатам исследования Forrester, опубликованного в ноябре текущего года, в следующем году ожидается новая волна спроса на разработку ПО. В первую очередь, это связано с массовым внедрением цифровых технологий. Например, будут востребованы приложения для управления данными, приложения с использованием ИИ. Во-вторых, это связано с трендом увеличения ИТ-бюджетов в сфере SMB и ростом количества компаний, использующих облачные приложения по модели SaaS.

И наконец, будут развиваться сервисы на основе гиперконвергентной инфраструктуры (HCI). IDC прогнозирует рост глобального рынка HCI на 150% в год, а Gartner ожидает, что к 2020 году 20% бизнес-критичных приложений будут перенесены на гиперконвергентные платформы. По прогнозам TAdviser, рынок HCI (как глобально, так и в России) будет расти за счет миграции с традиционных платформ. В России около 21% компаний уже использует гиперконвергентные системы, и, согласно прогнозам, в ближайшие три года 10% бюджетов на серверы и СХД достанутся производителям таких решений.

Как изменятся сервисы

Приведенные выше факты говорят о том, что сегодня мы являемся свидетелями постепенного перехода к сервисной модели. В этих условиях сервис-провайдерам крайне важно постоянно повышать свою техническую экспертизу и иметь эффективные механизмы для оперативного и безболезненного перевода заказчиков на новую модель потребления ИТ. В этом контексте нужно продумать лизинговые модели в рамках предоставления ИТ-оборудования, инструменты миграции ИТ-ландшафта клиента в облачную инфраструктуру, портфель сервисов, тарификацию сервисов, соглашения об уровне обслуживания (SLA), наличие глобальной службы Service Desk, широкое территориальное присутствие команд локальной поддержки.

Чтобы в следующем году предоставлять клиентам сервис высокого качества, провайдерам необходимо уже сегодня максимально задействовать преимущества цифровых технологий. Например, использовать RPA в процессах технической поддержки и аутсорсинга бизнес-процессов, а также оркестраторы облачных ресурсов и порталы самообслуживания для пользователей облачных сервисов. Современному сервис-провайдеру, помимо владения большим портфелем цифровых проектов и технологий, необходимо от реализации комплексных проектов переходить к созданию партнерской экосистемы на основе тесного сотрудничества с глобальными технологическими компаниями и инновационными стартапами, и с помощью этой экосистемы решать разнообразные задачи в рамках цифровой трансформации российских и международных компаний. Важно делать это профессиональнее и эффективнее, чем собственные центры компетенций и инсорсинговые компании.

Александр Рожков, директор управления продаж сервисов, Softline
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!