Rambler's Top100
 
Статьи
Алексей ЖДАНОВ  19 августа 2020

Что изменит обязательная предустановка приложений на смарт ТВ

В декабре 2019 года Владимир Путин подписал закон об обязательной предустановке российских приложений на электронные устройства. Помимо смартфонов и компьютеров документ предписывает устанавливать отечественный софт на умные телевизоры. 

В теории главные бенефициары этой инициативы — российские видеосервисы, которые вынуждены платить вендорам смарт ТВ за установку их приложений на первый экран меню. На практике, как выяснил «Телеспутник», закон мало что изменит в отношениях вендоров и видеосервисов. 

Зачем государству нужна предустановка софта 

Уже после подписания президентом закона об обязательной предустановке, в январе 2020 года, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) провела заседание рабочей группы при экспертном совете ФАС по информационным технологиям, на котором обсуждалась концепция проекта. В ходе заседания заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин так описал цели госрегулирования в этой области: «Предустановка ПО будет осуществляться в гражданско-правовом порядке с соблюдением требований антимонопольного законодательства. Условия установки отечественного ПО должны быть не менее благоприятными, чем программное обеспечение такого же класса иных разработчиков. Тем самым обеспечиваются равные условия конкуренции, а потребители получают возможность выбора». 

На том же заседании были перечислены и виды приложений, которые государство предпишет устанавливать вендорам умных телевизоров. «На смарт ТВ должна быть обеспечена возможность установки программ аудиовизуальных сервисов, а также просмотра программ первого и второго мультиплексов», — пояснял Анатолий Голомолзин. 

В подготовленном ФАС проекте, который должен определять виды обязательных к инсталляции приложений в соответствии с законом (на момент подготовки материала проект находился на стадии оценки регулирующего воздействия), для умных телевизоров регламентируется три обязательных вида ПО: «аудиовизуальный сервис», «программы для ЭВМ, обеспечивающие доступ к просмотру обязательных общедоступных телеканалов» и «новостной агрегатор». 

Владелец юридической компании «Катков и партнеры» Павел Катков, по просьбе «Телеспутника» изучивший проект постановления, предполагает, что реестр обязательных к установке программ «будет, видимо, вестись не правительством, а профильным федеральным органом исполнительной власти, и надо полагать, это будет Роскомнадзор, который, в свою очередь, будет согласовывать свои решения с Минкомсвязью». 

По мнению Павла Каткова, регламент предустановки ПО будет представлять собой трехэтажную юридическую конструкцию, на вершине которой будет федеральный закон, на втором этаже — правительство и утверждаемые им порядки, а на нижнем, исполнительском уровне — Минкомсвязь и Роскомнадзор. 

Гендиректор ИАА TelecomDaily Денис Кусков заявил «Телеспутнику», что, с его точки зрения, «в отличие от других видов софта, например офисного, в части приложений для смарт ТВ антимонопольное регулирование не очень и нужно». Он объясняет свою точку зрения тем, что просмотры российских приложений видеосервисов на смарт ТВ превалируют над зарубежными, среди которых он выделяет лишь Netflix и YouTube. «Как бы ни планировало государство внедрять российское ПО, YouTube все равно будут смотреть, даже если его “снесут” из OC Android, — на него приходится 40% трафика всех операторов. По нашим оценкам, число людей, которые смотрят онлайн-видео на смарт ТВ за деньги, — порядка 6,5 млн. С рекламой — больше, но все равно это очень ограниченный рынок по сравнению с рынком платного телевидения. Если людям требуются приложения видеосервисов, они сами их устанавливают совершенно без всякого правительства. Государство здесь вряд ли может помочь», — рассуждает Денис Кусков. 

Он добавляет, что пока не вполне понятно, как будут выполняться требования государства по предустановке и какие именно приложения вендоры смарт ТВ должны предварительно инсталлировать. «На сегодняшний день очень сложно сказать, как будет происходить предустановка. Не только операторы не понимают, но сама власть не знает, что и как делать. У нас принимаются законы, но непонятен регламент их выполнения. Понятно лишь, почему государство хочет обеспечить вещание на смарт ТВ российских каналов — это важно в свете выборов», — полагает Денис Кусков. 

В то же время для разработки детального регламента предустановки на смарт ТВ у регулятора еще есть время: согласно предложениям ФАС, соответствующий раздел закона начнет действовать с 1 июля 2023 года, тогда как предустанавливать российский софт на смартфоны начнут с 1 января 2021-го. 

Зачем регулятору понадобились смарт ТВ и видеосервисы 

Рынок умных телевизоров в количественном выражении хотя и существенно отстает от рынка смартфонов, тем не менее демонстрирует внушительные темпы роста, делающие смарт ТВ подлинно народным устройством. В «Исследовании рынка Smart TV в России. 2016—2023 гг.», подготовленном J’son & Partners Consulting, говорится, что количество умных телевизоров в российских домохозяйствах к 2023 году вырастет до 41,3 млн устройств с 25,5 млн по итогам 2019-го, то есть за пару ближайших лет парк смарт ТВ в России вырастет в 1,6 раз. 

В J’son & Partners подчеркивают, что на масштабы использования смарт ТВ для потребления онлайн-видео влияет рост аудитории видеоприложений, активнее всего разрабатываемые онлайн-кинотеатрами и телеком-операторами. Директор департамента ТВ и контента компании J’son & Partners Consulting Дмитрий Колесов оценивает значение приложений видеосервисов для потребления медиаконтента на смарт ТВ как «гигантское». «Люди не только активно покупают смарт ТВ, но и хорошо знают приложения, позволяющие смотреть онлайн-видео. Самое главное, что этими приложениями активно пользуются, например, знание приложения YouTube лишь немногим больше уровня его использования. Люди прекрасно понимают, что их смарт ТВ — это экран, подключенный к интернету, и хотят использовать связанные с этим возможности», — объясняет Дмитрий Колесов. Согласно данным, полученным J’son & Partners в ходе опросов жителей городов с населением от 100 тыс., по уровню знания приложений для смарт ТВ лидируют YouTube (91%), ivi (82%) и Vk.com (64%). Эти же приложения формируют топ-3 приложений по уровню охвата для той же аудитории: YouTube — 84%, ivi — 67% и Vk.com — 59%. 

Онлайн-кинотеатры входят в топ приложений на смарт ТВ по популярности, констатирует Дмитрий Колесов. Операторские приложения могут быть как минимум на третьем месте по популярности после онлайн-кинотеатров и YouTube, говорит он, соглашаясь, что операторские приложения также можно рассматривать как точку доступа к онлайн-видео. 

Что изменит предустановка для видеосервисов 

Главный вопрос — изменится ли характер отношений производителей смарт ТВ с видеосервисами? Сейчас эти отношения коммерческие, поскольку видеоплатформам умные телевизоры жизненно необходимы как канал распространения их контента, а вендоры, понимая это, за плату предлагают сервисам разместить их приложения на первом экране интерфейса. 

«Количество приложений, которые могут быть установлены на любом смарт ТВ, бесконечно. Главное — на каком экране меню расположены эти приложения. Все бьются за первый экран, потому что на нем пользователь осуществляет большую часть поиска контента. Для того, чтобы немного уменьшить общие затраты на маркетинг и продвижение приложения, видеосервису выгодно заплатить вендору смарт ТВ за первый экран», — объясняет суть отношений вендоров и онлайн-кинотеатров Дмитрий Колесов. На вопрос, как изменятся отношения вендоров смарт ТВ и видеосервисов, когда обязательная предустановка заработает, он отвечает категорично: «Никак». По его мнению, платить за размещение сервисам придется в любом случае. «Даже если приложение будет по требованию законодателя бесплатно предустановлено где-нибудь на пятом экране, за вывод его на первый экран и будет назначена плата. Самое главное в текущей политике вендоров это то, что они берут хорошие деньги за нахождение приложения на первом экране, а что происходит с другими экранами меню, их интересует опосредованно», — утверждает Дмитрий Колесов. Он уверяет, что бизнес-модель раздела прибыли в отношениях вендоров и видеосервисов работает хорошо и любой разработчик приложения в ней заинтересован. «Ну, заставят вендора бесплатно ставить 15 российских приложений на устройство. Они все равно будут вынуждены к нему прийти и договориться об условиях своего существования, а самое главное — о принципах движения по экранам. С точки зрения вендора, требования об обязательной предустановке всего лишь дополнительная нагрузка. Поскольку основное медиапотребление сконцентрировано на продвигаемых приложениях, вендоры останутся операторами продвижения приложений в этой коммуникационной “трубе”. Это то же самое, когда операторов платного ТВ обязали бесплатно показывать 20 общедоступных телеканалов. Но они же все равно берут деньги с телеканалов — не с общедоступных, так с прочих. Для операторов при этом увеличилось количество необходимых технических частот для показа бесплатных каналов, а для индустрии в целом повысилась стоимость контакта с абонентом», — объясняет директор департамента ТВ и контента J’son & Partners. 

Алексей Жданов

Полностью статью читайте на сайте «Телеспутник»
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!