Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Сергей АРТЕМОВ  18 августа 2023

Корпоративные мессенджеры: экспансия продолжается

Активное развитие корпоративных мессенджеров вызывает количественные и качественные изменения на рынке. Эти системы совершенствуются и вторгаются в сегменты, ранее занятые решениями других типов. Показательно соперничество корпоративных мессенджеров и систем ВКС.

Мессенджеры обеспечивают не только обмен текстовыми сообщениями, документами и медиафайлами, но и голосовые коммуникации и видеотелефонию. Все это может быть реализовано как в рамках коммуникации двух пользователей, так и в группах. Например, современные российские мессенджеры уже поддерживают групповое общение одновременно до 100 пользователей с включенными камерами и микрофонами. Еще недавно это было возможно только в дорогих корпоративных системах видеоконференцсвязи (ВКС), причем из специально оборудованных переговорных, а сегодня – с любого мобильного устройства.

Будущее видеоконференций – в мессенджерах

Очевидно, что «мобайл» естественным образом вытесняет более громоздкие и менее удобные корпоративные ВКС. Возможность подключаться к обсуждению из любого места – даже находясь в дороге! – удобна как для отдельного работника, так и для бизнеса в целом. «Мобайл» дает гибкость, радикально упрощающую согласование даты и времени проведения конференций, что ускоряет процессы обсуждений. В этом заинтересованы и коммерческие компании, и госструктуры.

Некоторое время видеоконференции на ВКС и в корпоративных мессенджерах будут сосуществовать, но платформы первого типа будут использовать все реже, а второго – все чаще. Легко видеть, что за видеоконференциями в корпоративных мессенджерах – будущее.

Традиционные ВКС еще не уходят

Вместе с тем качество видеоконференций, обеспечиваемое стационарными системами, пока еще выше, чем то, что доступно мобильным устройствам. Для обсуждения рабочих вопросов – митингов, «летучек», брейнсторминга, совещаний и т.д. – качества ВКС, предоставляемого мессенджерами, вполне достаточно. Однако «бизнес-класс» сегодня требует более высокого качества передачи как видео, так и голоса, возможного только при наличии специально оборудованных переговорных.

Как видно, корпоративные мессенджеры победят, но не быстро. Для этого должны измениться и пользовательские предпочтения офисных работников, и приложения рассматриваемого типа. Кроме того, корпорации продолжат использовать стационарные ВКС до тех пор, пока не «отобьют» вложения в эти достаточно дорогие системы.

Почему именно корпоративные мессенджеры

В рассмотрении мы делаем акцент на корпоративных мессенджерах прежде всего потому, что с 1 марта 2023 г. возможности использования массовых решений этого класса в российских компаниях существенно ограничены. Согласно вступившему в силу Федеральному закону № 584-ФЗ от 29.12.2022, использовать для бизнес-коммуникаций WhatsApp (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), Telegram и другие мессенджеры, привычные для частного общения, запрещено ряду структур, в частности для передача платежных документов, информации, содержащей сведения, необходимые для осуществления платежей, и т.д.

Кроме того, корпоративные мессенджеры обладают существенно большей функциональностью, чем массовые. Как уже говорилось, российские мессенджеры могут поддерживать конференции до 100 пользователей одновременно – с активированными видеокамерами и микрофонами, а с учетом находящихся в «режиме слушателей» участников может быть гораздо больше: в настоящий момент до тысячи! Такие масштабные конференции доступны решениям-лидерам – например, Microsoft Teams. Но по известным причинам продукция глобальных компаний не может быть использована российскими корпоративными заказчиками в полном объеме.

Акцент – на инфобезопасности

Напомним, что корпоративные мессенджеры применяют более надежные средства защиты по сравнению с решениями для частного использования, в том числе для шифрования как видео-, так и аудиоканала в групповых конференциях. 

Кроме того, корпоративный мессенджер включается в ИТ-рельеф компании, что позволяет применять к нему корпоративные политики безопасности, обеспечивать взаимодействие с DPL-системами и т.д. Разумеется, все это обеспечивает высочайший уровень инфобезопасности, нужный в современных условиях корпоративным заказчикам.

Что дальше?

Вендоры, создающие российские корпоративные мессенджеры, совершенствуют свои платформы, разрабатывая новые функции и расширяя имеющиеся возможности. Для успеха на этом динамичном рынке вендору нужно технологическое лидерство. Поэтому следующее поколение – это мессенджер, помещенный в криптоконтейнер или поддерживающий 100+ активных участников в рамках одной видеоконференции. На российском рынке уже появляются первые решения подобного уровня.

Мессенджеры продолжат свое функциональное развитие и проникновение в корпоративную среду, превращаясь в платформы для универсальных коммуникаций. Для работников, среди которых все больше людей из «поколения Z», мессенджеры более привычны, чем «тяжелые» ВКС-системы и даже электронная почта – ими мало кто пользуется в повседневной жизни. Поэтому для решения рабочих задач в офисной практике мессенджеры будут применять все активнее.

Сергей Артемов, директор по развитию платформы корпоративных коммуникаций и мобильности, eXpress
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!