Rambler's Top100
Статьи
14 октября 2013

И.МЫЗГИН: Рынок услуг ЦОДов будет взрослеть под нажимом клиентов и конкурентов

Технологических революций в дата-центрах пока не ожидается, но сервисы не стоят на месте. Драйверами этого процесса являются и сами провайдеры, и их клиенты, и ситуация в экономике страны, и изменения законодательства.

Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №8-9`2013, «ЦОД, окажи услугу!».

Часть ХIV.

? «ИКС»: Ваши прогнозы развития ситуации на российском рынке услуг дата-центров: как будут меняться требования клиентов к предоставляемым сервисам?

Всеволод ЕГУПОВВсеволод ЕГУПОВ, руководитель отдела ICT, T-Systems CIS: Рынок услуг коммерческих ЦОДов будет расти, он находится сейчас на начальной стадии развития. Первые шаги сделаны, однако до зрелости еще очень далеко. Активному росту рынка могут способствовать приведение российского законодательства по персональным данным в соответствие с европейским, его корректировка в части избыточных требований. Помогут и большие проекты с широким освещением в бизнес- и отраслевых изданиях. Однако рынок ИТ в общем и коммерческих ЦОДов в частности нельзя рассматривать в отрыве от макроэкономических трендов. Темпы роста российской экономики, по некоторым оценкам, не превышают 2%. Поэтому ожидать скачкообразного роста на рынке ЦОДов и аутсорсинга я бы не стал.

Андриан БУШИНАндриан БУШИН, директор по развитию бизнеса, ActiveCloud by Softline: В ближайшие годы рынок ЦОДов продолжит активно расти – за счет как развития существующих площадок, так и ввода новых. Но чтобы повысить маржинальность базовых услуг, большинство дата-центров будут двигаться в сторону расширения спектра сервисов. Основными станут облачные услуги, в первую очередь IaaS. Спросом будут пользоваться и связанные с ними сервисы: администрирование, бэкап, создание для клиента гибридных и частных облаков на базе ЦОДа, аренда ПО и SaaS-сервисы.

Александр МАРТЫНЮКАлександр МАРТЫНЮК, директор проекта ЕРЦОД, «Ростелеком»: Спрос постепенно смещается в сторону более сложных услуг – виртуальных машин и облачных сервисов. Для данного типа продукта первостепенное значение имеют его цена и доступность. А что именно обеспечит доступность – надежность площадки или территориально распределенная сеть дата-центров среднего уровня надежности, – это дело оператора ЦОДов. В этом случае рынок получает шанс на строительство площадок в регионах, за пределами городов-миллионников, что, в свою очередь, снижает стоимость строительства и развивает экономику этих регионов. Важнейшими ресурсами становятся дешевая электроэнергия и земля в районах с прохладным климатом и налоговыми льготами. К сожалению, существенное развитие спроса на «сложные» сервисы (не colocation) на российском рынке естественным путем может произойти лишь через несколько лет. А при помощи крупных компаний и государства (традиционного локомотива инноваций в нашей стране) – заметно быстрее.

Александр МИРОНЕНКОАлександр МИРОНЕНКО, руководитель подразделения профессиональных сервисов, IT Business Schneider Electric:  С точки зрения вендора (поставщика сервиса для ЦОДов) высокоуровневый сервис – это неотъемлемая часть крупного дата-центра высокого уровня надежности. С ростом количества таких площадок модель их обслуживания неизбежно трансформируется. Мне кажется, большие собственные службы эксплуатации реорганизуются  и минимизируются, больше услуг будет отдаваться на аутсорсинг (при жестком внешнем контроле качества), будет больше SLA с гарантированным временем восстановления, обязательно появится внешнее управление инженерной инфраструктурой объекта. К такой схеме пришли (и не просто так) многие крупные западные площадки. Так что нет необходимости изобретать велосипед, нужно посмотреть, как это сделано (и успешно работает) в мире, трансформировать под местные условия и перенять. Хотя единого рецепта быть не может ни для больших площадок, ни тем более для маленьких.

Михаил ГРЕБЕННИКОВМихаил ГРЕБЕННИКОВ, директор направления ИБП и решений для ЦОД, Delta Electronics: Поскольку популярность корпоративных ЦОДов снижается, компании в ближайшие годы будут постепенно переходить к использованию услуг коммерческих дата-центров. Среди основных причин этого: отсутствие крупных единовременных капитальных вложений, небольшие сроки доступа к ИТ-ресурсам ЦОДа, гибкие пакеты аутсорсинговых услуг, высокий уровень компетенций технического персонала, дополнительная сервисная поддержка. Как показывает мировой опыт, крупные коммерческие дата-центры обладают большей рентабельностью и меньшим сроком окупаемости, нежели корпоративные. Бесперебойность работы в ближайшем будущем останется одним из главных требований клиентов к ЦОДам. Если первое требование, которое предъявляет западный заказчик к дата-центру, это высокая энергоэффективность, то в России это размер первоначальных и последующих расходов на ИТ в соотношении с качеством. Поэтому одним из требований будущего к российским дата-центрам будет экологичность и эффективность энергопотребления.

Денис АНДРИКОВДенис АНДРИКОВ, заместитель технического директора по работе с заказчиками, «Открытые Технологии»: На мой взгляд, отечественный рынок будет повторять модель развития западного, точнее, европейского – будут преобладать услуги типа greenfield (когда заказчик берет в аренду целый зал и делает всю внутреннюю начинку сам) и облака. В ближайшее время популярной услугой станет восстановление данных и их надежное хранение. При этом в качестве локации будут выбираться регионы за Уралом (такие как Иркутск) и за рубежом в Европе (к примеру, Швейцария и Польша). Росту услуг будет способствовать курс ИТ на оптимизацию затрат и повышение своей эффективности и полезности для бизнеса.

Дмитрий МОРОЗОВДмитрий МОРОЗОВ, ведущий системный инженер, ГК CUSTIS: При передаче сервисов в коммерческий ЦОД возникает вопрос об ответственности провайдера за простои бизнес-процессов заказчика из-за сбоев в работе ЦОД. Но на данный момент лишь немногие поставщики готовы взять на себя финансовую компенсацию потерь клиентов. Цивилизованным выходом из ситуации было бы страхование таких рисков, но пока на российском рынке не существует подобных предложений.

Игорь МЫЗГИНИгорь МЫЗГИН, коммерческий директор представительства DEAC в России: Российский рынок услуг дата-центров будет вынужден взрослеть под нажимом клиентов с одной стороны и провайдеров услуг дата-центров из Прибалтики, Скандинавии, Восточной Европы с другой стороны. Все большую роль будут играть вопросы экономики в процессе заключения договора между заказчиками и операторами дата-центров. Рынок ждет консолидация, операторы дата-центров, которые управляют одной площадкой или несколькими маленькими (10-50-100 стоек на площадку) будут вынуждены продаться крупным игрокам рынка и уйти с рынка. Все игроки рынка начнут переносить акценты с инженерных систем дата-центров на качество и отлаженность процессов эксплуатации и взаимодействия с клиентами.

Марк ВЕРЕЗУБОВМарк ВЕРЕЗУБОВ, начальник отдела маркетинга корпоративного рынка, "АКАДО Телеком": Согласно прогнозу в 2013 году рост спроса на аренду свободных площадей в дата-центрах по-прежнему будет опережать рост предложений. Подобная ситуация будет  сохраняться на протяжении нескольких лет. Требования клиентов к надежности дата-центров будут повышаться, а номенклатура сервисов вырастет. На службу поддержки клиентов ляжет  ответственность за понимание большего количества услуг, знание сервисов, предоставляемых компанией, а на техническую службу - бесперебойная работа оборудования и систем обеспечения ЦОД. Ну а здоровая конкуренция будет способствовать росту доли высокоуровневых сервисов дата-центров.

Виктор САВЕНКОВиктор САВЕНКО, директор дирекции эксплуатации, ОАО «РТКомм.РУ»: Требования к надёжности и безопасности будут только повышаться. В обозримом будущем мы видим более тесное взаимодействие заказчиков, операторов дата-центров, интеграторов и производителей оборудования. Не стоит забывать, что надежное ИТ-решение для заказчика и надежный дата-центр это все же разные вещи. По-настоящему качественное и надежное решение может быть достигнуто только совместными усилиями заказчика, специалистами оператора дата-центра и телеком-оператором. Зачастую такие решения имеют географическое разнесение с объединением сетевой инфраструктуры. Рост количества высокоуровневых сервисов дата-центров будет зависеть от роста качественной экспертизы специалистов дата-центров и большей вовлеченности во все стадии реализации проекта заказчика.

Ольга ОЖЕХОВСКАОльга ОЖЕХОВСКА, коммерческий директор OOO "Стек Телеком": Сейчас мы находимся на пороге очень интересного периода – периода становления облачных услуг. В случае, если облачные технологии займут то место на рынке, которое им пророчат, то это безусловно приведет и к изменениям в индустрии дата-центров. К примеру, может возникнуть парадоксальная ситуация, когда высокая  надежность инженерной инфраструктуры дата-центра будет отрицательно сказываться на бизнесе оператора – такой ЦОД дорог в строительстве и обслуживании, и соответственно, услуги для Клиента обходятся дороже. Облачные же технологии потенциально могут предложить аналогичный уровнь надежности за счет распределения ресурсов внутри одного или нескольких дата-центров с менее надежной инженерной инфраструктурой, что будет обходиться дешевле и для оператора и для клиента. В свое время мы наблюдали бурное строительство коммерческих дата-центров, но только часть из них смогла найти и реализовать правильную комбинацию из инженерного решения, позиционирования на рынке и бизнес-процессов, которая позволила найти своих клиентов и потенциал для дальнейшего развития. Полагаю, что в ближайшие несколько лет число коммерческих дата-центров должно скорректироваться в меньшую сторону, но при этом произойдет значительный рост мощностей оставшихся игроков.

Андрей КОВАЛЕВАндрей КОВАЛЕВ, директор по корпоративным решениям, «Dell Россия»: Я думаю, что с развитием информационных технологий будут развиваться и сами услуги, предоставляемые дата центрами. Появление первых историй успеха, конкретные результаты использования облачных технологий и понимание реальной экономии средств организации, - все это послужит неким спусковым механизмом для «взрывного» развития рынка облачных услуг.

Юрий ОЖЕГОВЮрий ОЖЕГОВ, руководитель департамента инженерных систем зданий и дата-центров Группы Optima: Требования клиентов к надежности ЦОДов с течением времени будут, безусловно, повышаться, однако в данном вопросе необходимо взвешенно подходить к оценке требуемых мощностей оборудования. Зачастую, если говорить о коммерческих ЦОДах, предоставляя услуги по размещению стоек, клиенты (я имею ввиду наши) не знают точно ни конфигурацию IT-оборудования, которое у них будет размещаться, ни его мощность, которую оно будет потреблять. Исходя из этого, необходимо организовывать инженерную инфраструктуру таким образом, чтобы при эксплуатации ЦОДа была возможность гибко размещать оборудование и иметь возможность варьировать конфигурациями без остановки ЦОДа и пермонтажа инженерного оборудования.

Владимир ТКАЧЕВВладимир ТКАЧЕВ, технический директор VMware в России и СНГ: По данным Gartner и IDC, четыре основные фактора будут оказывать существенное влияние на развитие рынка ЦОД в течение ближайших 10-ти лет: усиление внимание к экологичности и энегргоэффективности, новые подходы к дизайну, тенденция к уплотнению, и главное – виртуализация и развитие облачных вычислений. Тенденции российского рынка являются прямым отражением ключевых мировых трендов. Более того, за счет более позднего старта у России есть шанс воспользоваться самыми современными технологиями, обладающими, с одной стороны, всеми необходимым свойствами отказоустойчивости и надежности, а с другой – эффективности и гибкости.

Подготовила Евгения ВОЛЫНКИНА

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!