Информационная грамотность и социально-экономическое развитие (статья)
Сегодня ученые и практики рассматривают в основном два вида экономики: традиционную индустриальную и развивающуюся экономику знаний. В основе последней лежит информация. Поэтому информационная грамотность граждан является важнейшим фактором ее становления и развития. Соответственно, ключевая роль отводится методам и средствам измерения информационной грамотности и соответствующим индикаторам информационной грамотности.
Информационная цепочка образования (производства) знаний включает четыре стадии: создание, пакетирование, распределение и использование информации. Информационная грамотность охватывает навыки и квалификацию, необходимые при использовании этой информации и для их оценки требуются соответствующие индикаторы. Информационная грамотность является составным компонентом создания знания в цикле его производства. Этот цикл включает авторов, изобретателей, исследователей и другие категорий работников, которые производят новое знание в форме статей, книг, текстов, патентов. Знания в этих формах издатели пакетируют либо в виде книг, журналов, газет и др. твердотельных носителей, либо в виде баз данных на оптических дисках, контента веб-сайтов и других электронных носителей. Носители произведенной и обработанной информации, в свою очередь, накапливаются и распространяются книжными магазинами, библиотеками и другими информационными поставщиками, чтобы удовлетворить потребности научных работников, преподавателей, студентов, бизнесменов и иных слоев общества.
|
|
|
Характеристики |
Индустриальная экономика |
Экономика знаний |
Ресурсы |
Материалы труднодоступны и стоят дорого |
Информация в большинстве случаев широко доступна по приемлемой стоимости |
Использование
ресурсов |
Материалы исчерпываются в процессе использования для выпуска продукции и требуют затрат при их пополнении |
Информация доступна для распространения и может аккумулироваться при ее использовании |
Долговечность |
Материалы обычно не меняются и не портятся со временем |
Информационные потребности постоянно изменяются, а качество информации быстро ухудшаться – она устаревает |
Распределение |
Материалы и продукция требуют транспортировки и стоимость этого определяется местом нахождения того и другого и доступом к ним |
ИКТ-инфраструктура распространения существуют, а информация (материал) и знания (продукция) могут распределяться в широких пределах |
Собственники и законы |
Продукты могут быть запатентованы, доступ к ним проконтролирован, а налоги получены |
Знания могут создавать трудности для регулирования и налогообложения |
Ценообразование |
Цена обычно фиксируется исходными затратами (накладные расходы), трудоемкостью и транспортными расходами |
Цена в основном определяется затратами на Интернет и может сильно зависеть от контекста |
Все существующие стандарты основаны на том, что достижение информационной грамотности являются непрерывным процессом (континуумом) как с позиции средств или методов, требуемых на различных этапах и уровнях обучения человека, так и в смысле того, что применяемые средства используются интегральными способами, а не как строго линейные последовательные процессы. Так в ходе получения образования развитие информационной грамотности начинается на самой ранней стадии в школе и продолжается при получении высшего образования и в ходе последующего пожизненного обучения. В более развитых странах развитие информационной грамотности объединяется с получением навыков по использованию ИКТ, поскольку в настоящее время цифровые технологии и электронные базы данных являются первичным источником получения информации. Таким образом требуется объединение познавательных и технических навыков, необходимых в процессе доступа к информации и ее использования. Непрерывность процесса достижения людьми информационной грамотности, определяемая существующими стандартами, может быть представлена в виде структуры на рис. 1.
Информационная грамотность рассматривается как центральный элемент во многих моделях, описывающих компетентность взрослых людей. Например, как показано на рис. 2, умения писать, читать и считать являются базовыми навыками; затем следуют навыки по использованию современных ИКТ-технологий, электронных СМИ, средств коммуникаций и сетевых технологий. Наконец, на самом высоком уровне располагается информационная грамотность, которая охватывает умение идентифицировать информационные потребности, определять местонахождение информации, восстанавливать, оценивать и использовать информацию, а также соблюдать права интеллектуальной собственности передаче информации и знаний. Специалисты утверждают, что все эти навыки действительны в каждом обществе независимо от социально-экономического развития страны. Модель последовательного развития навыков и квалификации людей
представлена на рис. 2.
|
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ
|
|
Определение и озвучива-ние инфор-мационных потребностей |
Поиск и доступ к информации |
Оценка качества информации |
Организация информации |
Использо-вание информации |
Распрост-ранение и этичное использо-вание информации |
Другие информа-ционные навыки |
|
ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ
|
Использование цифровых технологий |
Использование средств передачи |
Использование сетевых технологий |
Просеивание сообщений СМИ |
Анализ сообщений СМИ |
Другие навыки в области ИКТ/СМИ |
|
НАВЫКИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИКТ И ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ
|
|
Умение читать |
Умение писать |
Умение считать |
Другие базовые навыки |
|
|
БАЗОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
|
|
|
|
Умениеговорить |
Умение выслушивать |
|
|
|
ЛИЧНЫЕ КОНТАКТЫ
|
|
|
|
Умение мыслить |
|
|
|
ПРЕДПОСЫЛКИ
|
На рис. 3 приведена иерархическая модель развития базовых навыков. С одной стороны, высшее образование опирается на общие базовые знания, полученные в процессе доинститутского образования. С другой стороны, полученные навыки являются фундаментом для последующего профессионального образования в ходе пожизненного обучения.
См. также статью В. Дрожжинова и А.Штрика «ИКТ как поддержка деятельности законодательной власти»
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!