Рубрикатор |
Блоги | Вера ШУЛЬЦЕВА |
Новогодний подарок от Телекома
30 декабря 2007 |
Без волшебства, но с вдохновением: уроки французского
Любопытно, что впервые 20 послевоенных лет V республика как бы забыла о развитии телефонной связи. По уровню телефонной плотности страна была на одном из последних мест среди ведущих партнеров мира. Отрасль еле «перебивалась» на самофинансировании. А это ограничивало ее рост до 5% в год. К концу 60-х гг. вопиющее отставание телекоммуникаций от нужд экономики стало очевидным. Принимаются экстренные меры. Телекоммуникации получают мандат хозяйственно-стратегического приоритета. Утверждается беспрецедентная в этой области программа форсированного строительства в предельно сжатые сроки. И напрасны были надежды администрации связи на помощь государства – не дало ни сантима. Протекционизм осуществлялся иначе. Государство выступило гарантом всех финансовых и инвестиционных проектов ведомства, освободило его от налогов и стимулировало национальную индустрию средств связи. Администрация связи создала свой собственный оригинальный механизм финансирования «извне». В итоге за 20 лет ею было аккумулировано $800 млрд., или в пересчете на одного жителя $130. В отдельные годы инвестиции были даже выше нужд национальной обороны. Развитие телекоммуникаций становится национальной идеей, вопросом престижа государства. За 30 лет французская администрация подняла планку с 9 телефонов на 100 жителей до 60. В конце 70 годов подключение к телефонной сети стоило две минимальной зарплаты, а в 1993г. – лишь 10% одной, или иначе, жалование за 3 дня работы. За этой победой стояли 4 пятилетки (1971 - 1991) огромной работы, своего рода сплав воли, энтузиазма и нестандартных решений. Ценовая политика национального оператора шла в ногу с развитием сети. На старте ему повезло.
Тарифы. Базовые тарифы были высоки и эффективно управляли спросом. Корректировка потребовалась в период большого ускорения, когда в год вводилось до 2 млн. линий и важно было иметь такой же потенциальный спрос. Впрочем, в середине 80-х годов «тарифный сигнал» прозвучал по всей Европе, возвестив о начале новой эпохи в жизни телефона. Старый свет, презрев американскую модель тарифообразования, выбрал повременную систему оплаты. К тому времени во всех странах континента сектор местной связи был убыточен, тарифы не учитывали интенсивность нагрузки (длительность соединений было много ниже реальной себестоимости). Растущая конкуренция заставила операторов ориентироваться на конкретного потребителя. Вводятся льготные тарифы в определенные часы суток. Во Франции до 1884г. «работало» два тарифа: обычный – с 8.00 до 19.30 и льготный (50% скидки) с 19.30. до 8.00. Ситуация бала приемлема для 60-70 гг. Но когда сеть достигла 20 млн. абонентов и многие, приходя с работы, тут же « садились за телефон», нагрузка настолько возрастала, что сеть полностью блокировалась. И тщетны были попытки решить проблему технически. Ее решила только модернизация тарифной сетки, модулированной по часам суток и дням недели и, соответственно, эластичной к спросу. Тариф снижался плавно с шагом в 30%: обычный «красный» - 100%, «белый» - 70%, «голубой» -50%, «ночной голубой» - 35%. Теперь абонент стал выбирать время для разговора в зависимости от срочности и важности. Однако и тут оказалось много недовольных. Тариф повысился на 40%, в самые удобные рабочие часы! После длительных переговоров с представителями Ассоциации потребителей соглашение достигли путем компромисса. Оператор подарил обществу еще один льготный («обеденный») тариф с 12.00 до 12.30 со скидкой 30%. Эти полчаса использовались очень интенсивно, особенно на предприятиях, для передачи большой нагрузки, в т.ч. и факсимильных сообщений. Использовалась и широкая гамма «опционных» тарифов для крупной клиентуры. В экономике уже давно практикуется правило: кто много покупает и заранее платит – имеет скидку. Тут схема проста: пользователь платит больше за абонемент и «выигрывает» на трафике. Например, в 1985 г. France Telecom ввел новый тариф для предприятий, называемый «трафик плюс». Его условия: фиксированная месячная плата – на 40% дороже, трафик – на 50% дешевле. Порог выгоды для клиента оказался достаточно высок – не менее 5 тыс. франков в месяц за линию. В рамках формирования единого европейского рынка телекоммуникаций был декларирован главный принцип тарифной политики «ориентация на истинную стоимость услуг связи». Именно оттачивая этот инструмент, страны ЕС двигались к унификации цен в отрасли. Разумеется, не только стоимость лежит в основе тарифообразования. Существенное влияние на цену услуги в разные периоды истории оказывают общеконъюнктурные факторы финансовой и коммерческой политики, как в отдельной стране, так и у разных операторов. Но если придерживаться критерия соответствия цены и стоимости, то в сфере телекоммуникаций телефонная цивилизация шла именно по этому пути. А Франция, догнав своих партнеров по Содружеству по критерию зрелости, показала миру и пример государственной заботы о главном потребителе – населении. Много воды утекло с того времени. Но феномен развития телефонной связи в V-ой республике вошел в анналы учебной литературы и упоминается в ходе различных семинаров, посвященных психологии и этики современного бизнеса.
И в завершение, под Новый год хочется вспомнить не потерявшую своей актуальности и по сей день песнь о России, ибо - классика.
Неопалимая купина
Кто ты, Россия? Мираж? Наваждение?
Была ли ты? Есть или нет?
Омут ... Стремнина ... Головокруженье ...
Бездна ... Безумие ... Бред ...
Все неразумно, необычайно ...
Взмахи побед и разрух ...
Мысль замирает пред вещею тайной
И ужасается дух.
Каждый, коснувшийся дерзкой рукою,
Молнией поражен.
Карл под Полтавой; ужален Москвою,
Падает Наполеон.
Помню квадратные спины и плечи
Грузных германских солдат.
Год ... и в Германии русское вече:
Красные флаги кипят.
Кто там? Французы? Не суйся, товарищ,
В русскую водоверть!
Не прикасайся до наших пожарищ!
Прикосновение - смерть.
Реки вздувают безмерные воды,
Стынет в равнинах метель;
Бродит в качиле, качает народы
Русский разымчивый хмель.
Мы - зараженные совестью: в каждом
Стеньке - святой Серафим,
Отданный тем же похмельям и жаждам,
Тою же волей томим.
Мы погибаем, не умирая,
Дух обнажаем до дна ...
Дивное диво - горит не сгорая,
Неопалимая купина!
М. Волошин, Коктебель, 1923г.
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу