Рубрикатор |
Блоги | Алексей ШАЛАГИНОВ |
Парадокс приватности в цифровой экономике
16 октября 2017 |
Цифровая экономика объявлена государственным приоритетом. Казалось бы, всем ясны её выгоды, если даже президент РФ, которому, как говорят многие СМИ, избранную информацию из Интернета приносят в распечатанном виде, «проникся» преимуществами цифровой экономики.
Однако здесь есть ряд проблем и нюансов. И это вовсе не, не к ночи будь помянутый, «закон Яровой», страшный сон о котором заставляет вскакивать с постели в холодном поту операторов и интернет-провайдеров, которым ясна его меркантильная сторона («Где деньги, Зин?»), давным давно выраженная в песне Высоцкого "Диалог у телевизора".
Есть ещё довольно тривиальная вещь, о которой как-то не очень упоминается в масс-медиа, но которая представляет собой будущую проблему (по крайней мере одну из) для развития цифровой экономики, причём не только в нашей стране, но и во всём мире.
Это проблема приватности данных.
Одному из российских разработчиков систем Big Data для реализации проекта понадобились данные геопозиционирования пользователей от мобильного оператора. Хотя партнер был готов предоставить их в обезличенном виде, проект остановился в процессе согласования договора по причине отсутствии таксономии понятия «данные», в том числе степени их приватности: кому их можно и нельзя передавать, как именно это делать и пр.
Или вот, например, как осуществляется сбор всех доступных данных о клиенте в крупнейшем российском банке – ПАО «Сбербанк» (слайд из презентации Сбера на одной из конференций).
Первые два пункта (транзакции по картам и счетам, история подключения услуг) вопросов не вызывают – это та информация, которую банк получает о клиенте по роду своей деятельности.
Третий пункт – «история посещения сайтов», конечно, для банка представляет ценность, поскольку по ней можно составить некоторое представление о характере, наклонностях и предпочтениях клиента, чтобы оценить риск выдачи кредита тому или иному клиенту. Однако, понравится ли это самому клиенту, если банк будет собирать информацию о том, какие сайты он посещает? Это информация весьма чувствительная и конфиденциальная. Несмотря на то, что данные о посещённых клиентом сайтах можно найти у других компаний-партнёров, негласный сбор таких данных о клиенте явно превышает пределы приватности, принятые в обществе. Никому не понравится, когда кто-то в метро заглядывает через плечо в книгу, которую читает пассажир. Также вряд ли кому-то понравится, если некая организация, будет выяснять, «с кем он связан, и что он делает». Однако, банк, почему-то считает это нормой априори.
Системы электронного здравоохранения (eHealth) основаны на сборе данных с персональных датчиков, различных носимых устройств: датчиков пульса, кровяного давления, содержания сахара в крови, номенклатура которых постоянно расширяется. Выгоды такого подхода очевидны как для самого пациента (своевременность обращения к врачу и начала лечения, ранние предупреждения о возможных недугах), так и для общества и государства в целом (снижение затрат на здравоохранение, снижение уровня заболеваемости, повышение производительности труда и пр.). Однако, и это — весьма приватные данные, но передаются они по сетям общего пользования и могут быть использованы теми, кто их собирает, не на пользу их источнику.
В общем, цифровая экономика потребует пересмотра еще не одной парадигмы общественного устройства.
* * *
Подпись под карикатурой — англоязычная игра слов.
- Mine — шахта, месторождение, добыча.
- Mine — моё.
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.