Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 07-08 2012
Лилия ПАВЛОВА  31 июля 2012

Этот умный, умный, умный мир

«Умный офис», «умный дом», «умный город» – термины будоражат воображение, они несколько туманны, и трактовать их можно как угодно, что и происходит сплошь и рядом. Но их технологическая основа вполне конкретна, считает Николай ШКОЛЬНИКОВ, руководитель отдела маркетинга и продаж АТС, Panasonic Россия.

Николай ШКОЛЬНИКОВ, руководитель отдела маркетинга и продаж АТС, Panasonic Россия– Понятие «интеллектуальный офис» («умное здание») известно с 70-х годов 20-го века. Что за ним стоит сегодня, как вы считаете?

– Я думаю, сегодня ситуация с определением «умных» зданий, городов и в целом планеты напоминает ту, что была лет пять назад с унифицированными коммуникациями. Каждый поставщик программно-аппаратных средств связи вкладывает в это понятие ровно то, что считает нужным. И каждый заказчик толкует его по-своему. В нашем понимании ядро коммуникаций – это все-таки телефония. Сейчас предприятия в России повсеместно переходят на IP-телефонию. Может быть, не так быстро, как во всем мире, поскольку переход на IP у нас долгое время тормозился из-за слабого развития инфраструктуры, особенно в регионах. Теперь мы видим бурный рост рынка именно в этом сегменте. И IP-телефония уже не просто перспективное, а очень своевременное направление, приносящее ощутимую пользу, причем не только с точки зрения экономии на дальней связи, но и при построении внутренних бизнес-процессов – организации рабочих мест, в том числе удаленных, создании распределенных call-центров в разных городах, построении общей телефонной инфраструктуры для компаний с федеральной географией. Переход на IP происходит практически во всех сферах – в госсекторе, банках и страховых компаниях, крупных операторских компаниях, ритейле, нефтегазе, энергетике…

  – То есть «интеллектуализация» компаний напрямую связана с IP-телефонией?

– Точнее, с IP-технологиями. Если говорить о России, то на «чистую» IP-телефонию заказчики переходить все же не готовы. Исключение – Москва и Санкт-Петербург, где хорошо развита IP-инфраструктура и можно не переживать за надежность такой связи. В регионах же популярны гибридные решения: IP-составляющая уже обязательна, но пока в пропорции 50 на 50 с традиционной телефонией. На такие гибридные решения мы видим повышенный спрос, поскольку IP-технологии позволяют на надежную «железную» основу в виде телефонной станции или сервера нарастить с помощью ПО практически любые дополнительные сервисы, которые в телефонии традиционной были просто невозможны. А главная задача IP-платформы – объединить все виды связи и обеспечить доступность каждого сотрудника, где бы он ни находился и какой бы терминал ни использовал. Цель понятна – повысить производительность труда персонала.

  – Как «офисный интеллект» будет наращиваться в ближайшие годы?

– Он обратится к облачным сервисам, которые сейчас на слуху, но пока в нашей стране в полную силу не заработали. В США и Западной Европе облачные технологии уже широко используются – и наши коллеги, которые занимаются станционным бизнесом, ощутили это года три назад: рынок «железных» решений значительно снизился. Чтобы покрыть пока потенциальные для России потери в бизнесе телефонных станций, мы вывели на рынок линейку SIP-терминалов – оконечного оборудования для виртуальных и программных IP-АТС. Мы ожидаем, что в ближайшие годы в России начнется бум виртуализации – и у нас уже сейчас есть что предложить этому сегменту рынка. Кстати, большинство российских операторов это оборудование уже протестировали, что немаловажно, поскольку SIP – недостаточно стандартизованный протокол. Вопрос совместимости терминального оборудования с сервисами ведущих SIP-операторов мы считаем ключевым, а тестирование – обязательным.

  – Какова, на ваш взгляд, роль видеотехнологий в «интеллектуальных офисах»?

– История видеокоммуникаций достаточно длинная. Изначально это были дорогие аппаратные решения. Но каналы передачи данных не всегда позволяли обеспечить живое общение – то плохо слышно, то плохо видно, то картинка разваливается. Сейчас ситуация стремительно меняется: развитие IP-инфраструктуры в регионах уже позволяет организовывать живое общение по IP в Full HD-качестве, что существенно сокращает расходы на командировки и ускоряет процесс принятия решений в крупных компаниях. Иначе говоря, системы видеоконференцсвязи из дорогой игрушки постепенно превращаются в эффективный инструмент бизнеса. Соответственно, на рынок выводятся решения, поддерживающие передачу видео Full HD-качества. Таких решений уже много. Продвигать их начали лидеры этого рынка Polycom и Cisco (Tandberg), а затем появилось много относительно новых вендоров, и в прошлом финансовом году мы тоже вывели на рынок собственные системы ВКС Full HD-качества. Мы вышли в этот сегмент рынка достаточно поздно, но старт оказался успешным.

Во многом успех обусловлен олимпийским проектом: поскольку Panasonic является спонсором игр в Сочи, Олимпийский комитет выбрал наши системы ВКС как основные для своих видеокоммуникаций. Сейчас на олимпийских объектах (не только в Сочи, но и в Москве) установлено около 20 систем, еще порядка 50 будет установлено в этом году.

Заказчика в таких системах в первую очередь интересует качественная связь. Если мы заявляем Full HD – это означает, что картинка будет стабильно качественной, без каких-либо артефактов; что система будет сама следить за полосой пропускания, подстраивать картинку и улучшать ее при возникновении нормальных условий передачи данных. Живое общение – одно из ключевых требований. Второе требование – многоточечность видеоконференций. И третье – возможность интеграции в эту систему всевозможных мобильных приложений для видеоконференций (Skype, видеософтфон и др.), чтобы к ней можно было подключиться из любой точки. Третье требование в реализации наиболее сложное. Интеграция разных видов оборудования, разных протоколов – нетривиальная задача. Не всем она по силам, но в перспективе мы ожидаем спрос именно на такие решения.

  – В итоге олимпийский Сочи станет «умным городом»?

– Там есть элементы «умного города». Это, в частности, уже установленные и планируемые наши системы безопасности с использованием видеонаблюдения для новых трасс, дорог, туннелей; это системы видеоконференцсвязи.

– Насколько высока потребность «умных» зданий и городов в интеграции систем ВКС и видеонаблюдения? Следует ли ожидать сведения этих технологий к единым стандартам кодирования, управления, транспорта, к единым протоколам передачи данных?

– Такие задачи клиенты периодически ставят и готовы платить за подобную интеграцию большие деньги. На олимпийских объектах, когда эта задача возникала, мы ее решали. И чем дальше IP-технологии развиваются, чем дальше развиваются продукты – тем больше таких задач. В принципе на базе IP с использованием соответствующего ПО интегрировать можно все. Системы ВКС рано или поздно придется интегрировать с телефонными станциями, IP и не-IP. Все чаще заказчики запрашивают видеософтфоны, которые позволяют выходить за пределы корпоративной сети, и т.д. Построенные на разных протоколах коммуникационные решения приходится интегрировать, но я бы не сказал, что объединение всего со всем – сейчас такой уж значимый тренд. На сегодняшний день это нужно только наиболее продвинутым заказчикам.

  – К слову об «умных городах»: Panasonic с прошлого года реализует собственный проект строительства «умного города» Фуджисава недалеко от Токио, а в этом году в альянсе с еще тремя компаниями выиграла конкурс на разработку концепции развития «умного города Сколково». Вероятно, у компании есть собственное видение Smart City?

– Обладая, скажу без ложной скромности, самым большим портфелем решений для бизнеса, компания действительно участвует в разработке проекта «умного города Сколково». Сейчас в стадии разработки техническое задание, где предусматривается задействовать системы видеонаблюдения, безопасности, решения для образования, системы визуализации, телефонии, ВКС и прочие новейшие технологические решения.

В Сколково планируется использовать энергосберегающие технологии, экотехнологии, технологии централизованного управления городскими службами, системы автоматизированного управления и регулирования транспортных потоков. При этом особое внимание уделяется экологии. Надо сказать, в Японии вообще и в Panasonic в частности делается большой упор на экологию, чтобы все рукотворные объекты воздействовали как можно меньше на окружающую среду, потребляли как можно меньше энергии и выделяли как можно меньше вредных выбросов. Кстати, к столетию бренда в 2018 г. Panasonic намерена стать первой среди экотехнологичных компаний. В России, к сожалению, эта тема пока непопулярна. Ресурсы экономить не привыкли, ни человеческие, ни природные. Вот появилась надежда, что Сколково продемонстрирует другой подход. В нашей стране, на мой взгляд, пока нет объективных предпосылок для построения «умных городов». Для создания концепции на перспективу – наверное, да.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!