Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Медведев: ЕГАИС не пошла

27 мая 2009

Спустя три года после запуска ЕГАИС президент России Дмитрий Медведев признал неработоспособность системы и выдвинул идею отказа от нее. Однако участники рынка, потратившие несколько миллионов долларов на внедрение ЕГАИС, не хотят, чтобы государство прекращало ее работу.

«Еще до введения в действия ЕГАИС у меня была полная уверенность, что это ничего не даст, - заявил на встрече с представителями крупного бизнеса президент России Дмитрий Медведев. - К сожалению, в итоге так оно и произошло». Как передает РБК, Медведев поинтересовался у бизнесменов их мнением относительно возможной отмены системы, и получил положительный ответ.


В
2005 г. Госдума приняла Закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», предусматривающей введение соответствующей «Единой государственной автоматизированной информационной системы учета» (ЕГАИС). Первая очередь системы должна была заработать для импортеров и производителей с 1 января 2006 г., с 1 июля того же года система должна была перейти на автоматический режим (получение данных со счетчиков производства и их передача по сети в Федеральную налоговую службу (ФНС), а ее действие должно было распространиться и на оптовых торговцев. Однако к назначенной дате система так и не смогла заработать: мешали и технические недоработки, и отсутствие нормативной базы (регламентирующее работу ЕГАИС постановление правительства было принято лишь спустя несколько месяцев).


В результате летом
2006 г. из продажи в России полностью исчез крепкий алкоголь. Из-за возникшего крупного общественного скандала правительство разрешило вводить данные вручную и перенесло срок ввода счетчиков в эксплуатацию (впоследствии дата переносилась еще два раза, последний раз - на 1 ноября 2008 г.). На разработку системы государственное предприятие НТЦ «Атлас» потратило, по оценкам экспертов, около $20 млн. В 2007 г. ставшая ответственной за ЕГАИС налоговая служба провела тендер на разработку новой версии системы, победителем стал "Главный научно-исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы», стоимость проекта составила 420 млн руб. Общий размер затрат алкогольной отрасли на ЕГАИС составил порядка $300 млн, а убытки от невозможности реализации алкогольной продукции исчислялись миллионами долларов ежедневно.


Постепенно власти начали отказываться от ЕГАИС: в
2006 г. из под действия системы вывели производителей парфюмерной продукции, в 2007 г. – оптовых продавцов. Теперь же президент озвучил идею о полном отказе от ЕГАИС. Правда, участники рынка не спешат этому радоваться. «Сама идея ЕГАИС правильная, - говорит директор по связям с общественностью холдинга «Синергия» Прохор Малютин. - Просто по ряду причин она не была до конца реализована».


По оценкам Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя, рынок нелегальной алкогольной продукции с $45 млн в
2005 г. вырос до $53 млн в 2007 г.. «Конечно, ЕГАИС далека от идеала, ее внедрение началось преждевременно, к тому же выяснилось, что система не является панацеей от поддельной продукции, - говорит CNews начальник управления информации «Росспиртпрома» Дмитрий Добров. - Однако система все-таки работает, а на ее внедрение и закупку оборудования было потрачено немало средств: в 2006 г. крупный ликеро-водочный завод затратил на соответствующие мероприятия в среднем 1,3 млн руб, впоследствии пришлось закупать новое программное обеспечение». По мнению Доброва, на сегодняшний день государству было бы нелогично отказываться от этого.


«ЕГАИС изначально была обречена на провал: это попытка узкого круга лиц поставить под контроль целую отрасль, сопротивление этому оказывалось повсеместно», - отмечает координатор проекта «Либертариум» Анатолий Левенчук. По мнению эксперта, от дальнейшей эксплуатации системы надо обязательно отказываться. «Во всех учебниках экономики написано, что нельзя продолжать поддерживать неудачный процесс только на том основании, что на него уже были затрачены немалые средства, - говорит Левенчук. - Потраченные деньги надо списывать в убыток, тем более что участники алкогольного рынка прекрасно осведомлены о серьезном госрегулировании данной сферы деятельности и должны были учитывать соответствующие риски».

 

Источник: CNews

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.