Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Большинство российских компаний не готовы к цифровой экономике

17 октября 2017

Индекс готовности российских компаний к переходу к цифровым технологиям составил 36 п.п. из 100 возможных. 

Зону риска формируют неподготовленность сотрудников к digital, низкий уровень использования каналов передачи и хранения информации, а также возможностей интернета для продвижения бизнеса.

К такому выводу пришли эксперты Аналитического центра НАФИ и Фонда «Сколково» в рамках совместного исследования, приуроченного к старту Московского международного форума «Открытые инновации-2017».

Методика исследования базируется на индексе International Digital Economy and Society Index (I-DESI), применяемом Европейской Комиссией для анализа уровня развития цифровой экономики по странам Европейского союза и 15 государств, включающих Австралию, Бразилию, Канаду, Китай, Израиль, Японию, Республику Корея, Мексику, Новую Зеландию, Норвегию, Россию, Швейцарию, Турцию и США.

Фокусные точки исследования – принятые в мировом сообществе измерения цифровой экономики: инфраструктура для цифровых технологий; развитость услуг связи, хранения и передачи информации; развитие человеческого капитала; «цифровизация» бизнеса, включая уровень автоматизации внутренних процессов; информационная безопасность; регуляторная среда и барьеры для развития цифровых технологий.

В состав выборки вошли как компании из «традиционных» отраслей экономики, так и 120 высокотехнологичных стартапов, получивших статус участников проекта «Сколково». Подобный подход к формированию выборки преследовал две задачи. С одной стороны, сегмент высокотехнологичных стартапов – это среда компаний нового экономического уклада, которые способны выиграть из-за перехода к цифровой экономике. С другой стороны, именно компании «традиционных» секторов могут столкнуться с большими рисками при переходе на новую цифровую модель, и эти риски должны быть обозначены.

Индекс готовности к переходу к цифровым технологиям

По результатам исследования технологической инфраструктуры, уровня развития человеческого капитала и процессов автоматизации в компаниях, а также понимания информационной безопасности и законодательства в сфере цифровой экономики был построен Индекс готовности к переходу к цифровым технологиям. Компании из традиционных секторов имеют низкий уровень готовности к переходу на новую «цифровую модель» (36 п.п. из 100 возможных). Оценка готовности среди высокотехнологичных стартапов-участников исследования на 10 п.п. выше – 49 п.п. Основная проблемная зона для обеих групп компаний – низкий уровень развития человеческого капитала (20 п.п. среди высокотехнологичных стартапов и 7 п.п. среди традиционных компаний).
Инфраструктура для цифровых технологий, уровень развития услуг связи, хранения и передачи информации

Более 70% предпринимателей в традиционных компаниях и абсолютное большинство высокотехнологичных компаний (90%) пользуются широкополосным доступом в Интернет. При этом уровень использования других услуг по хранению и обработке данных, пока, за исключением высокотехнологичных стартапов, находится на существенно более низком уровне. Мобильным интернетом пользуются 52% традиционных и 85% высокотехнологичных компаний, серверами и дата-центрами – 33% и 63%, а облачными сервисами – 25% и 66% соответственно.

Развитие человеческого капитала


Российские компании в целом уделяют сравнительно низкое внимание обучению сотрудников в области цифровых технологий. За последние 6 месяцев 8% традиционных компаний проводили централизованные образовательные программы или оплачивали тренинги и мероприятия по выбору сотрудников. Высокотехнологичные стартапы показывают более высокий уровень активности: образовательные программы в области цифровых технологий внедрены у 33% респондентов.
Уровень «цифровизации» бизнеса

Большинство компаний-респондентов представлены в сети интернет (63% у традиционного бизнеса и 79% у высокотехнологичных стартапов). Однако, лишь половина компаний имеют полноценные сайты с детальной информацией о компании, ее продуктах и услугах (43% среди традиционных и 58% среди высокотехнологичных компаний). Менее половины компаний имеют собственные страницы в социальных сетях или используют цифровые каналы общения в мессенджерах (28% у традиционного бизнеса и 47% у высокотехнологичных стартапов).

Более половины компаний частично внедрили электронный документооборот (64% среди традиционных и 68% среди высокотехнологичных компаний), однако порядка 17% традиционных и 10% высокотехнологичных участников опроса все еще ведут документооборот полностью в бумажном виде.

Для автоматизации бизнес-процессов компании, преимущественно, используют различные неспециализированные решения, доля комплексных ИТ решений не превышает 20-30%.

Информационная безопасность

Результаты опроса показали, что около 20% респондентов столкнулись с информационными атаками, которые повлекли финансовые потери. При этом доля подвергшихся информационным атакам примерно равна как для традиционных компаний, так и для высокотехнологичных стартапов. Более 30% респондентов оценивают угрозы в области информационной безопасности как вероятные.

Цифровое государство: услуги и регулирование


Опыт использования различных видов государственных услуг в электронном виде имеет 53% компаний из традиционных отраслей и 64% среди высокотехнологичных стартапов, при этом около 30% оценивают этот опыт как положительный и лишь 6-7% - как негативный. Опрос позволил выявить набор ключевых регуляторных барьеров, которые, по мнению респондентов, препятствуют переходу бизнеса на цифровую модель. В их числе – низкое качество информации в общедоступных и закрытых базах, низкий уровень поддержки со стороны государственных органов, отсутствие стандартов в законодательном регулировании и т.д. (подробнее см. таблицу 11.)

Одной из ключевых проблем также является низкий уровень осведомленности о соответствующей государственной программе (61% респондентов из традиционного сектора и 24% среди высокотехнологичных стартапов не осведомлены о ней).
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.