Rambler's Top100
 
Все новости Новости отрасли

Болельщики Чемпионата мира по футболу 2018 могут стать жертвами интернет-мошенников

06 февраля 2018

За последний год количество регистраций потенциально опасных доменных имен по тематике мероприятий FIFA и предстоящего мундиаля в России, выросло на 37% и продолжает расти. На данный момент таких доменов порядка 37 000.

Group-IB предупреждает о возрастающем риске приобретения фальшивых билетов и контрафактной атрибутики с использованием товарного знака ХХI Чемпионата мира по футболу FIFA 2018.
 
Первый «сигнал» в Group-IB получили в рамках работы по стороннему кейсу. В компанию обратился пользователь с жалобой на интернет-мошенников, которые не доставили ему товар. Проанализировав инфраструктуру сайта, с которого был сделан заказ, аналитики компании обнаружили его связь с группой других ресурсов. Среди них – страницы по продаже билетов на различные мероприятия, а также доменные имена, связанные с Чемпионатом мира по футболу 2018. Создав соответствующие поисковые запросы и отфильтровав нерелевантные, система Group-IB выявила тысячи сайтов, эксплуатирующих в названии слова «FIFA», «Russia», «WorldСup2018», «tickets», «чемпионат мира» и их различные комбинации.


Рост количества доменов, связанных с брендом FIFA, за 20 лет (Group-IB, 2018)

Первые домены такого рода начали появляться еще в 1996 году, примечательно, что они существуют до сих пор. Часть ресурсов были зарегистрированы после объявления России хозяйкой Чемпионата мира'2018 (официально об этом было объявлено 2 декабря 2010 года от лица представителей Международной футбольной ассоциации в Цюрихе), другие появились совсем недавно.

Растущая угроза: динамика появления доменов под ЧМ’2018

Проследив динамику, эксперты Group-IB зафиксировали ежегодный рост количества доменов: сейчас их порядка 37 000. Резкое увеличение началось в 2014 году, когда было зарегистрировано порядка 3 тыс имен, в 2015 – 4 тыс, в 2016 – 5,5 тыс, а в 2017 еще 13,5 тысяч. Как минимум 1500 доменов были созданы целенаправленно под Мировой турнир по футболу FIFA в России: в их названии присутствуют наименование события, страны или города, год проведения и другие атрибуты. Цели регистрации таких доменов могут быть разными: незаконная реализация билетов и контрафактной продукции, кража платежных реквизитов и других данных пользователей с помощью фишинга, распространение вредоносного программного обеспечения, киберсквоттинг и другие распространенные мошеннические схемы. В компании отмечают, что часть доменов активны уже сейчас, часть – зарегистрированы, но пока не содержат контента.

«Как показывает практика защиты сочинских Олимпийских игр 2014, с приближением к дате начала мероприятия активность мошенников, стремящихся нажиться на массовом ажиотаже вокруг события международного масштаба, резко возрастает, – комментирует Андрей Бусаргин, директор направления Brand Protection Group-IB. – Опасность состоит в том, что на каждом неактивном сейчас домене в любой момент может появиться противоправный контент: от контрафакта и фишинга до предложения «серых схем» приобретения билетов или попросту развода на деньги.  Если у вас есть зарегистрированный домен и оплачен хостинг, «поднять» на нем фишинг-сайт и запустить его продвижение можно всего за пару часов.  Риски, которые несут в себе тысячи этих доменов, нельзя игнорировать. Мы считаем необходимым предупредить болельщиков о том, что и билеты, и атрибутика должны приобретаться только на официальных сайтах: любые другие предложения – это обман».


Как онлайн мошенники наживаются на крупных мероприятиях: основные этапы организации фишинг-атаки или запуска мошеннической площадки (Group-IB, 2018)

На волне ажиотажа


Изучая сложившуюся ситуацию, в Group-IB сталкивались с самыми разными вариантами мошенничеств. Так, в сети работают сайты и доступны объявления, владельцы которых предлагают билеты с накруткой более 500%.

Учитывая принятые FIFA меры безопасности и сложность процедуры приобретения и передачи билетов другим лицам, мошенники создают «серые схемы» онлайн-продажи билетов. «На досках объявлений встречаются предложения с фотографиями самих билетов, в то время как по правилам FIFA их доставка начнется в апреле-мае 2018 года, т.е. официальных билетов на руках ни у кого сейчас быть не может, – комментируют в Group-IB. – В телефонном разговоре владельцы сайтов по продаже билетов проявляют осторожность: они предлагают заключить договор и даже оставить 100% предоплату, но предупреждают, что билет якобы будет доставлен уже в апреле-мае. При этом отмечают, что в договоре не будет прописана покупка билетов на ЧМ’2018, на вопрос о конкретной формулировке собеседники отвечали уклончиво».

Специалисты Brand Protection Group-IB также обнаружили незаконное использование бренда ЧМ-2018 в контекстной рекламе. После ввода соответствующего запроса в поисковике («билеты ЧМ 2018», «билет на чемпионат мира 2018», «worldcup 2018 tickets» и др.), в ряде случаев на приоритетных рекламных позициях выводятся объявления с предложением покупки билетов, ведущие на неофициальные сайты, например, ticket-fifa2018.com.

Одновременно с мошенниками к мероприятию готовятся нелегальные продавцы. За 3 месяца количество предложений по запросам, связанным с ЧМ-2018, на популярных досках объявлений увеличилось в 12 раз: с 336 до 4200 штук. Чаще всего предлагают приобрести монеты, футболки, брелоки, талисманы. Сейчас активны более 200 групп в ВКонтакте, неправомерно использующих символику ЧМ-2018 или нелегально реализующих сувенирную продукцию. Есть примеры групп, которые предлагают своеобразную услугу помощи с приобретением билетов.


Общее количество предложений о продаже нелегальной сувенирной продукции на досках объявлений с символикой ЧМ-2018 с ноября по январь (Group-IB, 2018)

В Group-IB резюмируют: «Отслеживать «спящие» еще неактивированные ресурсы и постоянно мониторить возникновение новых – необходимое и логичное действие. То, что подобные сайты до сих пор не заблокированы, говорит об отсутствии или крайне низкой эффективности принимаемых мер по защите бренда ЧМ2018 в онлайн-пространстве. Но самое главное, что от действий мошенников, постоянно разрабатывающих новые сценарии обмана с целью выманивания конфиденциальной информации или денежных средств, могут пострадать и российские, и международные болельщики. Необходимо как можно скорее принять соответствующие технические меры для выявления и устранения этих угроз. Тем более, что подобный опыт в России есть: в преддверии сочинской Олимпиады удалось устранить более 1500 фактов нелегального распространения билетов на 80 ресурсах и 335 случаев неправомерного использования олимпийского символики на 320 ресурсах, включая Facebook, Vk.com, Avito, Ebay».

Отметим, что в России действует федеральный закон, который запрещает использование символики международной федерации футбола и продажу входных билетов организациями без заключения соответствующего договора с FIFA или его уполномоченными организациями. За спекуляцию и подделку билетов на ЧМ-2018 будут грозить штрафы от 50 тысяч до 1,5 миллионов рублей, соответствующий законопроект был одобрен Советом Федерации 31 января.
 

Источник: Group-IB

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.