Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

НАФИ провел первый замер Индекса цифровой финансовой грамотности жителей России

01 февраля 2023

Большинство жителей России имеют средний или высокий уровень цифровой финансовой грамотности (87%), разбираются в цифровых финансовых продуктах и осведомлены о возможных рисках мошенничества в цифровой среде. 

Вместе с тем почти каждый третий не знает, что небезопасно совершать денежные переводы и платежи, подключаясь к интернету через общедоступный Wi-Fi (31%), никогда не меняет пароли на сайтах для онлайн-покупок (38%), а также считает криптовалюту полноценным платежным средством (38%).

Аналитический центр НАФИ более 10 лет измеряет уровень финансовой грамотности россиян. С 2018 года измерение проводится по международной методологии ОЭСР*, а с 2022 года, в соответствии с обновлением данной методологии, измерение финансовой грамотности пополнилось таким показателем, как индекс цифровой финансовой грамотности.

Цифровая финансовая грамотность предполагает знание базовых цифровых финансовых понятий, отражает умение человека принимать взвешенные решения в обращении с финансовыми продуктами в интернете, а также его осведомленность о цифровых финансовых рисках.

Ранее НАФИ исследовал отдельные аспекты цифровой финансовой грамотности, но комплексный подход и оценку в формате индекса представляет впервые.

Индекс цифровой финансовой грамотности измеряется в баллах и в 2022 году для России он составил 5,63 балла из 10 возможных.

Более чем две трети россиян (70%) демонстрируют средний уровень цифровой финансовой грамотности. Чаще всего к этой категории относятся женщины (73% против 63% мужчин), жители городов (73% против 61% жителей сельской местности) и одинокие россияне (81%).

17% россиян имеют высокий уровень цифровой финансовой грамотности. Портрет наиболее подкованного в цифровой финансовой среде – мужчина старше 45 лет, имеющий более 3 человек в семье и проживающий в небольшом городе.

13% россиян имеют низкий уровень цифровой финансовой грамотности.

Измерение цифровой финансовой грамотности предусматривает оценку цифровых финансовых знаний, установок и поведения.

Цифровые финансовые знания

Большинство россиян имеют высокие знания о финансовых продуктах. Две трети опрошенных (66%) хорошо понимают принцип использования персональных данных в интернете, а 49% осведомлены о необходимости подписания цифрового финансового договора для того, чтобы он считался действительным.

Однако среди жителей нашей страны распространены заблуждения в отношении криптовалюты. Так, 38% опрошенных считают, что криптовалюту можно использовать в качестве законного платежного средства. Чаще всего такое неверное убеждение разделяет молодежь (каждый второй молодой человек от 18 до 34 лет – 50%) и те, кто имеет хорошее материальное положение (48%).

Цифровые финансовые установки

Большинство россиян имеют верные установки в отношении возможных рисков пользования сайтами для онлайн-покупок:
  • 81% опрошенных согласны с тем, что прежде, чем проводить оплату в интернете, нужно убедиться в безопасности сайта;
  • 56% считают важным читать условия и пользовательские соглашения перед онлайн-покупкой.
Однако осведомленность о том, что платежи небезопасно проводить, используя общественный Wi-Fi, среди россиян довольно низкая. 31% россиян не знают о рисках утечки персональных данных через общедоступные сети Wi-Fi и считают, что совершать интернет-платежи с таким подключением абсолютно безопасно. В первую очередь, это неверное представление разделяют работающие россияне (34% против 27% нетрудоустроенных) и опрошенные с высоким уровнем дохода (41%).

Цифровое финансовое поведение

Большинство россиян демонстрируют правильное поведение в отношении защиты собственных персональных данных в цифровой финансовой среде. Так, 75% опрошенных говорят, что не разглашают даже близким друзьям свои пароли и ПИН-коды, 79% не делятся в интернете личной информацией о своих финансах.

В то же время россияне довольно часто пренебрегают регулярной сменой паролей на сайтах для онлайн-покупок – делают это только 34% участников исследования, а 38% россиян практически никогда их не меняют. Не меняют пароли чаще всего женщины (42% против 33% мужчин), жители небольших городов и сел (50%), опрошенные без высшего образования (40%).

Самооценка уровня цифровой финансовой грамотности

Исследование показало, что россияне склонны недооценивать или переоценивать собственный уровень цифровой финансовой грамотности.

Доля тех, кто заявляет о высоком уровне знаний на 11 п.п. выше, чем доля тех, кто в действительности имеет высокий уровень цифровой финансовой грамотности (28% и 17% соответственно).

В то же время доля тех, кто считает свои знания низкими, выше реальной на 10 п.п. (23% оценивают свои компетенции низко и 13% имеют низкий уровень в действительности).

Средними свои знания оценивают 47% россиян – на 23 п.п. меньше, чем реальная доля жителей России, имеющих средний уровень цифровой финансовой грамотности.

Вместе с тем 74% россиян выражают готовность повышать свои знания в областях, связанных с цифровыми финансовыми услугами и их безопасным использованием.

Екатерина Сушко, директор направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ: «Рост цифровизации финансовых услуг требует внимательного отношения и контроля за верным пониманием населения принципов управления своими деньгами в онлайн-среде. По данным проведенного нами исследования, индекс цифровой финансовой грамотности россиян сегодня принимает средние значения, а значит население в целом демонстрирует правильное поведение при взаимодействии с финансовыми продуктами в интернете, однако в сознании граждан недостаточно сформирован ряд важных базовых правил безопасности. К таковым относятся: необходимость регулярной смены паролей и проверки интернет-поставщиков финансовых товаров и услуг в официальном реестре, чтение условий и отказ от использования общедоступного Wi-Fi для совершения онлайн-покупок. Безусловно, необходима информационная работа с населением, в том числе со стороны финансовых и правозащитных организаций, направленная на упреждение возможных рисков. Кроме того, в прошлом году мы совместно с Минцифры России, СПбГУТ и «РТК-Солар» провели всероссийское исследование киберграмотности россиян. Общий индекс киберграмотности населения составил 48,2 пункта из 100 возможных. Наши исследования говорят о том, что необходимо повышать осведомленность россиян как о киберугрозах в целом, так и о рисках в использовании цифровых финансовых продуктов в частности».

Источник: НАФИ

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.