Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Владимир ДРОЖЖИНОВ  01 апреля 2008

e-правительство: как совместить старую и новую ИТ-архитектуру (статья)

На седьмом году реализации ФЦП «Электронная Россия» так и не создано методологического и программного системного и прикладного обеспечения создания в России электронных правительств разных уровней власти. В то время как в мире такие практики есть, как и возможность объединения существующих и новых услуг на единой гибкой платформе.

Универсальная модель института власти

Нужно сразу отметить, что различные институты исполнительной ветви власти имеют сходную структуру системы деловых или административных процессов (см. табл. 1) и соответственно информационно-технологическое обеспечение их деятельности также подобно.

Таблица 1. Классификация административных процессов органа государственной или муниципальной исполнительной власти.

Политики, заинтересованные стороны, государственные или муниципальные организации

Цепочка повышения ценности услуг и продуктов государственного или муниципального секторов

 

Потребители услуг и продуктов:
граждане, бизнес

Стратегическое планирование

▬▬▬▬▬►

Поддержка функционирования

▬▬▬▬▬►

Предоставление услуг и продуктов

▬▬▬▬▬►

 

Процессы государственного (федерального или регионального уровня) или муниципального управления, реализуемые министерством, агентством, службой или др. органом управления

 

 

Процессы управления и поддержки деятельности организации (органа управления) как хозяйственного субъекта

 

До появления Интернета все государственные учреждения концентрировали свои усилия на довольно затратном широковещательном донесении до граждан постоянно расширяющегося информационного массива о своей деятельности с помощью СМИ (радио, телевидение, печать). Сейчас процесс широковещательного  информирования последовательно преобразуется в интерактивный процесс предоставления персонофицированных электронных информационных услуг переднего плана, поддерживаемый активным внутриведомственным и межведомственным взаимодействием различных «тыловых» управленческих структур. Зачастую выполнение данной задачи ограничивается внедрением специального приложения для публикаций официальных бланков, которые пользователь может загрузить из Интернет, заполнить и отправить в соответствующее учреждение по электронной или традиционной почте. Однако такое приложение реализует всего лишь один, простейший, из многочисленных сценариев взаимодействия с информационной системой электронного правительства. Намного важнее разработать решения для «свободной» передачи данных между государственными учреждениями через информационные сети для поддержки комплексных процессов взаимодействия и повышения эффективности управления (рис. 1).

Комплексные процессы предоставления услуг

Рисунок 1. Комплексные процессы предоставления услуг.

Модель такого решение разработана и представлена в методическом материале «Стандарты и архитектуры прикладных систем электронного правительства» (SAGA, версия 4.0). В этой модели зафиксированы рекомендуемые технические условия для развития, внедрения и взаимодействия ИТ-систем органов государственного управления ФРГ.

Единая технологическая платформа  е-правительства

Компания SAP активно участвовала и участвует во внедрении информационных систем е-правительства как в Германии, так и по всему миру. Вот почему автор этих строк откликнулся на приглашение российского представительства SAP принять участие в 8-м саммите компании по государственным и муниципальным услугам в г. Манхайм.

Одной из основных проблем при создании и внедрении е-правительств является интеграция в рамках одной системы

  • унаследованных систем (для капитализации созданного, иногда без единого стратегического плана, задела, создаваемого и развиваемого иногда годами),
  • новых пакетных систем типа ERP, CRM, SRM, EPM и др. разных производителей, разработанных подчас без намерения их сопрягать,
  • заказных специализированных систем.

Основной технической предпосылкой для объединения перечисленных отдельных компонентов является создание эффективной единой платформы электронного правительства. Для решения этой задачи компания SAP разработала SAP NetWeaver– ИТ-платформу для интеграции любых приложений, создания и использования композитных приложений на базе сервисно-ориентированной архитектуры. Кроме этого, пользователю предоставляются специализированные решения, основанные на концепции веб-сервисов и предварительно подготовленных компонентах для формирования новых процессов.

Иными словами, компания SAP создала платформу для образования распределенных информационных систем с сервисно-ориентированной архитектурой (Service Oriented Architecture, SOA), со встроенными вспомогательными компонентами в части организации и экономики предприятия (организации). Свой вариант SOA компания назвала «сервисной архитектурой предприятия» (Enterprise Service Architecture, ESA).

Методология внедрения систем электронного правительства компанией SAP разработана с учетом технических рекомендаций модели SAGA. Для эффективного внедрения системы электронного правительства недостаточно наличия отдельных разрозненных решений, адаптированных к общим рабочим задачам и процессам. Важно разработать современную ИТ-структуру с использованием принципов стратегического планирования и централизованного управления. Только такая информационная структура может стать прочной основой для реорганизации процессов управления.

Разобщенность существующих информационных технологий обусловливает необходимость централизации координации всех рабочих процессов в рамках единой архитектуры, что, кроме всего прочего, должно обеспечить экономичность и высокое качество вновь создаваемых основных компонентов. Исходя из этого, для реализации проекта электронного правительства необходимо:

  • разработать формальную сервисно-ориентированную ИТ-архитектуру в качестве рабочей базы;
  • обеспечить интегрированное управление процессами реорганизации старых и проектирования новых рабочих (деловых, административных, бизнес-) процессов
  • разработать современную, стратегически продуманную ИТ-технологию, ориентированную на поддержку специализированных процессов;
  • разработать представление и определить сквозные специализированные функции, которые являются неотъемлемой частью ИТ-систем и приложений и должны быть составной частью общей ИТ-архитектуры;
  • обеспечить централизованную координацию всех процессов в рамках системы электронного правительства; и
  • объединить проверенные на практике рабочие методы, стратегии и принципы.
На рис. 2 представлены отдельные компоненты методологии, совместное применение которых является основной предпосылкой для успешного внедрения интегрированной системы электронного правительства.

нты методологии, совместное применение которых гарантирует создание интегрированного е-правительства

Рисунок 2. Компоненты методологии, совместное применение которых гарантирует создание интегрированного е-правительства.


Предпроектный  анализ эффективности и потребностей проекта создания е-правительства

В ближайшие пять лет органы государственного управления будут использовать современные информационные технологии в значительно большей мере, чем до сих пор. Данным организациям следует учесть стремительные общественные, политические и технологические изменения и повысить качество оказываемых услуг. Вследствие необходимости

  • оказания услуг с учетом интересов граждан,
  • экономии затрат и прозрачности госструктур,
  • интеграции бизнес-процессов, специализированных приложений и
  • применения глобальных, универсально используемых механизмов ведения бизнеса

применение инновационных ИТ-решений становится обязательным условием успешной, соответствующей современным стандартам работы государственных органов.

В ситуации, когда бюджеты уменьшаются, кадровые ресурсы ограничены, а поставленные задачи усложняются, федеральное руководство, а также руководители регионов и муниципальных образований предъявляют высокие требования к своим ИТ-партнерам.

Исследования показывают, что органы государственного управления ожидают от организаций, оказывающих услуги в сфере информационных технологий, следующее:

  • владение значительной долей рынка и первоклассные рекомендации серьезных клиентов
  • доведенные до совершенства линейки продуктов и высокую защиту инвестиций
  • глубокую компетентность и профессионализм в вопросах управления, знание технологий
  • широкий спектр предлагаемых консультационных и других услуг

Профессиональная поддержка при планировании и реализации проектов в области электронного правительства играет решающую роль в выборе госорганами ИТ-партнера. Первоочередные задачи, что должен решить ИТ-партнер после его выбора, таковы:

  • специфицировать и проанализировать существующие процессы в госоргане, оценить их соответствие требованиям электронного правительства;
  • провести предпроектный экспресс-анализ (примерно за месяц) выгод и преимуществ от внедрения в госоргане е-правительства
  • выработать стратегию внедрения концепции электронного правительства в госоргане.

Проект предпроектного экспресс-анализа выгод и преимуществ от внедрения в госоргане е-правительства состоит трех стадий – анализа, проектирования и подведения итогов --  и  пяти этапов – определения масштаба проекта, сбора данных,  анализа потребностей и затрат, консолидации и расчета результатов, презентации и передачи результатов заказчику. Задачи, решаемые на каждом из этапов, представлены на рис. 3.

Стадии и этапы предпроектного анализа выгод и преимуществ создания е-правительства

Рисунок 3.Стадии и этапы предпроектного анализа выгод и преимуществ создания е-правительства.

 

С помощью экспресс-анализа выгод и преимуществ электронного правительства:

  • Выявляются потенциалы оптимизации и выгодности проекта электронного правительства, дается оценка ожидаемых затрат (анализ затрат и выгод, анализ ROI).
  • Выявляются процессы, которые можно усовершенствовать и какие обладают максимальным потенциал экономии.
  • На основании полученных сведений формируется примерный план проекта.
  • Разрабатываются оптимальная стратегия и временные рамки для внедрения функций электронного правительства.
  • Снижаются риски проекта за счет  активного управления ими.

Внедрение электронного правительства положительно отражается на всех рабочих процессах и специальных процедурах учреждения:

  • увеличивается производительность персонала, эффективность деловых процессов, рентабельность операций и прозрачность деятельности учреждения,
  • уменьшается совокупная стоимость владения (TCO) ИТ-ландшафтом учреждения,
  • повышается производительность ИТ-ландшафта учреждения, который теперь может гибко реагировать на вновь возникающие требования к электронному правительству.


Рекомендации по созданию е-правительств

Выше были рассмотрены некоторые подходы SAP к созданию электронного правительства. Возможно, не все они подойдут для российских учреждений из-за различий, например, в законах, методах и алгоритмах управления социальной и экономической сфер жизни общества, однако опыт создания электронных правительств в различных странах мира дает основание компании SAP cделать ряд рекомендаций. Те, кто только приступает к такому делу, должны следовать следующим двум принципам:

  1. Требования к системе электронного правительства варьируются в той же степени, что и задачи государственных учреждений, в которые данные системы должны внедряться. Исходя из этого, невозможно разработать единое решение в сфере электронного правительства, равно как и стандартизированный стартовый пакет необходимых сервисов. Специализированное ИТ-решение можно предложить только для определенного ограниченного комплекса задач.
  2. Новые проекты электронного правительства, как правило, не начинаются «с нуля». Каждый новый заказчик, если только это не новое учреждение, уже сделал определенные многолетние инвестиции в автоматизацию своей деятельности. Даже если текущая архитектура ИТ-технологий учреждения не имеет ничего общего с концепцией электронного правительства, заказчик заинтересован в том, чтобы не потерять уже сделанные инвестиции в ИТ-ландшафт.

Основная стратегия компании SAP в сфере электронного правительства заключается во внедрении такой платформы, которая позволяет использовать уже установленные и сопровождаемые средства информационных технологий, разрабатывать (выбирать) и подключать недостающие компоненты и эффективно приспосабливать текущий ИТ-ландшафт к постоянно изменяющимся требованиям к нему.

Идеальная отправная точка для внедрения новой системы в значительной степени зависит от существующих в учреждении специализированных процессов, которые необходимо подвергнуть реинжинирингу и переносу в новую ИТ-среду. Исходя из этого, нижеследующее можно рассматривать только как рекомендации:

  • В качестве отправной точки для реализации проектов электронного правительства может выступать метод песочницы: служба SAP Consulting предоставляет пользователям возможность быстро внедрить макет процессов обработки заявок в составе системы управления записями SAP. Вышеупомянутый проект Верховного федерального суда с использованием решения SAP «Управление записями в государственных учреждениях» может служить примером неограниченного потенциала использования подобных макетов.
  • В области управления отдельными землями (в России – регионами) существует возможность начать с портала в качестве центрального элемента. Посредством портала можно, с одной стороны, объединить все данные, представленные в различных региональных органах в виде систем управления содержанием, а с другой – использовать новые возможности комплексной поддержки процессов на основе различных портальных служб. Примером такого решения служит проект земли Гессен (см. выше).
  • Также портал позволяет объединить рабочие данные из систем управления содержанием в органах местного управления. Одновременно с этим введение платформы электронного правительства SAP обеспечивает разработку комплексных процессов для потребителей и поддерживает реализацию всех рабочих процессов через портал – от отправки бланков до оплаты государственных услуг и регистрации в системе финансовой отчетности. В этой связи типичным примером является решение Rathaus21 (см. выше), которое на практике может использоваться в качестве типового решения для органов местного самоуправления.
  • Решение Rathaus21 основано на концепции SAP по разработке стандартизированных решений для различных областей муниципального управления. При этом данные решения не являются теоретическими конструкциями, а основаны на практических результатах различных проектов и предоставляются пользователям в виде комбинации продуктов и услуг. Указанные решения позволяют удовлетворить все нужды потребителя по автоматизации его учреждения с учетом запланированного бюджета для каждого проекта.
  • Помимо этого, компания SAP предоставляет услуги по предпроектной оценке перспектив внедрения концепции электронного правительства. Такая оценка позволяет определить, какие именно методы и процессы можно максимально эффективно объединить в конкретном проекте. Результатом подобной оценки является конкретная рабочая модель, созданная на основе профессионального опыта специалистов компании SAP из различных проектов.

Таким образом, решения SAP в сфере электронного правительства можно объединить в общей рабочей концепции с потенциалом для дальнейшего развития и расширения деловых процессов, например интеграции различных систем на центральной платформе обмена данными SAP NetWeaver. При этом первоочередная задача заключается не в устранении отдельных существующих систем: намного важнее объединить различные существующие и вновь создаваемые услуги на единой гибкой платформе с возможностью адаптации к дальнейшим изменениям.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!