Рубрикатор |
Статьи |
Владимир ДРОЖЖИНОВ  | 01 апреля 2008 |
e-правительство: как совместить старую и новую ИТ-архитектуру (статья)
На седьмом году реализации ФЦП «Электронная Россия» так и не создано методологического и программного системного и прикладного обеспечения создания в России электронных правительств разных уровней власти. В то время как в мире такие практики есть, как и возможность объединения существующих и новых услуг на единой гибкой платформе.
Универсальная модель института власти
Нужно сразу отметить, что различные институты исполнительной ветви власти имеют сходную структуру системы деловых или административных процессов (см. табл. 1) и соответственно информационно-технологическое обеспечение их деятельности также подобно.
Таблица 1. Классификация административных процессов органа государственной или муниципальной исполнительной власти.
Политики, заинтересованные стороны, государственные или муниципальные организации |
Цепочка повышения ценности услуг и продуктов государственного или муниципального секторов |
Потребители услуг и продуктов: |
||
Стратегическое планирование ▬▬▬▬▬► |
Поддержка функционирования ▬▬▬▬▬► |
Предоставление услуг и продуктов ▬▬▬▬▬► |
||
|
Процессы государственного (федерального или регионального уровня) или муниципального управления, реализуемые министерством, агентством, службой или др. органом управления |
|
||
|
Процессы управления и поддержки деятельности организации (органа управления) как хозяйственного субъекта |
|
До появления Интернета все государственные учреждения концентрировали свои усилия на довольно затратном широковещательном донесении до граждан постоянно расширяющегося информационного массива о своей деятельности с помощью СМИ (радио, телевидение, печать). Сейчас процесс широковещательного информирования последовательно преобразуется в интерактивный процесс предоставления персонофицированных электронных информационных услуг переднего плана, поддерживаемый активным внутриведомственным и межведомственным взаимодействием различных «тыловых» управленческих структур. Зачастую выполнение данной задачи ограничивается внедрением специального приложения для публикаций официальных бланков, которые пользователь может загрузить из Интернет, заполнить и отправить в соответствующее учреждение по электронной или традиционной почте. Однако такое приложение реализует всего лишь один, простейший, из многочисленных сценариев взаимодействия с информационной системой электронного правительства. Намного важнее разработать решения для «свободной» передачи данных между государственными учреждениями через информационные сети для поддержки комплексных процессов взаимодействия и повышения эффективности управления (рис. 1).
Рисунок 1. Комплексные процессы предоставления услуг.
Модель такого решение разработана и представлена в методическом материале «Стандарты и архитектуры прикладных систем электронного правительства» (SAGA, версия 4.0). В этой модели зафиксированы рекомендуемые технические условия для развития, внедрения и взаимодействия ИТ-систем органов государственного управления ФРГ.
Единая технологическая платформа е-правительства
Компания SAP активно участвовала и участвует во внедрении информационных систем е-правительства как в Германии, так и по всему миру. Вот почему автор этих строк откликнулся на приглашение российского представительства SAP принять участие в 8-м саммите компании по государственным и муниципальным услугам в г. Манхайм.
Одной из основных проблем при создании и внедрении е-правительств является интеграция в рамках одной системы
- унаследованных систем (для капитализации созданного, иногда без единого стратегического плана, задела, создаваемого и развиваемого иногда годами),
- новых пакетных систем типа ERP, CRM, SRM, EPM и др. разных производителей, разработанных подчас без намерения их сопрягать,
- заказных специализированных систем.
Основной технической предпосылкой для объединения перечисленных отдельных компонентов является создание эффективной единой платформы электронного правительства. Для решения этой задачи компания SAP разработала SAP NetWeaver– ИТ-платформу для интеграции любых приложений, создания и использования композитных приложений на базе сервисно-ориентированной архитектуры. Кроме этого, пользователю предоставляются специализированные решения, основанные на концепции веб-сервисов и предварительно подготовленных компонентах для формирования новых процессов.
Иными словами, компания SAP создала платформу для образования распределенных информационных систем с сервисно-ориентированной архитектурой (Service Oriented Architecture, SOA), со встроенными вспомогательными компонентами в части организации и экономики предприятия (организации). Свой вариант SOA компания назвала «сервисной архитектурой предприятия» (Enterprise Service Architecture, ESA).
Методология внедрения систем электронного правительства компанией SAP разработана с учетом технических рекомендаций модели SAGA. Для эффективного внедрения системы электронного правительства недостаточно наличия отдельных разрозненных решений, адаптированных к общим рабочим задачам и процессам. Важно разработать современную ИТ-структуру с использованием принципов стратегического планирования и централизованного управления. Только такая информационная структура может стать прочной основой для реорганизации процессов управления.
Разобщенность существующих информационных технологий обусловливает необходимость централизации координации всех рабочих процессов в рамках единой архитектуры, что, кроме всего прочего, должно обеспечить экономичность и высокое качество вновь создаваемых основных компонентов. Исходя из этого, для реализации проекта электронного правительства необходимо:
- разработать формальную сервисно-ориентированную ИТ-архитектуру в качестве рабочей базы;
- обеспечить интегрированное управление процессами реорганизации старых и проектирования новых рабочих (деловых, административных, бизнес-) процессов
- разработать современную, стратегически продуманную ИТ-технологию, ориентированную на поддержку специализированных процессов;
- разработать представление и определить сквозные специализированные функции, которые являются неотъемлемой частью ИТ-систем и приложений и должны быть составной частью общей ИТ-архитектуры;
- обеспечить централизованную координацию всех процессов в рамках системы электронного правительства; и
- объединить проверенные на практике рабочие методы, стратегии и принципы.
Рисунок 2. Компоненты методологии, совместное применение которых гарантирует создание интегрированного е-правительства.
Предпроектный анализ эффективности и потребностей проекта создания е-правительства
В ближайшие пять лет органы государственного управления будут использовать современные информационные технологии в значительно большей мере, чем до сих пор. Данным организациям следует учесть стремительные общественные, политические и технологические изменения и повысить качество оказываемых услуг. Вследствие необходимости
- оказания услуг с учетом интересов граждан,
- экономии затрат и прозрачности госструктур,
- интеграции бизнес-процессов, специализированных приложений и
- применения глобальных, универсально используемых механизмов ведения бизнеса
применение инновационных ИТ-решений становится обязательным условием успешной, соответствующей современным стандартам работы государственных органов.
В ситуации, когда бюджеты уменьшаются, кадровые ресурсы ограничены, а поставленные задачи усложняются, федеральное руководство, а также руководители регионов и муниципальных образований предъявляют высокие требования к своим ИТ-партнерам.
Исследования показывают, что органы государственного управления ожидают от организаций, оказывающих услуги в сфере информационных технологий, следующее:
- владение значительной долей рынка и первоклассные рекомендации серьезных клиентов
- доведенные до совершенства линейки продуктов и высокую защиту инвестиций
- глубокую компетентность и профессионализм в вопросах управления, знание технологий
- широкий спектр предлагаемых консультационных и других услуг
Профессиональная поддержка при планировании и реализации проектов в области электронного правительства играет решающую роль в выборе госорганами ИТ-партнера. Первоочередные задачи, что должен решить ИТ-партнер после его выбора, таковы:
- специфицировать и проанализировать существующие процессы в госоргане, оценить их соответствие требованиям электронного правительства;
- провести предпроектный экспресс-анализ (примерно за месяц) выгод и преимуществ от внедрения в госоргане е-правительства
- выработать стратегию внедрения концепции электронного правительства в госоргане.
Проект предпроектного экспресс-анализа выгод и преимуществ от внедрения в госоргане е-правительства состоит трех стадий – анализа, проектирования и подведения итогов -- и пяти этапов – определения масштаба проекта, сбора данных, анализа потребностей и затрат, консолидации и расчета результатов, презентации и передачи результатов заказчику. Задачи, решаемые на каждом из этапов, представлены на рис. 3.
Рисунок 3.Стадии и этапы предпроектного анализа выгод и преимуществ создания е-правительства.
С помощью экспресс-анализа выгод и преимуществ электронного правительства:
- Выявляются потенциалы оптимизации и выгодности проекта электронного правительства, дается оценка ожидаемых затрат (анализ затрат и выгод, анализ ROI).
- Выявляются процессы, которые можно усовершенствовать и какие обладают максимальным потенциал экономии.
- На основании полученных сведений формируется примерный план проекта.
- Разрабатываются оптимальная стратегия и временные рамки для внедрения функций электронного правительства.
- Снижаются риски проекта за счет активного управления ими.
Внедрение электронного правительства положительно отражается на всех рабочих процессах и специальных процедурах учреждения:
- увеличивается производительность персонала, эффективность деловых процессов, рентабельность операций и прозрачность деятельности учреждения,
- уменьшается совокупная стоимость владения (TCO) ИТ-ландшафтом учреждения,
- повышается производительность ИТ-ландшафта учреждения, который теперь может гибко реагировать на вновь возникающие требования к электронному правительству.
Рекомендации по созданию е-правительств
Выше были рассмотрены некоторые подходы SAP к созданию электронного правительства. Возможно, не все они подойдут для российских учреждений из-за различий, например, в законах, методах и алгоритмах управления социальной и экономической сфер жизни общества, однако опыт создания электронных правительств в различных странах мира дает основание компании SAP cделать ряд рекомендаций. Те, кто только приступает к такому делу, должны следовать следующим двум принципам:
- Требования к системе электронного правительства варьируются в той же степени, что и задачи государственных учреждений, в которые данные системы должны внедряться. Исходя из этого, невозможно разработать единое решение в сфере электронного правительства, равно как и стандартизированный стартовый пакет необходимых сервисов. Специализированное ИТ-решение можно предложить только для определенного ограниченного комплекса задач.
- Новые проекты электронного правительства, как правило, не начинаются «с нуля». Каждый новый заказчик, если только это не новое учреждение, уже сделал определенные многолетние инвестиции в автоматизацию своей деятельности. Даже если текущая архитектура ИТ-технологий учреждения не имеет ничего общего с концепцией электронного правительства, заказчик заинтересован в том, чтобы не потерять уже сделанные инвестиции в ИТ-ландшафт.
Основная стратегия компании SAP в сфере электронного правительства заключается во внедрении такой платформы, которая позволяет использовать уже установленные и сопровождаемые средства информационных технологий, разрабатывать (выбирать) и подключать недостающие компоненты и эффективно приспосабливать текущий ИТ-ландшафт к постоянно изменяющимся требованиям к нему.
Идеальная отправная точка для внедрения новой системы в значительной степени зависит от существующих в учреждении специализированных процессов, которые необходимо подвергнуть реинжинирингу и переносу в новую ИТ-среду. Исходя из этого, нижеследующее можно рассматривать только как рекомендации:
- В качестве отправной точки для реализации проектов электронного правительства может выступать метод песочницы: служба SAP Consulting предоставляет пользователям возможность быстро внедрить макет процессов обработки заявок в составе системы управления записями SAP. Вышеупомянутый проект Верховного федерального суда с использованием решения SAP «Управление записями в государственных учреждениях» может служить примером неограниченного потенциала использования подобных макетов.
- В области управления отдельными землями (в России – регионами) существует возможность начать с портала в качестве центрального элемента. Посредством портала можно, с одной стороны, объединить все данные, представленные в различных региональных органах в виде систем управления содержанием, а с другой – использовать новые возможности комплексной поддержки процессов на основе различных портальных служб. Примером такого решения служит проект земли Гессен (см. выше).
- Также портал позволяет объединить рабочие данные из систем управления содержанием в органах местного управления. Одновременно с этим введение платформы электронного правительства SAP обеспечивает разработку комплексных процессов для потребителей и поддерживает реализацию всех рабочих процессов через портал – от отправки бланков до оплаты государственных услуг и регистрации в системе финансовой отчетности. В этой связи типичным примером является решение Rathaus21 (см. выше), которое на практике может использоваться в качестве типового решения для органов местного самоуправления.
- Решение Rathaus21 основано на концепции SAP по разработке стандартизированных решений для различных областей муниципального управления. При этом данные решения не являются теоретическими конструкциями, а основаны на практических результатах различных проектов и предоставляются пользователям в виде комбинации продуктов и услуг. Указанные решения позволяют удовлетворить все нужды потребителя по автоматизации его учреждения с учетом запланированного бюджета для каждого проекта.
- Помимо этого, компания SAP предоставляет услуги по предпроектной оценке перспектив внедрения концепции электронного правительства. Такая оценка позволяет определить, какие именно методы и процессы можно максимально эффективно объединить в конкретном проекте. Результатом подобной оценки является конкретная рабочая модель, созданная на основе профессионального опыта специалистов компании SAP из различных проектов.
Таким образом, решения SAP в сфере электронного правительства можно объединить в общей рабочей концепции с потенциалом для дальнейшего развития и расширения деловых процессов, например интеграции различных систем на центральной платформе обмена данными SAP NetWeaver. При этом первоочередная задача заключается не в устранении отдельных существующих систем: намного важнее объединить различные существующие и вновь создаваемые услуги на единой гибкой платформе с возможностью адаптации к дальнейшим изменениям.