Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 4 2008
Олег Игоревич СКОКОВ  Александр МАРЬИН  07 апреля 2008

Инфоком через призму SOA

Мир связи быстро меняется. Телеком превращается в инфоком, а ИТ из вспомогательных систем автоматизации бизнес-процессов становятся наряду с сетевыми технологиями основой создания, доставки и оказания услуг. Традиционные связисты вынуждены осваивать мир ИТ, и SOA – им в помощь...

Олег СкоковАлександр МарьинНеструктурированный мир

Традиционные сети связи и сети нового поколения (NGN) имеют достаточно четкую архитектуру, стандартизованную и иерархическую. Мир ИТ, IP и Интернета представляется традиционным связистам не очень структурированным и недостаточно стандартизованным. Но взгляды меняются, и не последнюю роль в этом играет появление SOA. Все больше ведущих мировых поставщиков телекоммуникационных услуг заявляют о принятии стратегии, подразумевающей интеграцию и конвергенцию ИТ и связи на основе этой концепции.

Изменения на рынке диктуют новые требования к оператору связи. На постоянную (процессную) основу должны быть поставлены ускоренный ввод новых услуг, расширение их номенклатуры, снижение себестоимости, отслеживание лояльности абонентов, более тесное взаимодействие с ними, контроль над жизненным циклом услуг. А все эти требования невозможно реализовать без качественно иного взгляда на развитие ИТ-систем в инфраструктуре оператора связи, без их внедрения во все сферы его деятельности.

Конвейер поставки услуг

ИТ-системы для телекома можно условно разделить на три класса: сетевые, производственные и обеспечивающие (таблица).

Основная задача ИТ-систем – обеспечивать непрерывное производство современных услуг. Его можно представить в виде автоматизированного конвейера (сквозного процесса), который позволяет с минимальным, по возможности, участием человека разрабатывать, продавать, доставлять и оказывать услуги. При этом системы OSS/BSS и SDP (платформы доставки сервисов) играют роль механизмов, взаимодействующих с клиентом и приводящих в действие весь этот конвейер.

Тенденции и проблемы

В последнее время все активнее идут процессы конвергенции услуг и сетей. Сети связи иногда полностью заменяют ИТ-системами, и на этой основе возникают новые бизнес-модели (яркий пример – Skype). Неизбежно осуществляется переход к горизонтальной архитектуре сетей следующего поколения.

В то же время вывод на рынок современных услуг, повышение эффективности и конкурентоспособности оператора без внедрения новых сетевых платформ и автоматизации процессов средствами OSS/BSS просто невозможны. Традиционным операторам связи необходимо отвечать на вызовы времени – внедрять соответствующие сетевые ИТ-системы (приложения), интегрировать их со своими сетями и вводить в производственные процессы. При этом многократно возрастает сложность интеграции многочисленных сетевых ИТ- и производственных систем. Реализация новых услуг порождает немало проблем. Новая услуга, по сути, это новая платформа, требования к которой сформулировать очень сложно. Чтобы интегрировать новые сервисы в существующую инфраструктуру OSS/BSS, требуется время и серьезные инвестиции. Например, стоимость новой платформы, реализующей услугу, – $1 млн, стоимость внедрения – $2 млн.

SOA в помощь

В условиях использования множества сетевых приложений (платформ) и сложности интеграции с системами OSS/BSS решением проблемы внедрения услуг становится переход к стандартизованной сервис-ориентированной архитектуре, обеспечивающей современный архитектурный подход к построению и интеграции любых ИТ-систем.

В отрасли ИКТ тон стандартизации сейчас задает TM Forum, который разрабатывает необходимые подходы, отраслевые методологии и стандарты. Так, при автоматизации производственных процессов успешно используется методология NGOSS, а для решения задач разработки, внедрения и доставки услуг развивается инициатива SDF (Service Delivery Framework – структура доставки услуг). NGOSS и SDF базируются на концепции SOA (рис. 1).

Таким образом, SOA является единой архитектурой построения современных конвергентных сетей на основе ИТ для доставки услуг связи абонентам и автоматизации сквозных производственных процессов оператора. Иными словами, SOA позволяет в полной мере реализовать автоматизированный конвейер разработки, продаж, доставки и оказания услуг. Именно поэтому Telecom Italia, British Telecom и многие другие крупные операторы связи, в том числе действующие на территории СНГ, объявили о стратегии перехода на SOA.

Ключевое понятие парадигмы SOA – «сервис (бизнес-сервис) предприятия». Под этим термином подразумевают логическое объединение операций поддержки бизнеса, автоматизированных ИТ-инфраструктурой предприятия. Бизнес-сервис – это сумма операций, относящихся к определенному классу бизнес-задач. Например, отдельные функции технического учета предприятия связи можно автоматизировать с помощью нескольких ИС, но целесообразно объединить их в бизнес-сервис «Техучет». И наоборот, некая ИС предприятия автоматизирует как операции поддержки справочника клиентов, так и операции биллинга, и тогда можно считать, что эта ИС участвует в реализации двух бизнес-сервисов – «Справочник клиентов» и «Биллинг».

Концептуальная модель SOA состоит из нескольких логических слоев (рис. 2), каждый из которых использует для выполнения своих функций лишь услуги нижележащих слоев. Исключение составляют функции обеспечения безопасности и управления, используемые всеми слоями.

Основой реализации SOA является интеграционная платформа – набор специализированного ПО для интеграции ИС на промышленном уровне. Сервисная шина предприятия (ESB) представляет собой один из обязательных компонентов такой платформы, поддерживающей концепцию SOA. Важная функция ESB – исполнение процессов объединения, которые разрабатываются архитектором в специализированной среде, входящей в состав интеграционной платформы. Эти интеграционные процессы – стандартный механизм реализации бизнес-сервисов.
Итак, реализация концепции SOA основана на реальном ПО и отраслевых методологиях. В SOA бизнес-задачи интеграции представлены как процесс, оперирующий ИТ-приложениями как бизнес-сервисами. В каком-то смысле реализацию SOA можно считать созданием – по определенным правилам и стандартам – транспортной информационной инфраструктуры предприятия, по которой должны проходить информационные потоки предприятия.

7 постулатов SOA

Опора на сервисы.
Информационные системы и службы компании суть набор независимых компонентов, называемых сервисами. Каждый из них обеспечивает доступ к своей функциональности через набор программных интерфейсов.

Повторное использование. После ввода в эксплуатацию каждый из сервисов может быть повторно использован для решения новых задач.

Единая система безопасности. Доступ к программным интерфейсам сервисов регулируется единой системой разграничения доступа.

Интеграция без кодирования. Благодаря использованию специализированного инструментария обмен данными между приложениями реализуется без написания специального программного кода.

Использование открытых стандартов. Архитектура объединенной ИС предприятия базируется на открытых стандартах прикладного (OSS/J, SID, MTOSI) и системного (XML, SOAP, WS, WSDL, UDDI, BPEL) уровней.

Независимость от расположения. Широко применяются средства косвенной адресации сервисов (такие, как UDDI), обеспечивающие прозрачность физического расположения компонентов.

Управляемость и надежность. Для управляемости, обеспечения качества и надежности SOA-инфраструктуры используется глобальная система мониторинга сервисов и контроля SLA.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!