Rambler's Top100
Статьи ИКС № 4 2008
07 апреля 2008

BCC реализует интеграционный SOA-проект для «Аэрофлота»

Способность ИТ-инфраструктуры полно и эффективно поддерживать основную деятельность (бизнес) становится критичным фактором для предприятий разных отраслей: телекома, транспорта, финансовых и др. Эффективность этой поддержки определяется степенью интеграции внутренних информационных систем (биллинг, ERP- и CRM-системы и т.д.) между собой, а также внутренних ИС с внешними системами – партнеров, клиентов, органов госуправления.

В настоящее время концепция сервис-ориентированной архитектуры (Service-Oriented Architecture – SOA) получила признание как наиболее перспективный подход к решению интеграционных задач. Однако с точки зрения бизнеса, отмечает Руслан Демидов, заместитель генерального директора компании «BCC-Москва», важно, что «SOA дает новые степени свободы для реализации ИТ-системой новых требований бизнеса; позволяет сосредоточивать усилия не на интеграции данных и приложений, а на построении эффективных бизнес-процессов на базе независимых сервисов, видеть и оценивать показатели качества работы сервисов и бизнес-процессов в целом».

В основе концепции SOA лежат сервисный и процессный подходы к организации обработки данных, поэтому SOA особенно подходит предприятиям, деятельность которых базируется на этих же подходах. Эта особенность характерна, в частности, для многих предприятий телекома, транспортных компаний, финансовых организаций и др. Бизнес-процессы, особенно сквозные (выполняемые различными подразделениями), поддерживаются разнородными приложениями, поэтому их интеграция представляет собой сложную задачу, которая в полной мере редко решается традиционными средствами.

Концепцию SOA поддерживают все ведущие производители ПО – IBM, Oracle, Microsoft и др., предлагая всё более зрелые интеграционные продукты. На их основе реализуются, в том числе и в России, крупные SOA-проекты.

Возможно, самым крупным интеграционным SOA-проектом в России является проект в компании «Аэрофлот – Российские авиалинии», крупнейшем авиаперевозчике России. Корпоративная информационная система (КИС) этой компании включает около 200 приложений, разработанных по заказу или самостоятельно, а также тиражируемых, включая ERP-систему SAP R/3. Эти приложения разнородны по используемым архитектурным принципам, технологическим стандартам, форматам данных и интерфейсам. Но все они поддерживают функционирование и управление основными бизнес-процессами «Аэрофлота», поэтому уровень их интеграции между собой должен быть высок.

В рамках новой ИТ-стратегии в 2004 г. компания «Аэрофлот» приняла решение о реализации стратегического проекта по созданию Корпоративной системы интеграции приложений (КСИП), основанной на принципах SOA, с использованием интеграционных продуктов семейства IBM WebSphere корпорации IBM. Генеральным подрядчиком и основным исполнителем проекта была выбрана группа компаний BCC.

В проекте реализуется подход, рекомендованный корпорацией IBM. На основе продуктов IBM WebSphere была создана центральная интеграционная шина класса ESB (Enterprise Service Bus, корпоративная сервисная шина), к которой последовательно подключались приложения, а перед этим и параллельно с созданием шины решались такие задачи, как синхронизация нормативно-справочной информации, оперативный обмен данными между приложениями (через центральную интеграционную шину), создание оперативного хранилища данных (ОХД), пополняемого на основании изменения данных в приложениях, входящих в КСИП.

По мере расширения круга приложений, интегрируемых в рамках КСИП, возрастали требования к функциональности и отказоустойчивости ее ядра – центральной интеграционной шине и ее аппаратной платформе. Рост количества интегрированных приложений предъявил новые требования к интеграционной платформе, и в конце 2007 – начале 2008 гг. специалисты BCC осуществили модернизацию центральной интеграционной шины на базе нового продукта IBM Process Server V6. Возможности кластеризации, а также другие технологии повышения производительности и надежности, заложенные в этом продукте, позволили специалистам BCC создать территориально распределенную отказоустойчивую аппаратную платформу центральной интеграционной шины на базе четырех надежных RISC-серверов IBM pSeries общей мощностью 26 CPU.

На сегодняшний день КСИП на базе этой платформы полностью соответствует требованиям обеспечения интеграции 11 основных производственных приложений компании «Аэрофлот»: ИАК ЦУП (Информационно-аналитический комплекс Центра управления полетами), ПЭД (Производственно-экономическая деятельность), АСОУ ПД (Автоматизированная система оперативного управления производственной деятельностью), КОВСНП (Комплекс обслуживания пассажиров), «Руслан», «Амасис», «Аккорд», Sabre (шлюз), «Авиатара», САСС.

«Аэрофлот» планирует дальнейшее развитие КСИП – расширение списка подключенных приложений (до 20 приложений до конца 2008 г.), в том числе модулей ERP-системы SAP R/3, предоставление возможности интеграции со стороны КСИП партнерам и клиентам, организацию доступа к сервисам через основное средство визуализации сервисов – корпоративный портал, а также ИТ-поддержку управления основными бизнес-процессами компании «Аэрофлот» с использованием языка BPEL, что позволит реализовать и очень сложную логику бизнес-процессов на базе сервисов.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!