Рубрикатор |
Статьи |
Мария ГУРЬЯНОВА  | 15 апреля 2008 |
Веб-разработка в преддверии войны
Интерес к индустрии веб-разработки, которой на прошедшем РИФе было уделено немало внимания, связан в первую очередь с тем, что некогда «мутный» рынок начинает становиться все более прозрачным, и сейчас у веб-студий наступает самое время борьбы за свое место под солнцем.
По словам Андрея Терехова (Tagline), еще в 2006 году сделавшего попытку составления рейтинга веб-студий, на сегодняшний момент на рынке все еще много игроков-однодневок, мало профильных СМИ, посвященных веб-индустрии, разброс цен на услуги очень велик, а заказчики зачастую бывают дезориентированы. Студии, существующие на рынке давно, сохраняют свои позиции в основном за счет своего портфолио. Продвижение же услуг и четкое позиционирование на рынке отсутствуют.«В TOP-100 2008 вошло порядка 60 студий из первой сотни рейтинга 2007 года. Примечателен факт, что новых студий в первой половине списка всего три, что указывает на стабилизацию ситуации среди лидеров», – такие комментарии дает Tagline к своему рейтингу.
«Сейчас мы находимся в преддверии первой маркетинговой войны на рынке, – говорит А.Терехов. – Маркетинг у старых игроков «заржавел». Они еще выезжают за счет прежних наработок, но если не наладят маркетинговые коммуникации, то рискуют потерять свое положение».
В этом году рейтинг Топ-5 ведущих веб-разработчиков от Tagline выглядит так:
- Студия Артемия Лебедева
- Actis Systems
-
РБК СОФТ
- DEFA Interaktiv
- ADV/web-engineering
Маркетинговая стратегия Студии Лебедева (СЛ), возглавляющей список, по оценке Терехова, своеобразна: «Они отрицают PR как таковой, но при этом занимаются PR в чистом виде».
Студия сохраняет свои позиции в этом рейтинге уже третий год, однако количество выпущенных проектов падает: в 2006 году их было 90, в 2007 – только 46. «Это связано как с тем, что падает интерес к студии, так и с тем, что они стали делать более крупные проекты», – говорится в докладе.
По данным Tagline, обороты по рынку у Actis больше, чем у СЛ, но для того, чтобы оставаться конкурентноспособными, им нужно усилить маркетинг. «Невысокая PR-активность компании на рынке за последний период не позволила подтвердить фактическую ситуацию повышением позиции», – говорится в комментариях к рейтингу.
Многие студии выбирают путь нишевого развития. По мнению А. Терехова, эта стратегия является выигрышной и в дальнейшем позволит получить преимущества на рынке: «RedKeds известна своим flash-интерактивом, бюро Пирогова – графикой». Defa и вовсе переквалифицировалась в креативное бюро, отдав все непрофильные виды деятельности на аутсорсинг.
Артемий Лебедев не преминул откомментировать рейтинг Топ-100 в своем блоге.
По его мнениию, на рынке у него конкурентов нет вообще: «Актис не занимается дизайном сайтов уже лет пять, но все считают, что это студия номер два. Ха-ха-ха. <…> Дефа? Не смешите тапки. <…> РБК СОФТ? Промо? Дот? Икспроджект? У меня ощущение, что я читаю "Желтые страницы интернета “97”. Этих компаний не существует. Может, у них перед офисами висят таблички, но компаний таких нет».
Как видим, отсутствие маркетинговой активности студий позволяет делать выводы об отсутствии компаний как таковых. Это еще раз подтверждает актуальность предостережения: если веб-разработчики не займутся маркетингом, то это может привести к их смерти на рынке.