Рубрикатор |
Статьи |
Александра КРЫЛОВА  | 29 апреля 2008 |
еLearning станет мобильным?
Об этом в «Билайн Университете» задумались совсем недавно, хотя собственно электронное обучение в компании начали развивать почти пять лет назад.
Летом 2003 г. «ВымпелКом» одним из первых в России предложил сотрудникам всех своих филиалов (на тот момент их было 44) новую форму обучения – электронную. Так оператор сотовой связи ответил на вызов момента – необходимость нести корпоративные стандарты и культуру в массы работников новых региональных офисов.
О том, какую роль играет eLearning в системе «Билайн Университета» (корпоративный университет ОАО «ВымпелКом»), мы беседуем с менеджером по электронному обучению Т. Ермаковым.
- Тимур, по вашему опыту, какие задачи eLearning решает наиболее эффективно?
- Электронное обучение, во-первых, позволяет приобрести базовые знания в любой области, усвоить четкие формулировки - например, стандартных ответов клиентам. Во-вторых, eLearning помогает отработать навыки работы с программными продуктами, зачастую уникальными, которые у нас в компании запускаются чуть ли не каждую неделю. В-третьих, с помощью электронного курса можно не только познакомить персонал с особенностями новых продуктов, но и дать им возможность в тестовой среде приобрести навыки их использования.
Кроме того, будучи включенными в комплексную программу обучения, в которой смешиваются как электронная, так и очная форма, eLearning позволяет сократить продолжительность очного обучения и тем самым экономить средства.
Ну и конечно, очень хорошо «работает» электронное обучение, когда необходимо сформировать у сотрудников правильное отношение к тем или иным аспектам корпоративной культуры. Для этого, например, мы сделали яркий «мультяшный» курс «Пчелоэтика», в котором на простых ситуациях показали людям, какое деловое поведение ожидает от них компания.
- Как сегодня организовано электронное обучение в компании?
- В деятельности нашего центра корпоративного обучения eLearning занимает особое место, поскольку является инструментом, который используется на всех направлениях профессионального развития: техническом, менеджерском, IT-обучении. Сегодня наша библиотека насчитывает около 100 электронных курсов, и в ней можно найти обучающие продукты для каждого из этих направлений. Есть продуктовые курсы, курсы по обслуживанию клиентов, отражающие наш подход к клиентоориентированности, есть курсы по продажам, знакомящие с технологиями, признанными в компании правильными, есть многоуровневые курсы для изучения применяющихся в компании компьютерных программ. Специальный курс знакомит новых сотрудников с историей и структурой компании. Отдельная группа курсов представлена под рубрикой «Для саморазвития». В качестве примера приведу наш продукт: «Как общаться с негативистами?» Такие курсы учат решать проблемы, возникающие в межличностных отношениях при общении с клиентами и с коллегами.
При этом портал с обучающими курсами у нас открыт для всех сотрудников «ВымпелКома» в России. Более того, компания ежемесячно выделяет им два рабочих часа для электронного обучения. Кстати, мне известно много примеров людей, которые приходят заниматься eLearning в свой выходной. А многие просят предоставить возможность получать доступ к корпоративному порталу с курсами из дома. И как только мы решим некоторые проблемы, связанные с безопасностью, мы обязательно дадим им такую возможность.
- Вы хотите сказать, что с проблемой мотивации сотрудников почти не сталкиваетесь?
- Я убежден: нет лучшей мотивации для пользователя, чем обучающий продукт, который действительно нужен в работе. Если я знаю, что завтра-послезавтра мне нужно будет консультировать клиентов по новому продукту, то, конечно, соглашусь пройти 30-минутый красочный электронный курс с наглядно представленной информацией об этом продукте, возможностью проверить мои знания, а может быть, даже поиграть чуть-чуть – проконсультировать виртуального клиента. На это мотивировать обычно не нужно.
Впрочем, мы все равно постоянно ищем новые, красивые способы вовлечь наших сотрудников в eLearning. Так, например, курс для менеджеров, посвященный концепции обучения и развития в компании, мы предлагали каждому руководителю по почте. При этом в адресованном ему конверте с приглашением от «Билайн Университета» пройти курс лежали наушники. Это позволило нам в течение 2-3 месяцев вовлечь в обучение около полутора тысяч человек.
- Раз уж мы заговорили о цифрах, не могу не спросить о количестве сотрудников, прошедших электронное обучение в 2007 г.
- В России в компании сейчас работает около 15-16 тыс. человек, из которых в 2007 г. хотя бы один курс успешно завершили 11 тыс. Так что можно сказать, что в 2007 г. в системе электронного обучения прошло обучение около 70% сотрудников.
- А когда в орбите eLearning окажутся дочки «ВымпелКома» в странах СНГ?
- Когда мы найдем ответы на две группы вопросов. Первая из них относится к области IT: как настроить инфраструктуру дистанционного обучения в этих странах - предоставить им доступ к порталу с курсами? Или создавать библиотеки курсов на местах? А вторая связана с содержанием, определением потребностей этих компаний в тех или иных обучающих продуктах. Вопросов пока много.
Думаю, что первыми странами, которые мы охватим электронным обучением, станут Украина и Казахстан, которые, кстати, заявили о том, что eLearning им нужен.
- Обучающие продукты создаются силами специалистов компании или сторонних разработчиков?
- В 2003 г., когда компания только запускала электронное обучение, провайдеров подобных услуг в России не было, и мы выбрали курсы компании SkillSoft, перевод которых заказали польской компании. Он получился хорошим, но оказался не адаптированным не только к нашей корпоративной культуре и к нашему бизнесу, но и к российскому бизнесу в целом.
Сегодня курсы мы делаем сами. Около года назад мы создали команду функциональных специалистов из различных регионов России, обучили их методике разработки электронных курсов. И теперь 10-15% своего рабочего времени участники проекта посвящают развитию eLearning. Также мы очень гордимся нашей командой внешних партнеров, компаний – лидеров в России в области электронного обучения. С ними мы сотрудничаем, когда необходимо создать сложный, анимационный курс, требующий вовлечения в разработку уникальных специалистов.
- И сколько таких электронных курсов вы успеваете подготовить за год?
- Обычно мы делаем около 7-10 электронных курсов в год. Теперь, когда у нас есть внутренняя команда разработчиков, планируем увеличить этот показатель минимум до 25-30.
- Как бы вы оценили затраты компании на электронное обучение?
- Основные деньги сейчас идут на расширение библиотеки. Цена каждого курса -около $10-15 тыс. Умножив ее на 7-10, получим наши затраты на эту статью расходов. Отдельная статья – решение специальных задач, развитие новых проектов. На это уходит еще в среднем $10-15 тыс.
В прошлом году у нас было два проекта такого рода. Первый – новая система для внутренней команды разработчиков курсов, второй - пилотный проект в области мобильного обучения для сотрудников одной из наших дирекций.
- Результатами поделитесь?
- Мы поняли, что в основном все упирается в разрешение экрана и в операционную систему. Для мобильного обучения нужны КПК или смартфон. У нас есть сотрудники дилерских служб, в распоряжении которых находятся такие корпоративные устройства. Для них мы разработали один мобильный курс по продукту компании. В 2008 г. мы продолжили работу над развитием мобильного обучения.
- Какие еще задачи в области электронного обучения вы планируете решить в этом году?
- О выходе в СНГ и работе над мобильным обучением я уже сказал. Еще одна важная задача – реализовать принцип быстрой разработки электронных курсов, отладить процесс выпуска качественных обучающих продуктов в короткие сроки, чтобы к моменту выхода нового продукта курс обучения персонала был бы уже готов. Пока в силу сложности процесса, мы отстаем недели на 2-3.
В 2008 г. мы мигрируем на новую, более производительную версию нашей системы IBM Lotus. Она будет давать меньше ошибок, и пользователям работать с ней станет еще интереснее.
- Каким вам видится будущее системы электронного обучения в компании?
- Думаю, что мы будем развиваться в том же направлении, что и все мировое интернет-сообщество. И со временем портал электронного обучения превратится из библиотеки курсов в центр знаний, которые будут агрегироваться из разных источников. Появится возможность общения с электронными консультантами, обмена мнениями между профессиональными сообществами. Сотрудники компании станут авторами знаний и будут передавать их друг другу.
Разумеется, это не задача одного человека и одного подразделения, но, я надеюсь, лидером развития этого направления будет «Билайн Университет».