Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 9 2008 |
Галина БОЛЬШОВА  | 16 сентября 2008 |
Сергей АЛЫМОВ: Счастье – в ожидании счастья
Сергей АЛЫМОВ, гендиректор оператора спутниковой связи «РуСат», и к работе, и к хобби относится капитально. Главный принцип – жить надо с искрой в глазах
От Химок до ЗаполярьяРодился я в 1958 г. в Москве, но бо’льшую часть «несознательного» детства прожил в Химках. Там на одном из оборонных заводов почти всю жизнь проработали мои родители. Учился неплохо (средний балл по аттестату – 4,7), школьные годы как у всех: своя компания, отмечание праздников и дней рождения, походы на Истринское водохранилище, после занятий – кружки. Серьезных увлечений тогда не было, и мы с товарищами потихоньку мигрировали из кружка в кружок. Попробовали всего понемногу: и лыжи, и бокс, и борьбу, и плавание, и фото, и авиамодели. Даже в «художники» зачем-то записались, рисовали кувшины, ходили с мольбертами на пленэр – Саврасовыми пытались стать… не стали. Правда, одну мою картину отправили на выставку детского и юношеского творчества, а потом она висела в городском Доме культуры – тихая летняя ночь.
Настоящее хобби меня захватило лет в 14, когда мы «приземлились» в радиокружке. Тогда мне подарили паяльник и набор «Сделай сам» для радиоприемника. Я его собрал, и он работал! Поэтому, когда заканчивал школу, раздумий не было: творческие способности к рисованию и пению не проявились, а физика и математика «шли нормально» – поступил в МТУСИ на радиотехнический факультет и окончил его в 1980 г.
На третьем курсе института начал работать на кафедре радиосистем по НИСу. Как в обычной рабочей семье, достаток был, но – особо не баловали. Стипендия повышенная – всего 46 руб., а хотелось иметь хоть небольшие карманные деньги, и 39 руб. 50 коп. лишними не были. Попал я в группу, которая разрабатывала для МВД систему контроля местонахождения экипажей патрульных машин. Потом часть этого проекта стала моей дипломной работой.
От предложения остаться в аспирантуре отказался и пошел… в армию. Тогда выпускники вузов стояли перед выбором: либо три года по распределению, либо на вольные хлеба – но через два года офицерской службы.
А служба оказалась в Заполярье – 300 км западнее поселка Тикси, добраться туда можно было только вертолетом. Два года и три месяца (смена никак не приезжала) прослужил сменным инженером на радиорелейной станции тропосферной связи.
Правда, один раз дали отпуск на месяц, и за этот месяц я женился.
Из офицеров – в директора
Демобилизовавшись, работал в закрытой организации, фактически продолжал служить, до 1995 г., когда стало ясно, что финансирования нет, разработок нормальных нет и неизвестно, будут ли. Хоть и не был уверен, что смогу работать в коммерческой фирме, решился уйти: двое детей, их кормить надо.
Судьба привела в компанию Radyne Comstream, которая в то время открывала офис в Москве. Начинал инженером по поддержке и продаже продуктов, но быстро понял, что образование, которое мы получили в Союзе, очень даже хорошее. И вскоре стал руководителем проектов на местах. Проекты спутниковых сетей связи требовали и шеф-монтажа, и руководства на месте. Приходилось ездить в командировки на завод в США, в другие страны – от Канады и Великобритании до Индонезии, Таиланда и Африки.
Когда меня сейчас спрашивают, почему ты не ездишь отдыхать в экзотические места, на слонах покататься, я отвечаю: покатался, хватит. Командировки дали возможность увидеть эти страны не как туристу, а изнутри, пообщаться с обычными людьми. Для меня это был огромный опыт не только ведения бизнеса, но и культуры производства. Проработал я в Comstream до 2004 г.
А в 2004 г. мне предложили возглавить «РуСат». Я подумал и согласился. Но, если честно, то были большие сомнения: я никогда не руководил компанией и к тому же шел в уже сложившийся коллектив. К счастью, вроде бы (мне сложно оценить) влился. Думаю, здесь заслуга не столько моя, сколько всего коллектива. Ведь результат достигается не руководством, а командой.
Роль руководителя – определять общее направление движения компании. Именно он принимает решения, куда направить финансовые усилия, что будет перспективно. Но делает это не по наитию, а после обсуждений со специалистами компании. Имеет значение и отношение руководителя к делу: его нацеленность на результат, то, как он ходит на работу, как контролирует персонал, как организует производственный процесс, как выстраивает отношения между сотрудниками.
Сейчас в телекоме нехватка специалистов, люди перебегают из компании в компанию. Недавно меня спросили: почему у вас практически нет текучки? Ответ прост: помимо заработной платы у людей должен быть интерес к делу. Да, если зарплата маленькая, то на первом плане финансовая мотивация. Но при определенном уровне зарплаты начинают играть роль другие факторы: хороший коллектив, интересная работа.
Руководитель должен следить, чтобы сотрудники «не закисали», чтобы им было куда приложить свои силы, чтобы искорка у них в глазах загоралась и не гасла.
Чтобы процесс не останавливался
Если говорить о ближайших задачах, то личная – реставрировать дачный дом, не форсируя процесс и не нарушая ритм жизни.
А производственная – поддерживать развитие компании, сохранить тот темп роста (несколько десятков процентов в год), который имеем. Да, хочется реализовать новые проекты, но не надо ставить конкретную планку. Иначе, достигнув... можно разочароваться. Ведь счастье – в ожидании счастья. Вот все ждут Новый год, приятно готовиться к нему: купить елку, организовать праздник детям. А когда он наступает, не успеваешь сообразить, что же произошло.
Цель – чтобы процесс не останавливался, чтобы проекты шли, чтобы коллектив рос количественно и по квалификации, чтобы интерес был у сотрудников.
Что такое успех? В личной сфере – наверное, не смогу сформулировать. Но его мерило – явно не достаток. Жил как жилось, но фактически какой бы работой ни хотелось заняться – получалось. Семья состоялась, дети нормальные, скоро, надеюсь, и внуки будут. Правда, петь не научился – люблю, но не умею. Мне еще в молодости сказали: инженер ты хороший, но певец из тебя никакой, разве что голос громкий. Хотя на корпоративных вечеринках коллеги всегда предлагают выступить запевалой.
В деловой сфере – это здоровье и благополучие коллектива. Чтобы у людей не только зарплата была постоянной, но и искра в глазах. Амбициозные цели («увеличить на столько-то») не нужны. Не надо задумываться о конкретных объемах: если профессионально относиться к делу, то объемы сами придут.
Я наемный менеджер, и моя задача – обеспечить, чтобы компания была прибыльной и развивалась. Критериев успеха может быть много: по количеству VSAT (тут мы не лидеры), по обороту – здесь мы в числе лидеров, по стабильности коллектива… Критерием успешности я бы сделал отношение сотрудников к компании: нравится ли им работать в «РуСате»? Если да, то это, наверное, означает успех
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!