Rambler's Top100
Статьи ИКС № 9 2008
Олег КОЛЕСНИКОВ  16 сентября 2008

Как обустроить ТВ-бизнес

Перевод вещания на цифровой формат неизбежно затронет всех игроков рынка платного ТВ – как крупных, так и локальных операторов, спутниковых, КТВ и IPTV. Перед лицом тотальной ТВ-цифры операторы платного вещания могли бы поддержать друг друга, причем с выгодой для себя же…

О. КолесниковПроблемы неизбежны?

Программа цифровизации ТВ в России направлена на то, чтобы максимально охватить население страны пакетом программ обязательного распространения. Цель понятная и благородная, однако сложностей на пути ее реализации возникнет множество, начиная с организации централизованно управляемого процесса цифровизации вещания России. Операторам цифрового ТВ придется столкнуться с вопросами централизованной установки оборудования, организации технической поддержки и обслуживания абонентов, проживающих в разных городах, поселках и деревнях. Потребуется создать центры обслуживания абонентов. Цифровое ТВ требует гораздо больших, чем аналоговое, усилий по поддержанию технической готовности на стороне абонента, где нужно установить set-top-box, включить его, настроить, объяснить, как пользоваться картой доступа и т.д.

На пути доставки контента конечному потребителю также возникнет масса сложностей. Прежде всего это проблема собственно контента. Локальный оператор в любом городе вынужден искать контент, который может заинтересовать его абонента, заботиться о защите прав правообладателей и организовать доставку контента до потребителя, причем не забыть и о дополнительных сервисах.

И, разумеется, на бизнесе операторов платного ТВ не может не отразиться необходимость бесплатно распространять социальный пакет программ.

Но выход есть: стратегическое сотрудничество операторов различных сетей вещания – спутниковых, кабельных, IPTV – по продвижению услуг цифрового ТВ на территории России.

Деловое предложение

Каковы могут быть формы взаимодействия участников рынка ТВ-услуг?

Во-первых, это контент-провайдинг. Роль контент-провайдера может взять на себя компания «НТВ-Плюс». Она не только располагает спутниковой платформой, но и производит шесть спортивных и шесть фильмовых каналов. Компания поддерживает тесные взаимоотношения с другими правообладателями, которые, желая распространить свой контент в сетях других операторов (в том числе КТВ и IPTV), используют сеть «НТВ-Плюс» в качестве опорной. Абоненты «НТВ-Плюс» могут принимать более 100 каналов.

Во-вторых, это предоставление услуг call-центров, биллинга, технической поддержки. Не всякий небольшой оператор, тем более где-нибудь в глубинке, способен в полной мере осуществлять поддержку подобного рода услуг (а это непременно потребуется при введении цифрового ТВ на всей территории России).

В-третьих, это использование средств доставки ТВ-сигнала. Сегодня телеканалы поднимаются на спутник и оттуда потоком распространяются с модуляцией DVB-S на головные станции местных операторов ТВ-сетей – эфирных, кабельных, IPTV. Головные станции должны «открыть» телеканалы, мультиплексировать, обработать в системе условного доступа, «наложить» биллинг – и только после этого запустить в сеть.

«НТВ-Плюс» предлагает операторам КТВ и IPTV стратегическое партнерство в распространении контента, когда на спутник будет подниматься уже обработанный контент, готовый к запуску в IPTV-сеть. Часть технологической работы по этой схеме «НТВ-Плюс» берет на себя, что позволит оператору IPTV, с одной стороны, избежать больших инвестиций в системы условного доступа, биллинга и проч., а с другой – сразу же предоставить абонентам в своем регионе качественный контент, полностью подготовленный к вещанию (как отдельные каналы, так и пакеты, включая социальный). Это также решает проблемы взаимоотношений с правообладателями: контент, который «НТВ-Плюс» планирует формировать в рамках этой схемы, будет иметь права на распространение в сетях КТВ и IPTV. По мере развития своего бизнеса локальный оператор может добавлять собственные каналы для создания уникального предложения. Кроме того, он получит возможность в партнерстве с сильной компанией развивать интер-активные сервисы.

Для оператора, выступающего концентратором услуг, выгоды также очевидны: он получает партнера, хорошо ориентирующегося на местном рынке (который будет непосредственно осуществлять техническую поддержку и общение с абонентами), развивает свою региональную сеть, увеличивает абонентскую базу; эффективно использует накопленный контент, распространяя собственные программы наряду с локальными, увеличивает привлекательность предложения.

Таким образом, предлагаемая модель кооперации операторов может стать основой успешного внедрения цифрового ТВ на всей территории России и не только помочь в решении перечисленных выше проблем, но и дать импульс к развитию бизнеса региональных операторов.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!