Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Лилия ПАВЛОВА  17 сентября 2008

На российском рынке ТВ-контента - тесновато

Виталий Суфан, генеральный директор представительства компании Zonemedia Enterprises (Chello Zone) в России и странах СНГ, отмечает, что сегодня положение на российском рынке ТВ-контента значительно отличается от ситуации двух-трехлетней давности.

Виталий Суфан– Мы как представительство не имеем права ведения коммерческой деятельности на территории России; наша задача  найти клиента и убедить его взять наши каналы. Договоры же клиенты заключают напрямую с лондонским офисом, который обеспечивает в том числе полную локализацию каналов.

 

Что значит "локализация каналов"?

– Это прежде всего перевод на русский язык, хотя понятие «локализация» несколько шире. Все наши каналы переведены, этот этап пройден, потому что без перевода на русский язык сейчас на российском рынке делать нечего. Прошло время, когда каналы на своем оригинальном языке приходили и имели право на существование. За исключением, может быть, СNN, ВВС и т.п., которые телезрителям интересно посмотреть в оригинале с целью изучения или совершенствования иностранного языка.

Хотя и среди каналов Chello Zone есть свой «особый случай» – в эфире нашего нового дошкольного телеканала JimJam идут программы, специально предназначенные для изучения малышами английского.  


Справка "ИКС":

Chello Zone – производитель и дистрибутор тематических каналов. Компания основана в 1991 г. в Лондоне; к настоящему времени имеет 18 представительств и студий в Европе, Азии и Латинской Америке.

Chello Zone принадлежит компании Chellomedia, европейскому контент-подразделению Liberty Global Inc.

В собственности и оперативном управлении Chello Zone находятся 9 каналов – Zone Reality, Zone Europa, Zone Club, Zone Romantica, Zone Horror, Zone Triller, Zone Fantasy, Extreme Sports Channel, JimJam, которые транслируются в 125 странах мира на 23 языках 300 миллионам абонентов.

Отдельное бизнес-направление деятельности Chello Zone – дистрибуция 30 международных каналов таких компаний, как Sparrowhawk, Turner, Hallmark, MTV, Discovery, VOOM HD.

В России телеканалы Zone Romantica, Zone Reality, Extreme Sports Channel, Zone Club, JimJam входят в пакеты крупнейших российских операторов платного ТВ («НТВ-Плюс», «Акадо», «Стрим-ТВ», «Космос-ТВ» и др.).


– Канал VOOM HD тоже переведен на русский?

– VOOM HD – пожалуй, единственный телеканал, который пока не переводится, потому что каналы ТВЧ идут со звуком в формате Dolby 5.1. Стоимость его озвучания очень высока, а сборы, которые он дает, не позволяют нам пока вкладывать деньги в озвучку. Все-таки сейчас ТВЧ – это "премиальный продукт", я бы даже сказал, маркетинговый инструмент привлечения абонентов, и наш канал VOOM HD на сегодняшний день ориентирован в первую очередь на визуальное восприятие, на то, чтобы дать понять зрителям, насколько отличается картинка истинного ТВЧ от картинки стандартного разрешения. Важно отметить, что американская компания, которая является производителем канала VOOM HD, не использует технологий "доведенного ТВЧ", когда происходит преобразование из стандартного ТВ до уровня ТВЧ. Все программы производятся исключительно в формате высокой четкости с объемным звуком 5.1 Dolby digital – всё в 1080i – что обеспечивает максимально высокое качество, возможное для HD. По мере развития рынка каналов ТВЧ в России и странах СНГ мы также будем представлять тематические каналы в формате ТВЧ. 

 

– Можно ли назвать Chello Zone агрегатором контента?

– Можно и так, если вам удобно. У компании есть каналы собственного производства, но если учитывать, что мы представляем и каналы других производителей, – да, пожалуй, мы контент-агрегатор. Хотя мне не очень нравится этот термин.

 

– Мне тоже, но он уже широко гуляет по рынку. Скажите, пожалуйста, как складываются взаимоотношения у поставщика (агрегатора) контента с операторами, предоставляющими услуги связи в целях вещания?

– Мы коммерчески ориентированная компания, у которой есть свои плановые показатели. Их мы должны выполнять, продавая каналы. Главная проблема взаимоотношений с этой точки зрения – дисциплина платежей. Проблемы связаны с исполнением договоров: нередки случаи, когда оператор может в одностороннем порядке выйти из  договора по своему желанию. И все же дисциплина исполнения договоров в общем и целом улучшается.

 

– С кем удобнее в этом смысле (дисциплины) работать – с кабельными, спутниковыми, IPTV операторами?

–Для нас они все – клиенты, наши партнеры, и в целом для меня нет разделения по технологическим платформам. Что касается ценовой планки, то она стандартна для всех. Ну а по-человечески мне удобно общаться с людьми, которые аргументируют свою позицию и готовы выслушать контраргументы. А я, со своей стороны, готов к компромиссам, поскольку для меня в любом случае покупатель дорог.

 

– Какие тенденции на российском рынке ТВ-контента, формирующиеся в последние два-три года, Вы бы выделили?

– Во-первых, снижение цен. Связано это с тем, что количество каналов, которое было доступно кабельным операторам даже два года назад (не говоря уж о более ранних периодах), совершенно несопоставимо с тем количеством каналов, которое доступно сейчас. И еще очень важный фактор – массовое появление каналов, сделанных в России. Первые российские каналы появились на "НТВ-Плюс" в декабре 2004 г., их было два. Полгода спустя "Стрим" сделал пять своих каналов. Сейчас в России вещают около сотни каналов местного производства. Что касается бизнес-моделей компаний, которые вкладывают в производство российских каналов, то, вероятно, кто-то ориентируется на традиционную систему платного ТВ (деньги берутся с подписчика), кто-то делает открытые каналы в расчете на деньги от рекламы (такая возможность сейчас на платном ТВ есть, и она будет расти неизбежно). На мой взгляд, через три-четыре года количество каналов российского производста уменьшится, поскольку рынок не способен выдержать их переизбыток. Каждый из них можно сравнить с ненасытным зверем, ежеднево поедающим энное количество часов программного продукта, который стоит денег. Этот зверь может и приносить деньги, а может на определенном этапе только проедать их. Вероятно, одни каналы  уйдут с рынка, также возможно уменьшение числа каналов в ходе определенных бизнес-процессов..

 

– Интересно, как происходит момент встречи заказчика контента и его продавца, кто на кого выходит?

– По-разному, но сегодня российский рынок превратился в рынок покупателей. Года три–четыре назад это однозначно был рынок продавца, когда у порога нашей компании выстраивались очереди из кабельных операторов, которым нужно было хоть что-то показывать. Сейчас ситуация кардинальнейшим образом изменилась – и мы должны инициативно выходить на покупателя, знать его канальный расклад, знать преимущества и недостатки именно его пакетирования с тем, чтобы целенаправленно предлагать наши каналы. К слову, сейчас и операторы очень изменились. Если раньше подписывали договор, не читая, то сейчас каждый уважающий себя оператор имеет в штате юриста, который очень внимательно читает договор прежде, чем его подписать.

 

– И все же, извините, чем вы рискуете, если с неким начинающим оператором договорились о поставке каналов, а он в какой-то момент просто не смог по каким-то причинам запустить сеть в эксплуатацию? Он-то очевидно "попал", а вас в этом случае не убудет.

– Поразительная мысль, которая меня всегда возмущала. Что значит "не убудет"?! Почему такое отношение к поставщикам каналов, особенно западных? Им, дескать, все равно; подумаешь, они и так "висят" на спутниках, у них десятки и сотни миллионов подписчиков – и что с того, если несколько тысяч "отвалилось"? А я еще раз хочу подчеркнуть: производство каналов – дорогостоящее дело, деньги мы не складываем в карман, они возвращаются в производство программ, в покупку нового продукта. И деньги могут взяться только в результате соблюдения подписанных договорных обязательств. Как только подписаны договорные обязательства – финансовый отдел уже считает, что такой-то объем доходов придет с конкретной территории; под этот объем доходов отдел программирования получает деньги на контент для канала на этой территории. И если эта цепочка силовым методом рвется, финансовый отдел отнимает деньги из программного бюджета, новый продукт не появляется, а старая продукция, которой "латается" вещание, вызывает у зрителей жалобы. Оператор может не понимать – подумаешь, я отключился, что из этого. А то, что ты получишь худший продукт. Если тебя не волнуют интересы твоих зрителей, они просто уйдут от тебя.   

 

– Виталий Ефимович, а случалось действительно пострадать от несоблюдения операторами договорных обязательств?

– Да неоднократно, и концов нет, и на телефоне уже другой человек – "не туда звоните". Но в последнее время это происходит все реже.


–И напоследок вопрос из приятных: расскажите, пожалуйста, о проекте
  в области услуг мобильного телевидения Zone 360, который компания вывела на европейский рынок в 2006 г.

–Мы были, наверное, среди пионеров поставщиков контента для  мобильного телевидения. Все-таки программное наполнение нужно адаптировать для мобильного устройства. В Европе у нас есть крупные сделки, был сделан сериал ужасов (двухминутные серии) специально под мобильное ТВ, и он имел большой успех. Но если сопоставить даже эти значимые сделки в Англии, Нидерландах, Венгрии, Болгарии – по сравнению с доходами от  кабельного ТВ это небольшие деньги. Как и запуск ТВЧ, запуск  мобильного ТВ сегодня – это, скорее, маркетинговый ход, нежели коммерческий.

 

–А как в России?

–В России и странах СНГ ключевые программные предложения в рамках проекта Zone 360 включают каналы Zone Reality, Extreme Sports Channel и Zone Horror. Выбор именно этих каналов обусловлен, в первую очередь, фактором зрелищности и динамичности контента. Вполне понятно, что зрителю будет куда интереснее смотреть трюки фрирайдеров на экране своего мобильного устройства, нежели, допустим, долгоиграющий, хотя и интересный сериал. Zone Reality и Extreme Sports Channel предоставляются в режиме закольцовок, т.е. набора самых интересных, рейтинговых программ, которые подходят для просмотра на мобильных устройствах и повторяются через определенный промежуток времени. Закольцовки, в свою очередь, состоят из клипов продолжительностью от 15 секунд до 2 минут. Zone Horror, равно как и Zone Reality, Extreme Sports Channel, доступен в рамках услуги «видео по запросу».

На сегодняшний день мы активно ведем переговоры с операторами мобильной связи – как с лидерами рынка, так и с региональными операторами, заинтересованными в расширении списка предоставляемых услуг; лично я встречался с представителями группы компаний "Стрим", "ВымпелКома"… Но не знаю, как сейчас обстоят дела с выдачей лицензий с правами DVB-H. Перемены в регулирующих органах сказываются на бизнесе, но, надеюсь, что потребуется немного времени, чтобы прояснились вопросы лицензирования. Очень надеюсь.

Беседовала Лилия Павлова

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!