Rambler's Top100
Статьи
22 сентября 2008

Конвергенция в кривом зеркале статистикиСм.также "ИКС" №9'2008

Участники круглого стола «Статистическое наблюдение за отраслью связи и вызовы времени», организованного НП ЦИПРТ и журналом «ИКС», обсудили проблемы сбора статистики в условиях конвергенции телефонного, компьютерного и медиамиров. Читайте полную версию круглого стола, опубликованного в «ИКС» №9/2008. Часть II.

«ИКС»: Информационные технологии и связь давно уже существуют в конвергентных отношениях. Насколько отраслевая статистика отражает новые экономические и технологические процессы и услуги отрасли?

Н. ЕрмолаеваН. Ермолаева, «Связьинвест», зам. начальника отдела координации взаимодействия с регулирующими и надзорными органами в области связи: Очень тяжело некоторые показатели понять, что к чему, как их правильно оценить. И даже с точки зрения написания инструкции: как это посчитать, например, тот же dial‑up? В итоге пришли к тому, что невозможно считать - как ты ни крути. Сейчас просто настолько технология идет впереди тех же форм статотчетности, что последние не успевают за прогрессом. И чтобы описать услугу доступа в Интернет, вставить ее в новые формы, потребуется время – а тогда появляется уже новая комплексная услуга…







В. ВаньковВ. Ваньков, «АКАДО Телеком» (ОАО «Комкор»), директор по маркетингу:
Коллеги уже поднимали вопрос, что такое рынок и как правильно оценить его объем. Если, например, говорить про услуги доступа в Интернет, то в официальной статистике заложен тройной, четверной, пятерной и т.д. счет: цепочка предоставления услуги может быть очень длинной, когда между первичным оператором и конечным потребителем существует еще несколько операторов. При этом каждый из таких операторов отчитывается по объему переданного трафика и полученному доходу. Интересная ситуация может возникнуть в случае, когда исчезает “посредник” или если эти операторы объединились и, соответственно, в цепочке их стало не 6, а 3, – у нас что, объемы рынка сократились? Отсюда возникают неадекватные оценки, которые в дальнейшем используются при расчете темпов роста рынка и т.д. Специалистов, занимающихся в компаниях связи планированием продаж, такие оценки могут поставить в тупик: почему рынок растет на 50–60% при том, что основные игроки показывают куда меньшие темпы роста? Безусловно, сегодняшние статформы не могут детально отразить реальную картину развития отрасли в тех разрезах, которые необходимы компаниям связи. Я думаю, что всё равно каждый будет проводить исследования «под себя», в зависимости от бизнес-задач своей компании.



М. ОреховМ. Орехов, МТТ, начальник отдела маркетингового планирования:
Основной вопрос, мне кажется, нужно ставить в такой плоскости: а кому, действительно, нужна статистическая информация? Вы предлагаете операторам сказать государству, как нужно собирать статистику. Но, в общем, самому оператору, может, и неинтересно, как государство будет его статистику собирать. Это интересно прежде всего инвесторам, для того чтобы посмотреть, куда инвестировать: в первую очередь им нужны показатели экономические, а во-вторых, показатели емкости рынка (условно говоря: идти туда или не идти, получим мы там прибыль или не получим прибыль). Государству это, конечно, интересно, если вместе брать информационные и телекоммуникационные технологии. Все говорят об информатизации и всё больше уклоняются в компьютерные сети, а связь начинает потихоньку теряться. Хотя, в принципе, связь сейчас - локомотив отрасли в целом. Показатели компьютеризации, доходы в этой сфере, несравнимы с той же сотовой связью. Понятно, что сейчас всю отрасль тянет связь. Когда сектор ИТ будет ощутимо расти, я боюсь, что всё это завяжется так, что концов не найдешь…



С. ШавкуновС. Шавкунов, начальник отдела мониторинга «ТрансТелеком»:
Я бы всё-таки начал сверху смотреть на задачу. Какова цель статистического наблюдения (если говорить об обществе в целом и почему ему важно получить адекватные данные, скажем, по нашей отрасли)? Есть интересная книга "20 глобальных проблем, стоящих перед обществом», где говорится, что сегодня происходит техническая революция, когда информационно-коммуникационные технологии начинают играть очень важную роль в развитии общества. В отличие от предыдущих революций, которые были связаны, скажем, с преобразованием энергии, с использованием материалов (в XX и XIX веках), суть нынешней революции в том, что жизнь общества, его социальная среда очень сильно меняются в зависимости от того, насколько сильно проникают информационные технологии в жизнь общества. Фактически мы говорим о революции в информационной системе общества. К чему я всё это говорю? К тому, что если мы хотим преобразовать наше общество и понимать, какая цель у этих преобразований, мы должны учесть те новые явления, которые происходят в нашей отрасли. В части, это Интернет.


На мой взгляд, обсуждая, как заполняются строки отчета, мы с вами очень легко можем потерять основную идею: для чего всё это делается, какова цель общества в целом? На мой взгляд, здесь важно понять общее видение рынка.


На самом деле сегодня мы имеем «технологический» взгляд на развитие общества. Это в принципе вполне объяснимо, потому что отрасль инновационная, отрасль высокотехнологическая и поэтому рисковая. И соответственно все услуги, о которых мы говорим, как правило, привязываются к технологии (телефония или мобильная связь, доступ к Интернету по той или иной технологии). И в общем-то, это, на мой взгляд, правильно. А вот наша задача, в том, чтобы помочь нашему регулятору и статистическим органам выработать более правильные классификаторы. Мы должны начать с четкой классификации того, что мы меряем, что мы хотим померять.


И соответственно, второй момент — четко дать термины и определения. Если мы говорим о строке по МГ/МН, которую упоминали, мы четко должны понимать, что имеем в виду (скажем, обмен трафика между фиксированными и мобильными сетями). И тогда эта строка заполняется. Мы увидим важность каждого вопроса просто по деньгам: какие услуги или физические показатели более важны, какие – менее.

 

«ИКС»: Законодательство меняется, правила меняются, а формы статотчетности остаются прежними. Если и корректируются, то не отражают существующее состояние дел. Что же следует менять и надо ли менять вообще?


А. ТуруновА. Турунов, СММ, директор департамента стратегии: Мне кажется, наша основная задача – прийти к общему знаменателю и понять, что и как мы определяем. Возвращаясь к нашей «кухне», попытаемся сформулировать, наверное, главный вопрос: чтО есть абонент платного телевидения. Потому что зачастую абонента кабельного и спутникового телевидения не всегда можно отнести к абонентам платного ТВ. Определив эти по сути базовые вещи, дальше уже можно будет переходить на более глубокие ступени анализа.

 







«ИКС»: К вопросу о единой методике. "Эр-Телеком" хотел выходить с инициативой о приведении рынка платного телевидения к неким единым стандартам.


А. ЧазовА. Чазов, "ЭР-Телеком", руководитель информационно-аналитической службы:
Инициатива — вещь, конечно, хорошая... Но за свой счет мы не собираемся, скажем, организовать какое-то агентство, которое бы сперва определило все понятия четко, а потом собирало бы статистику. Почему это до сих пор не сделалось в России? Не знаю, но есть потребность в одинаковом понимании, что такое абонент, что такое услуга.









В. Ваньков, «АКАДО Телеком» (ОАО «Комкор»), директор по маркетингу: Я, честно говоря, не верю, что удастся создать какие-то универсальные формы. Мало того, если мы будем каждый месяц менять методологию, то никогда в жизни никто в ней не разберется. У меня сотрудники вполне квалифицированные, но и сегодня заполнение существующих форм – процесс “творческий”: компании ведут учет, исходя из собственных требований, а трансформация данных в терминологию статформ не всегда однозначна. Отсюда корни многих разночтений. Есть и проблема с банальными ошибками при заполнении. В частности, мы анализировали статистику по объемам передаваемого трафика и оказалось, что почти весь интернет-трафик в Российской Федерации генерирует одна компания. Исполнители просто ошиблись, перепутав мегабайты и гигабайты, – и статистика отрасли получилась очень своеобразной.


Даже если мы все здесь соберем пожелания по изменению форм, я не уверен, что решим задачу для каждого персонально. Лично у меня свои требования к той информации по рынку, которую я хочу иметь и знать. Меня интересуют совершенно конкретные данные с разбивкой на рыночные сегменты, определенные виды услуг и т.д. Для других компаний будет актуальна несколько другая сегментация, но мы никогда не добьемся, чтобы эта информация была в единых формах регулятора.


 

Подготовила Лилия Павлова

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!