Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 4 2005
01 апреля 2005

Преодолевая телефонное неравенство

В ИСТОРИИ СТС не бывало легких времен. Ее «двойное гражданство» поставило вопрос: сельская связь – социальная услуга или связь для сельскохозяйственных предприятий? Но эти два понятия невозможно разделить. Село – это в первую очередь крестьяне, для которых сельское хозяйство – не профессия, а уклад жизни. Относительно благополучный период развития внутрипроизводственной связи для села (ВПТС), 70 – 80-е годы, был обязан поддержке со стороны государства. Пока бюджет и колхозы выделяли средства на связь, она развивалась, причем одновременно в социально-бытовом и производственном направлениях (предоставлялась руководителям и ведущим специалистам сельхозпредприятий; телефоны устанавливались у сельских жителей, в библиотеках и клубах). В те годы число телефонов в социально-бытовом и производственном секторах было примерно одинаковым. К 1990 г. общая монтированная емкость СТС составляла 4,2 млн номеров.

С прекращением в 90-е годы бюджетного финансирования все бремя развития СТС легло на плечи операторов СОП. В самые трудные для сельской связи 1995 – 2000 гг. ВПТС была практически разрушена (однако номерная емкость не изменилась – телефоны перешли к населению). К 2000 г. более трети (54 тыс. из 150 тыс.) сельских населенных пунктов в России остались вообще без связи.

О НЕОБХОДИМОСТИ ГОСПОДДЕРЖКИ СТС сказано уже немало (например, «ИКС» №1’2001, с. 22). С 1994 г. Минсвязи и Минсельхоз России неустанно обращались в правительство с предложениями о принятии программы развития средств связи в сельской местности. Наконец в мае 2002 г. Правительством РФ была утверждена ФЦП «Социальное развитие села до 2010 г.», в которую включили отдельный раздел по развитию связи в сельской местности. Программой предусмотрены инвестиции в сельскую связь из федерального и региональных бюджетов, из собственных средств компаний связи и агропромышленного комплекса… Однако уже в 2003 г. средства из федерального и региональных бюджетов на развитие СТС вообще не были выделены; в 2004 г. из предусмотренных инвестиционными мероприятиями 261,1 млн руб. из федерального бюджета было выделено 40,7 млн руб. (16% от запланированного объема ). В то же время в рамках ФЦП разработан проект информатизации АПК.

В 2005 г. в рамках этой ФЦП предприятиями холдинга «Связьинвест» запланировано выделить из федерального бюджета 47 млн руб. Получат ли связисты эти деньги в полном объеме? Жизнь уже приучила связистов рассчитывать только на свои силы. Много лет традиционные операторы несут нагрузку по развитию СТС и оказанию селу услуг, тарифы на которые регулируются государством и устанавливаются ниже себестоимости.

ВЕЛИЧИНЫ ПОСТОЯННЫЕ И ПЕРЕМЕННЫЕ. Крайне острыми остаются давно известные проблемы сельской связи: нерентабельность капвложений; высокая стоимость строительства одного номера СТС (в 2004 г., по данным «Связьинвеста», она составляла 7 – 9 тыс. руб., а в некоторых регионах – 12 тыс. руб. Для сравнения: стоимость 1 номера ГТС – 6,4 – 8 тыс. руб.); сложные топографические и климатические условия (некоторые села расположены более чем в 100 км от райцентра) ; преобладание устаревшего оборудования; тяжелое финансовое положение многих сельхозпредприятий; низкий уровень доходов селян. Все это делает сельскую связь стабильно убыточной.

В структуре доходов операторов «Связьинвеста» доля от услуг селу минимальна (в 2004 г. – 4,4 млрд руб. из 128,6 млрд, или 3,4% в среднем по холдингу; самые высокие доходы от СТС у ЮТК – 8% , самые низкие у СЗТ – 2,4% ), и они значительно меньше расходов на ее развитие (в 2004 г. на СТС направлено 6,4 млрд руб.). В этих условиях за три года компании холдинга не только телефонизировали 8 тыс. деревень (к 2004 г. их стало 46 тыс.), но и развивали существующие СТС.



Один из основных показателей обеспеченности связью – количество ТА на 100 жителей – в среднем по СТС России вырос с 9,3 (в 2000 г.) до 12,1 (в 2004 г.). Этот показатель, по данным «iKS-Консалтинг», существенно разнится по регионам – от 1,4% в Ингушетии и 3,4% в Тыве до 25,9% в Камчатской области, 23,4% в Республике Коми и 21,69% в Томской области. В 68 регионах он колеблется от 10 до 20%. Среди отстающих – Московская (8,0%) и Иркутская (4,4%) области.

Официальная статистика телефонного неравенства заслуживает некоторого пересмотра хотя бы потому, что в России количество действительно населенных пунктов с каждым годом сокращается. Например, из Магаданской области жители переселялись на материк целыми поселками, теперь в регионе образовалась внушительная колония НЕнаселенных пунктов, обозначенных лишь на старых картах. Тенденция вымирания малых поселений прослеживается и в других регионах. Так, ЦентрТелеком « после тщательной инвентаризации в 2004 г. обнаружил, что населенных пунктов на территории ЦФО меньше, чем фигурирует в официальной статистике, а не телефонизировано в округе не 22 536 деревень сел, как считалось (это больше, чем в других ФО), а 17 858. С учетом новых данных «лидирует» по количеству «безмолвных» поселений Северо-Западный ФО – 19 654,, 90% из них – крохотные деревеньки с доживающими свой век старушками. Объективности ради следует признать: кризис сельхозпроизводства, массовая миграция молодежи в город привели к тому, что «неперспективные» поселки постепенно стираются с географической карты страны. Конечно, их жителям нужна хотя бы элементарная телефонная связь, и единственный возможный аргумент здесь – социальная справедливость.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УСЛУГИ (УУ) в условиях практического отсутствия бюджетной господдержки сельской связи становятся хорошим способом преодолеть ее убыточность для операторов. Понятие «универсальное обслуживание» (УО) (если отвлечься от его определения в законе «О связи») толкуют и как плату за либерализацию рынка, и как гарантию права каждого человека на связь («ИКС» № 12’2002, с. 30). И то и другое верно. Характерно, что при всем накале трехлетних дискуссий относительно принципов организации УО, особенно финансовой стороны вопроса, телекоммуникационное сообщество единодушно: запуск механизма УУ позволит преодолеть телефонное неравенство между городом и деревней.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!