Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 4 2005
01 апреля 2005

Универсальные услуги связи в России: накануне

В 2004 г. Мининформсвязи РФ и Федеральное агентство связи занимались разработкой пяти подзаконных нормативных актов – постановлений Правительства РФ, регулирующих функционирование системы УО: «О мерах по организации оказания универсальных услуг связи и об утверждении порядка оказания универсальных услуг связи в Российской Федерации», «Об утверждении Порядка регулирования тарифов на универсальные услуги связи», «Об утверждении Правил проведения конкурса на право оказания универсальных услуг», «Об утверждении Порядка формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания», «Об утверждении Правил возмещения операторам связи убытков, причиняемых в результате оказания ими универсальных услуг связи». В настоящее время эти документы, согласованные cо всеми заинтересованными ведомствами, находятся на рассмотрении правительства (проходят окончательную лингвистическую и правовую экспертизу) и, вероятно, будут утверждены в апреле нынешнего года. Что же произойдет с вступлением их в силу? Ситуацию комментирует директор Департамента правового обеспечения Мининформсвязи М. В. ЯКУШЕВ.

– Михаил Владимирович, каков в целом подход Мининформсвязи к внедрению универсальных услуг?

– Подход продиктован законом «О связи». Поскольку дело это для нас новое, мы взяли за основу позитивный зарубежный опыт. Была изучена, адаптирована к российской специфике отражена в подзаконных актах практика оказания УУ в Чили, Перу, США, странах ЕЭС. В целом наш подход максимально приближен к директивам Евросоюза в области телекоммуникаций УО. Набор услуг, порядок их оказания в значительной степени учитывают наши географические особенности – огромные расстояния между населенными пунктами, низкую плотность населения, множество труднодоступных и удаленных районов. По закону «О связи», к универсальным относятся услуги телефонной связи с использованием таксофонов, услуги ПД, предоставление доступа в Интернет с спользованием пунктов коллективного доступа (ПКД). Основные цели внедрения УО в России – обеспечение территориальной доступности услуг телефонной связи с использованием таксофона (под территориальной доступностью понимается возможность достижения пользователем услуг связи таксофона без использования транспортных средств в течение часа ), обеспечение бесплатного доступа к экстренным оперативным службам с использованием таксофона в каждом поселении; услуги ПД и доступа в Интернет с использованием ПКД во всех поселках с населением не менее 500 человек. За рубежом набор услуг иной. В частности, их перечень делают как можно подробнее. Думаю, для нас это станет следующим этапом после приобретения первого опыта реализации УУ.

– Любой правовой документ сам по себе не имеет ценности, он преследует определенные цели. Какие цели у пакета документов по универсальному обслуживанию?

– Мы стараемся решить сразу две задачи. Во-первых, собственно телефонизировать населенные пункты, где сейчас нет доступа к средствам связи. Функция социальная, связана с обеспечением права каждого гражданина на доступ к информации, к телекоммуникационным услугам. Во-вторых, развивать сети связи и бизнес операторов на «невыгодных» территориях. Это двуединая задача, и насколько удачно мы с ней справились, покажет практика операторов УО.

– Универсальное обслуживание начинается с конкурсов. Какая модель их организации нас ожидает?

– В проекте соответствующего постановления правительства очень подробно прописаны правила проведения конкурса. Сама процедура напоминает ту, которая принята при проведении торгов по закупке продукции для государственных нужд: готовится конкурсная документация, формируется конкурсная комиссия, в СМИ публикуется информация о конкурсе. Затем отбираются участники, определяются победители по критериям, указанным в постановлении о конкурсах (один из главных критериев – сумма возмещения убытков, которая заявляется оператором связи). В конкурсе могут участвовать только операторы СОП. Порядок оказания УУ регламентируется договором между Федеральным агентством связи и оператором-победителем конкурса либо назначенным постановлением правительства.

– Как бы вы прокомментировали самый дискуссионный вопрос о порядке формирования и расходования фонда УО? Отчисления операторов составят, как объявлено, 2%?

– В настоящее время размер отчислений снижен до 1,2%. Сама же процедура в максимальной степени отвечает тому видению процесса, которое существует в Минфине России. Поскольку речь идет фактически о средствах, учитываемых в составе госбюджета, мы лимитированы нормативными актами, которые регулируют бюджетный процесс.

– Конкретизируйте круг операторов, которые будут обязаны производить отчисления в фонд УО (в проекте постановления указано, что это все операторы СОП)?

– Обязательства возлагаются абсолютно на всех операторов, которые имеют лицензии на оказание услуг связи на СОП (в том числе тех, которые оказывают УУ). При этом при расчете отчислений не учитывается стоимость услуг по пропуску трафика.

– Если фонд УО не будет израсходован в течение года, куда направят оставшиеся средства?

– Пока могу высказать лишь свое личное мнение. Такие средства будут переноситься на следующий год – чем больше их будет переноситься, тем больше оснований для расширения перечня УУ, предоставления операторам возможности оказывать дополнительный набор услуг и, соответственно, для возмещения х расходов. Хотя нельзя исключить, что идея расширения перечня будет реализована только после полного охвата нетелефонизированных территорий. В любом случае эти деньги будут расходоваться исключительно на УО. Если перехлест окажется значительным, то, может быть, будет изменен размер отчислений на следующий год. Главное – эту систему запустить, увидеть ее в действии. Мы заинтересованы в том, чтобы до лета прошли первые конкурсы и с 1 июля система заработала в полном объеме.

– В опытном порядке?

– От этого варианта отказались. Решили сразу делать «по взрослому».

– Можно ли предположить, что все традиционные операторы станут участвовать в конкурсах?

– Я убежден, что в первых конкурсах будет участвовать максимальное количество операторов. Прогнозируется высокая активность, причем не только со стороны базовых (фиксированных) операторов, но и сотовых, и спутниковых.

– Сегодня в России 46 тыс. населенных пунктов не телефонизировано. Какие прогнозы относительно сроков решения проблемы при введении механизма УО?

– Хотелось бы, чтобы количество лет можно было сосчитать по пальцам одной руки.

– Какие рекомендации, пояснения, советы хотели бы дать операторам накануне принятия пакета документов по УО и вступления нового механизма в действие?

– Совет только один – активно включиться в процесс оказания услуг, начать участвовать в конкурсах за право их оказания и либо воспользоваться теми преимуществами, которые можно получить, оказывая эти услуги, либо наработать опыт, чтобы посоветовать нам внести те или иные необходимые исправления в схему УО.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!