Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 10 2008
16 октября 2008

Кредитная петля

Жесткая конкуренция в сотовом ритейле поставила компании на грань окупаемости. Тянущийся с прошлого года финансовый кризис лишил сотовую розницу кредитной подпорки. Ситуация вынудила крупнейших игроков искать покупателей на свои активы. Первой стала «Евросеть», вскоре пакет акций продал «Цифроград».

Рост розничной торговли в России в 2003–2007 гг. выражался двузначными цифрами во всех сегментах. Гонку возглавляли продавцы сотовых телефонов, обороты которых за этот период выросли почти на порядок. Оптимизм инвесторов относительно перспектив этого бизнеса достиг максимума в 2007 г. Например, «Евросеть» оценивалась чуть ли не в $2 млрд и ее активно сватали на IPO. Хотя уровень операционной рентабельности компаний был невысок, он позволял осуществлять платежи по долгу и получать положительную чистую прибыль.

Сотовые ритейлеры, как и практически все торговцы, проводят агрессивную политику по привлечению займов. Финансовый кризис, начавшийся в августе
2007 г., привел к ужесточению условий кредитования – росту процентных ставок и снижению объемов доступных средств. Со временем некоторые розничные компании стали испытывать проблемы с ликвидностью.

Управление издержками в сотовой рознице затруднено. Во-первых, салоны размещаются на арендованных площадях, плата за которые постоянно растет. Во-вторых, высокая рыночная конкуренция и наличие активного вторичного рынка не позволяют повышать цены на товар. Кроме того, различные варианты диверсификации бизнеса, хотя и дошли до стадии практической реализации, ощутимой финансовой отдачи пока не принесли. Например, «Евросеть» начинала торговать путевками и авиабилетами, печатать фотографии. Но доля подобных услуг в обороте сетей не превышает 1%. Эксперимент по выходу на зарубежные рынки (в Прибалтику) также не увенчался успехом – «Евросеть» была вынуждена продать эти точки.

Два важных для розницы финансовых показателя – уровень доходности продаж (рентабельность по EBITDA) и уровень долговой нагрузки (долг/EBITDA). Наиболее закредитованные сети уже перестают справляться со своими обязательствами. Летом текущего года дефолт по облигациям допустила АЛПИ – компания не смогла выкупить все облигации, предложенные к оферте. А у сети «Аптеки 36.6» EBITDA по итогам I полугодия
2008 г. недостаточна даже для покрытия процентных расходов. Близко к опасной зоне подошла «Евросеть», показатели других сотовых сетей, скорее всего, находятся на аналогичном уровне. Уровень рентабельности сотовиков скромен даже по меркам такой низкомаржинальной индустрии, как розница. Рентабельность по EBITDA у «Евросети» в 2007 г. (3,9%) существенно ниже, чем у той же АЛПИ (14,2%) или у сетей по торговле бытовой техникой (6%). Рост платежей по кредитам в текущем году может еще ухудшить эти показатели.

В результате возможности самостоятельного развития сотовой розницы оказались исчерпаны и компании стали искать инвесторов. Первой с этой задачей справилась «Евросеть»: в конце сентября ее за $400 млн приобрела инвесткомпания ANN, принадлежащая Александру Мамуту. Буквально на следующий день группа инвесторов приобрела 25% «Цифрограда» за $16,7 млн. Эти цифры невелики на фоне фигурировавших ранее оценок, поскольку текущая ситуация заставила переоценить риски сектора. Dixis и «Беталинк» также подтвердили факт поиска покупателей. Используя состоявшуюся сделку в качестве бенчмарка, можно предположить, что сумма этих сделок не превысит $200 млн. Заняв свыше $1,5 млрд и потратив несколько лет на развитие сетей, крупнейшие игроки сотового ритейла продаются примерно за $1 млрд. Сделки, заключавшиеся на этапе роста рынка, порой совершались на более привлекательных для владельцев условиях. В пересчете на доллар оборота стоимость «Телефон.ру» и «Цифрограда», проданных в 2006–2007 гг., оказалась в несколько раз выше, чем у «Евросети» ныне. Ожидание более высокой цены, увы, закончилось для сотовиков печально – их начали атаковать кредиторы.
align="left">
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!